Логопедия
-
Системный метод в предупреждении и преодолении речевых нарушений у младших школьников 2010
Успех формирования правильной речи у детей во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. Поэтому учителю необходимо контролировать звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей во время проведения урока.
-
Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР 2010
Дети с ОНР испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушением внимания, памяти, несовершенством логического мышления. В статье представлены игры, направленные на коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР.
-
Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников 2010
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
-
Логопедическое занятие по развитию речи "Золотая осень" 2010
В ходе повторения и обобщения темы учащиеся работают с экраном медиапроектора, где идет демонстрация обобщенного и нового материала. Для оживления урока и восприятия материала учащимися используются «живые» картинки медиаресурсов, Картины родной природы настраивают учащихся на восприятие материала.
-
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием информационных технологий (подготовительная группа) 2010
Необходимость проведения интегрированного занятия по математике состоит в решении задачи по повышению интереса детей с задержкой психического развития к выполнению арифметических действий, выходящих за рамки программы и развивающих математические представления дошкольников в работе с компьютерной программой.
-
Сценарий "Праздник красивой речи" (речевое соревнование) 2010
Учитель-логопед ведёт работу с дошкольниками по воспитанию чистой, грамотной речи. Ежегодно в гимназии проводятся праздники Красивой речи – одна из итоговых форм логопедической работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические проблемы. На праздниках дети демонстрируют родителям, сверстникам успехи работы над улучшением речи, осознанное отношение к правильной речи.
-
Конспект группового логопедического занятия по артикуляционно-акустической дисграфии в 3-м классе по теме "Дифференциация звуков [с] —[с']" 2010
Как правило, у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается несоответствие в работе полушарий, задержаны или отстают в развитии психические процессы, что осложняет успешную коррекцию устной и письменной речи учащихся. Занятие планируется с учетом наличия у учащихся неврологических или энцефалопатических нарушений.
-
Особенности интонационной выразительности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 2010
В статье описано исследование особенности интонационной выразительности речи у детей с ФФН и даны методические рекомендации по устранению недостатков.
-
Логопедическое занятие "День рождения Мизинчика" 2010
На уроке дети закрепляют звук "Ж" в своей речи, используя для этого упражнения на развитие мелкой моторики рук.
-
Дифференциация звуков [ж]-[ш] (1-й класс) 2010
Занятие проходит в игровой форме с использованием игр на внимание, мышление: «Звуковые домики», «Определи звук», «Придумай слово». На занятии дети сравнивают и учатся дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, тренируют произношение звуков в предложениях и связной речи, стихах, чистоговорках, потешках. Занятие развивает фонематическое восприятие.
-
Дифференциация звуков [ч]-[щ] 2010
Автор статьи делится опытом работы на логопункте общеобразовательной школы с детьми по преодолению специфических ошибок чтения и письма. Данные занятия даны для второго класса, по программе Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов. Нарушение чтения и письма у детей чаще возникает в результате недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.
-
Сценарий логопедического утренника на тему "Путешествие в Страну звуков, букв и слов" 2010
В данной работе предлагается сценарий логопедического утренника для учащихся 1–6-х классов школы VIII вида. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Цель: повышение эффективности коррекционной работы.
-
Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией 2010
В статье систематизированы наиболее распространённые группы звуковых или фонетических ошибок в письме учащихся коррекционной школы и представлено одно из главных направлений логопедической работы по их коррекции - развитие языкового анализа и синтеза. Предлагаются варианты заданий по развитию анализа структуры предложения, слоговому анализу и синтезу, фонематическому анализу и синтезу.
-
Логопедическое занятие по преодолению фонематической дисграфии на краеведческом материале. Дифференциация [р] и [л]. "Полезные ископаемые Челябинской области" 2010
Данное занятие является частью авторских методических разработок по преодолению фонематической дисграфии на краеведческом материале. Представленное занятие, решая логопедические задачи, способствуют полноценному усвоению НРК в начальной школе. Материал рассчитан на учащихся 3-го класса логопедического пункта общеобразовательной школы.
-
Габдулла Кариев — основатель татарского театра 2010
Статья знакомит с артистом, драматургом, основателем татарского профессионального театра Г.Кариевым.
