Мониторинг эффективности логопедической работы в группах для детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап логокоррекционной работы. Логопедическое обследование проводится в первые две не­дели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследо­вания записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются оши­бочные ответы детей, приводятся образцы детских высказы­ваний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками.   Речевая карта заканчивается логопедическим за­ключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

В настоящее время используются различные виды карт лого­педического обследования, которые отражают специфику нару­шения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя диф­ференциальную диагностику речевых расстройств. В Приложении  1 представлен примерный образец карты обследования речи дошкольников 4-7 лет.

Ссылаясь на мнение ряда авторов, однако, следует отметить, что данный подход воспринимается весьма отрицательно, поскольку процедура оценивания речевых возможностей объёмна и не отвечает задачам построения программ коррекционной работы. Однако, следует учитывать и тот факт, что существует острая необходимость разработки и апробации   материалов, предлагаемых  детям в качестве диагностических, т.к. предлагаемый на сегодняшнее время материал не отражает основные принципы, методику и дифференцированное (в зависимости от возраста и речевого статуса) содержание логопедического обследования  детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в Приложении 2 предлагаются примерные типы заданий и система оценивания уровня речевого развития детей.  В основе данной системы оценивания и приводимых типов заданий лежит анализ литературных источников и собственный опыт работы.

Анализ целеполагания и контроль результатов работы позволяют  оценить достоинства и недостатки коррекционно-логопедических усилий. Эффективность проведенной работы демонстрируют данные контрольных диагностирований в конце  каждого из трёх периодов обучения (1 период – сентябрь-ноябрь, 2 период – декабрь-февраль, 3 период – март-май). (Приложение 3)

Список литературы

  1. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».  Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина –  Москва, 2008.
  2. «О методах исследования и методах обследования речи». О.Е. Грибова –  Москва.
  3. Справочник логопеда.  М.А.Поваляева –  Ростов-на-Дону, 2002.