Логопедическое занятие по теме "Дифференциация Д–Т" (1-й класс)

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цели:

Образовательная:

  • Расширение “семантического поля” слова “Дом”.

Коррекционные:

  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Развитие навыков слогового и звукового анализа;
  • Дифференцирование звуков д, т в слогах, словах на слух и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • Развитие словесно-логического мышления и воображения;
  • Развитие навыков слогового анализа.

Воспитательная:

  • Воспитание самоконтроля за речью.

Оборудование: интерактивная доска, карточки.

Ход занятия:

Оргмомент.

- Сядет тот, кто мне скажет какое время года?

- Назовет зимние месяцы.

- Какой сегодня день?

2. Развитие мелкой моторики:

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

3. Мимические упражнения:

*Мы радуемся первому снегу.
*Ежимся от холодного ветра.

4. Сообщение темы и целей урока:

- Ребята, сегодня мы отправляемся в гости.

А куда?

5. Работа по теме занятия:

(слайд 1)

Читаем запись – ПРОСТОКВАШИНО.

А как зовут мальчика, который там живет?

(слайд 2) - ДЯДЯ ФЕДОР.

Какой звук я выделяю? - (Д)

6. Акустико-артикуляционный образ звука.

Как мы произносим этот звук?

*Губы раскрыты
*Зубы сомкнуты
*Стучим по альвеолам - ДДД

Какой это звук?

Поется? Не поется, значит – согласный.

Работает голос? - работает.

Значит звук - звонкий, твердый.

Назовите друга Дяди Федора?

КОТ МАТРОСКИН (слайд 3)

Какой звук два раза повторяется в слове?

Как мы произносим этот звук?

*Губы раскрыты.
*зубы сомкнуты.
*язык отрывается от альвеол.

Звук Т - согласный, глухой, твердый.

Сегодня мы с вами будем различать звуки Д и Т.

Показываю буквы.

7. Развитие фонематического слуха.

А теперь собираемся в дорогу. Но прежде всего мы должны купить дяде Федору и коту Матроскину подарки.

Отправляемся в хозяйственный магазин. А магазин закрыт, стучим:

Звуковые цепочки:

Да-да-да (повтори Витя),

Стучим:

да-та-да;

Стучим:

да-та-та;

Стучим:

да-та-да;

Открыли, выбираем посуду, в названии которых есть звук Д, Т.

(слайд 4)

ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СКОВОРОДА, ВЕДРО, СТАКАН.

Идем в мебельный магазин. Покупаем мебель со звуком Д, Т.

(слайд 5)

СТОЛ, ТАБУРЕТ, ДИВАН, СТУЛ, КРОВАТЬ

8. Развитие навыков слогового анализа.

Наши покупки и подарки повезем на волшебном паровозике.

Почему он волшебный? (потому что, туда можно распределить слова по слогам).

Разделите слова на слоги и определите, в каком вагоне поедут предметы.

- Определяем слог, выделяем гласную, какой звук д или т? Где находится т в слове.

Тапочки – 3 слога, гласные а, о, и. Звук т. Находится в начале слова?

Поедет в третьем вагоне.

Тыква - 2 слога, гласные ы, а. Звука т. Находится в начале слова.

Поедет во втором вагоне.

Кит – сколько слогов

Торт - сколько слогов?

(прикрепим к вагону).

Игра “Жмурки”. Вы закрываете глаза и на ощупь определяете, какая буква с вами играет. Д, Т.

9. Развитие навыков чтения:

Чтение слогов и составление слов: игра “Электронная муха”.

Пока мы играли наш поезд остановился. Но до Простоквашино мы не доехали. На чем же мы поедем. Конечно на лыжах.

Физминутка.

Снег ложится на поля,
Побелела вся земля.
Впереди высокий лес,
Достигает до небес.

Отталкиваемся мы руками,
Отталкиваемся мы ногами,
Гор высоких не боимся
Вниз на лыжах мы помчимся.

Вот и доехали до жилища дяди Федора.

Но оно необыкновенное - построено из букв.

(слайд 6)

Посмотрите и определите, из каких букв оно построено?

Какое слово можно составить из этих букв?

Дом.

Как можно назвать ласково дом?

Составьте схему слова “Дом”.

Один ребёнок на доске, а остальные у себя в тетради.

img1.gif (321 bytes)

Д

ДОМ

Вместо буквы Д, вставим Т (буква Т), какое слово получится?

(рисунки)

Если вместо Д вставим Т, какое слово получится?

ТОМ (показываю картинки)

ДОМ-том – это слова-паронимы.

Какие еще слова мы знаем?

Я говорю точка - замените звук т на д- получится- дочка.

Уточка - удочка

Тачка - дачка

Плот - плод.

Вывод: если в слове заменить один звук на другой, меняется и значение.

10. Образование сложных прилагательных.

Это дом состоит из одного этажа. Он одноэтажный.

Даниил, в каком доме ты живешь?

Кто вышел нам на встречу? Дядя Федор, кот Матроскин, Шариком, корова Мурка, теленок Гаврюша.

Они очень обрадовались нашим подаркам.

11. Итог занятия:

Вспомните, какие звуки мы различали? Чем они похожи и чем отличаются?

Скоро Новый год. И мы решили во дворе украсить елку.

За ваше участие я вам даю кружочки. Если вы были очень активны - красный кружок, а если не очень - желтый кружок. Этими кружками украсьте елку.

Какая нарядная получилась наша елка.

(слайд 7)

Молодцы.

Литература.

  1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.- М.2008.
  2. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии.- М.2007.
  3. Лопухина, И.С. Логопедия. 550 упражнений для развития речи.- М. 1995.
  4. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.1999.
  5. Волина, В.В. Занимательная грамматика. - 1991.
  6. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М 1999.
  7. Егорова, О.В. Звуки Т - Т*, Д - Д*.- М 2005.