«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Поэтому мы считаем, что формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. В 5-6 лет (иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определенную успешность в учебной работе по всем предметам.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно ее выражать. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Таким образом, связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) используется метод наглядного моделирования, который помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст). Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше. Использование заместителей и наглядных моделей особенно эффективно развивает умственные способности дошкольников с ОВЗ.
Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с тяжелыми нарушениями речи, мы применяем опорные схемы. Метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм, способствуют развитию связной речи у детей.
Пиктограмм - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы к рассказам и сказкам помогают детям не только слышать свою или обращенную к ним речь, но имеют возможность ее «видеть», а для детей с ОВЗ это особенно актуально.
Работая с детьми с ОВЗ, разработали систему занятий по обучению детей пересказу, где применяется метод моделирования. В систему входят графические схемы, отображающие последовательность событий. В основу таких занятий были положены произведения природоведческой детской литературы (К.Ушинского, В.Бианки, Е.Чарушина, Г.Скрябицкого и других авторов).
В своей работе использую следующие виды наглядного моделирования:
- составление рассказа по пиктограммам
- составление предложений по схемам
- составление пересказа по опорным картинкам
- составление описательного рассказа по картинному плану
На основе многолетнего опыта работы с детьми с ОВЗ, применяя данные методы, можно смело говорить о том, что:
- у наших воспитанников повысился уровень словарного запаса;
- построения детских высказываний стали более развернутыми, эмоционально более окрашенными;
- дети стали значительно увереннее в своих ответах, более активны в пересказе;
- улучшились показатели развития высших психических функций, например, объем внимания увеличился с двух объектов до пяти-шести;
- повысилась результативность коррекционной работы (исходя из результатов мониторинга на конец учебного года).
Подводя итог, можно сказать, что моделирование имеет положительное влияние на развитие связной речи.
Список литературы
- ФГОС ДО.
- Перспективное планирование по программе Васильевой изд. - «Учитель», 2011.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. Москва 2012.
- Широких Т.Д. Учим стихи, развиваем память./ Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59.
- Акимова Г. Память - на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). - Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
- Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Белоусова Л. Веселые встречи. - СПб.: «Детство-Пресс», 2003.
- Житникова Л. Угадай, как нас зовут. - М. «Просвещение», 1985.
- Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». - 1990г. - №10.
- Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». - 2006.
- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР/Издательство Гном, - 2020.