-
Автоматизация твердого звука [р] 2010
Урок разработан в целях сделать его наиболее интересным, запоминающимся, увлекательным. Обратить внимание на дефект речи и его коррекцию. Совершенствовать двигательные и поведенческие реакции; развивать внимание, память, ассоциативное мышление, мелкую моторику; воспитывать любовь к окружающему миру, толерантность. Использование ИКТ расширяет возможности традиционных методов обучения.
-
Наглядное пособие "Ротик – домик Веселого Язычка" 2010
В статье описан алгоритм изготовления наглядного пособия “Ротик”, который используется при проведении артикуляционной гимнастики.
-
Авторская программа "Техника речи" 2010
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям младшего школьника. Программа помогает воспитаннику совершенствовать выразительность своего чтения, а также показывает пути и средства работы над правильной речью.
-
Использование Лого-среды в коррекционной работе воспитателей речевых групп 2010
Каркасом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР в речевых группах нашего детского сада становится Лого-среда. Лого-среда предусматривает: развитие познавательной активности детей с ОНР, их интеллектуальных умений, коррекцию и развитие речевой функциональной системы, коррекцию и развитие неречевых психических функций.
-
Конспект коррекционного занятия по теме "Звуки [т] и [т']. Буква Т" 2010
Конспект коррекционного занятия из опыта работы по использованию «семантического поля» слова с целью преодоления дисграфии, обогащения словаря, совершенствования связной речи и развития психических процессов.
-
Логопедическое занятие "Дикие животные" 2010
Данное занятие входит в систему работы по развитию лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы. Структура занятия предусматривает постоянную смену деятельности и актуализацию всех психических функций, предупреждение умственной и физической утомляемости у детей, поддерживая постоянный интерес к занятию.
-
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа" 2010
Данное логопедическое занятие призвано развить высшие психические функции: память, внимание, усидчивость, а также связную речь, внимание; обучить грамоте; воспитать вежливость, щедрость.
-
Использование компьютерных технологий в решении коррекционных задач 2010
Конспект индивидуального занятия по теме: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях. На данном занятии дети с помощью программы «Игры для Тигры» закрепляют произношение звука [Ш] в словах, слогах, предложениях, учится дифференцировать звуки [Ш] и [С], развивают фонематические восприятие.
-
Статья "Сопровождение родителей, имеющих детей с проблемами в развитии" 2010
В данной статье представлен план работы клуба «Содружество» на 2009–2010 учебный год, созданного для оказания помощи родителям, имеющим детей дошкольного возраста с проблемами в психоречевом развитии: оказание психологопедагогической поддержки семьям, обогащение знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
-
Психолингвистический подход к обследованию речи детей дошкольного возраста с речевой патологией 2010
Использование психолингвистического подхода, основанное на интеграции психологических и лингвистических знаний, их представление в структуре единого целого открывает широкие перспективы для решения комплекса проблем, связанных с диагностикой, прогнозом и своевременной коррекцией речевых нарушений.
-
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 2010
В статье представлен авторский подход к проведению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики, представлено примерное планирование занятий, предложены разработанные автором фото статических артикуляционных упражнений с изображением положения кистей рук.
-
Обучение грамоте дошкольников 2010
Помимо задач, направленных на обучение грамоте, на занятии предусматриваются различные формы работы по обогащению и активизации словарного запаса, по совершенствованию звуковой культуры речи и развитию связной речи.
-
Дифференциация звуков [з]-[с] в словах, предложениях 2010
Логопедическое занятие с учащимися начальных классов, имеющими нарушения письма, обусловленные ФФН. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ) может быть реализовано в общеобразовательных учреждениях при работе с детьми с общим недоразвитием речи для фронтального и группового обучения.
-
Логопедическое занятие для учащихся 1-х классов по теме "Дифференциация звуков [р], [р'] в словах и предложениях. Театр. Музыкальные инструменты" 2010
Занятие может проводиться с учащимися первых классов, имеющими общее недоразвитие речи или фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Занятие направлено на развитие слуховой, произносительной дифференциации звуков [ р], [ р'] в словах и предложениях; формирование фонематического анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; развитие слухового внимания, памяти.
-
Логопедическое занятие по теме "Развитие фонетико-фонематических представлений на материале "Фрукты и овощи" 2010
Занятие направлено на развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического слуха, звукового, слогового анализа и синтеза; развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления; уточнение понятий «звук», «слог», « слово»; развитие и обогащение словаря.