Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап логокоррекционной работы. Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.
В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств. В Приложении 1 представлен примерный образец карты обследования речи дошкольников 4-7 лет.
Ссылаясь на мнение ряда авторов, однако, следует отметить, что данный подход воспринимается весьма отрицательно, поскольку процедура оценивания речевых возможностей объёмна и не отвечает задачам построения программ коррекционной работы. Однако, следует учитывать и тот факт, что существует острая необходимость разработки и апробации материалов, предлагаемых детям в качестве диагностических, т.к. предлагаемый на сегодняшнее время материал не отражает основные принципы, методику и дифференцированное (в зависимости от возраста и речевого статуса) содержание логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в Приложении 2 предлагаются примерные типы заданий и система оценивания уровня речевого развития детей. В основе данной системы оценивания и приводимых типов заданий лежит анализ литературных источников и собственный опыт работы.
Анализ целеполагания и контроль результатов работы позволяют оценить достоинства и недостатки коррекционно-логопедических усилий. Эффективность проведенной работы демонстрируют данные контрольных диагностирований в конце каждого из трёх периодов обучения (1 период – сентябрь-ноябрь, 2 период – декабрь-февраль, 3 период – март-май). (Приложение 3)
Список литературы
- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина – Москва, 2008.
- «О методах исследования и методах обследования речи». О.Е. Грибова – Москва.
- Справочник логопеда. М.А.Поваляева – Ростов-на-Дону, 2002.