Мнемотехника

Разделы: Логопедия


Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации, а так же помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и  он их усвоит на лету» (Ушинский К.Д.)

С помощью мнемотаблицы легко запомнить потешку, стишок. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Например:

ША-ША-ША – доктор лечит малыша,
ШИ-ШИ-ШИ – идут малыши,
ШО-ШО-ШО – поём мы хорошо,
ШУ-ШУ-ШУ – книгу я пишу.

При работе с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, дети с трудом запоминают чистоговорки, скороговорки, словарные слова, неполноценно усваивают правила по русскому языку и не способны применить  знания на практике.

Предложенные  мнемодорожки стихов, скороговорок  успешно использую на коррекционно-развивающих  занятиях с детьми, у которых следующие проблемы:

  • скудный словарный запас;
  • неумение согласовывать слова в предложении;
  • нарушения звукопроизношения;
  • дефицит внимания;
  • кратковременная память;
  • недоразвитие фонетико-фонематического анализа;
  • несовершенно логическое мышление.

Предлагаю учащимся провести анализ предложения:

  • сколько слов в предложении;
  • определи границы предложения;
  • нарисуй схему предложения;
  • найди главные слова (подлежащее, сказуемое);
  • выдели предлоги треугольником  

Обозначание:

– Слово ______   (кошка, лес, трава);
– Предлог       В,У, НА, НАД, ПОД,    /     _____  –  в  окошке;
– Имена собственные: Егор, Арарат /_____;  /_____;
– Предложение:  Собака грызёт кость.  / –––––    ======    ––––– .  
– Предлог в начале предложения: 

Анализируем скороговорку:

Кошка в окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.

Громко читаем скороговорку. Уточняем значение слов. Разбиваем скороговорку на два предложения и анализируем:

Кошка  в  окошке  подушку  шьёт.

Анализируем  второе предложение:

Мышка в сапожках избушку метёт.

Установка к запоминанию скороговорки:

  1. Посмотри на картинки и вспомни скороговорку.
  2. Вспомни картинки в определённой последовательности и повтори скороговорку.

Использование мнемосхем облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведение текста, концентрирует внимание, развивает мелкую моторику, наглядно-образное мышление, увлекает детей, превращает занятие в захватывающий процесс, который воспитывает любовь к русскому языку.