Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации, а так же помогает в развитии:
- связной речи;
- ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» (Ушинский К.Д.)
С помощью мнемотаблицы легко запомнить потешку, стишок. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Например:
ША-ША-ША – доктор лечит малыша,
ШИ-ШИ-ШИ – идут малыши,
ШО-ШО-ШО – поём мы хорошо,
ШУ-ШУ-ШУ – книгу я пишу.
При работе с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, дети с трудом запоминают чистоговорки, скороговорки, словарные слова, неполноценно усваивают правила по русскому языку и не способны применить знания на практике.
Предложенные мнемодорожки стихов, скороговорок успешно использую на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, у которых следующие проблемы:
- скудный словарный запас;
- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушения звукопроизношения;
- дефицит внимания;
- кратковременная память;
- недоразвитие фонетико-фонематического анализа;
- несовершенно логическое мышление.
Предлагаю учащимся провести анализ предложения:
- сколько слов в предложении;
- определи границы предложения;
- нарисуй схему предложения;
- найди главные слова (подлежащее, сказуемое);
- выдели предлоги треугольником
Обозначание:
– Слово ______ (кошка, лес, трава);
– Предлог В,У, НА, НАД, ПОД, / _____
– в окошке;
– Имена собственные: Егор, Арарат /_____;
/_____;
– Предложение: Собака грызёт кость. /
––––– ====== ––––– .
– Предлог в начале предложения:
Анализируем скороговорку:
Кошка в окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Громко читаем скороговорку. Уточняем значение слов. Разбиваем скороговорку на два предложения и анализируем:
Кошка в окошке подушку шьёт.
Анализируем второе предложение:
Мышка в сапожках избушку метёт.
Установка к запоминанию скороговорки:
- Посмотри на картинки и вспомни скороговорку.
- Вспомни картинки в определённой последовательности и повтори скороговорку.
Использование мнемосхем облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведение текста, концентрирует внимание, развивает мелкую моторику, наглядно-образное мышление, увлекает детей, превращает занятие в захватывающий процесс, который воспитывает любовь к русскому языку.