Миофункциональный подход в коррекции звукопроизношения дошкольников

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Среди нарушений развития зубочелюстной системы у дошкольников занимают одно из первых мест занимает укороченная длинна или аномальное прикрепление уздечки языка, амимичность губ, сглаженность носогубных складок, сверхкомплектные зубы, гипотонус/гипертонус круговой мышцы рта. В связи с чем работа по нормализации звукопроизношения должна строиться с учетом и в зависимости от конкретной особенности в строении артикуляционного аппарата.

Исследованием данной проблемы в нашей стране занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Е.Ф.Архипова [1], Н.С.Бабиева [2], Т.И.Дубровина, Костина [4], О.С.Орлова [5], Е.А.Сатыго [6], Г.Д.Тарасова [7], В.М.Чапала [4], Ю.М.Малыгин, Вестон Прайс [3], Рольф Френкель, Г.Л.Саввиди, Крис Фаррелл, О.В.Зайратьянца, Р.М.Мейсон, W.R.Proffit, D.M. [8] Sarver и H.WFields [65], J.E.Riski, Л.П.Григорьева, Л.С.Персии, А.Ю.Порохин, Р.М.Зволинская и др.

С этой целью логопеды, детские стоматологи и ортодонты применяют миофункциональный подход. Высокая эффективность данного подхода доказана в исследованиях профессора МПГУ доктора педагогических наук Архипова Е.Ф. она активно использовала в профилактике и коррекции речевых нарушений миофункциональный трейнер «INFANT».

На основании полученной информации мною был проведен эксперимент с целью выявления особенностей орального праксиса у детей с орофациальными нарушениями, а также разработана, апробирована и оценена эффективность коррекционно-логопедической работы по профилактике и коррекции звукопроизношения с применением миофункционального подхода. Пример занятия приведен в Приложении 1

В результате проведенной работы у детей экспериментальной группы наблюдалась положительная динамика в уровне развития орального праксиса, что в свою очередь, позволяет считать предложенную программу коррекционной работы эффективной и целесообразной для использования с детьми, имеющими орофациальные нарушения.

Список источников

  1. Архипова Е.Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей. Трейнер "INFANT". - М., 2017. - 72 с.
  2. Бабиева Н.С.,Поневежская Т.Ю. Особенности психогенеза у детей с миофункциональными нарушениями // Материалы I международного конгресса. Перспективы развития миофункциональной терапии в медицине. - М., 2018. С. 11-13
  3. Вестон Прайс. Статьи о питании и здоровье фонда Вестона Прайса // Алексей Максимов , Игорь Рыбкин. - С 1- 38. https://litvek.com/av/90157
  4. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. - М., - 2008, - 70 с.
  5. Орлова О.С., Дубровина Т.И., Чапала В.М. Профилактика зубочелюстных аномалий - междисциплинарный подход. // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы IV Международной научно-практической конференции (26-27 июня 2014 г.) / Под ред. И.В.Евтушенко, В.В.Ткачевой. - М., 2014. - 336 с. - С. 145-15.
  6. Сатыго, Е.А. Орофациальные дисфункции и кариес зубов у детей 6-8 лет / Е.А.Сатыго // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2009. - № 2. - С. 14-16.
  7. Тарасова Г.Д., Гаращенко Т.И., Рамазанова Г.А. Особенности состояния ЛОР-органов при миофункциональных нарушениях в детском возрасте // Вопросы практической педиатрии. - 2016. - Т. 11, № 4. - С. 33 - 38.
  8. Proffit WR, Sarver DM и Fields HW (2013) Современная ортодонтия, 5-е издание, C.V.Мосби / Эльзевир, Сент-Луис.