Конспект занятия по логопедии "Дифференциация гласных Ы и И в слогах, словах и предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели и задачи: учить различать звуки [и], [ы] и буквы “и”, “ы”; развивать фонематическое восприятие и внимание; навыки слогового анализа и зрительного восприятия, связную речь; обогащать словарь по темам “Овощи” и “Фрукты”; воспитание мотивации к учению.

Оборудование: буквы и-ы, картинки, мяч, корзины, конверты с предложениями, скороговорки, плакат с буквами разного цвета и размера.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести. [1]

- Сядет тот, кто назовет много предметов: (пирог, карандаш, куст, стол)

II. Введение в тему.

Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Кошка ловила ….(мышку).

Нине купили плюшевого …(мишку).

Какими звуками отличаются слова?

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [ы], [и] и соответственно буквы “ы”, “и” в слогах, словах и предложениях.

III. Сравнительная характеристика звуков.

- Что помогает нам произносить

а) звук [ы]

б) звук [и]

- Чем похожи звуки, чем отличаются?

IV. Развитие фонематического восприятия.

а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной интонацией.

ти-ты-ти-ты

пи-пи-пы-пы

бы-бы-би-би

сы-си-сы-си

б) Игра “Наоборот”

(твердые и мягкие слоги).

V. Соотнесение звука с буквой.

- Рассмотрите буквы (плакат с разными буквами, разного цвета, размером букв).

Найди среди них букву, которая обозначает звук [ы], звук [и] (показать печатную, строчную, заглавную).

Повесить таблицу ы-и.

VI. Дифференциация звуков и букв в слогах.

а) Самомассаж пальчиков рук:

1. “Ручки греем”.

2. “Точилка”.

3. “Братцы”.

4. “Забор”.

5. “Точим ножи”.

6. “Браслет”. [2]

б) Работа в тетрадях.

- Прослушайте слоги, звуковые сочетания и запишите только гласные (запись на магнитофоне)

-вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри

Проверка: на доску повесить карточку с буквами: И, ы, и, и, ы, и, и.

VII. Дифференциация звуков и букв в словах.

а) Игра “Поймай звук”,

Слова: рыба, нитки, косы, малыш, сыр, игла, ромашки.

Физминутка. [1]

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Наклонились,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

б) Сегодня мы пойдем в магазин (на доску – слово “магазин” - словарное слово), в котором продают много разного товара. Как такой магазин называется? (универсальный, супермаркет). Как же удержаться и не купить лишнее. В этом нам помогут изучаемые гласные. В корзины кладем предметы (тыква, дыня, огурцы, баклажаны, слива, персик, апельсин, лимон, терка) в соответствии со звуками с объяснением “Я могу купить…, потому, что звук (и, ы) слышится в начале, средине, конце”

в) в тетрадях запись:

ы

тыква

дыня

огурцы

баклажаны

и

слива

персик

апельсин

лимон

Лишний предмет – терка.

г) Посмотрите на предметы первой корзины и второй корзины и назовите обобщающим словом (овощи, фрукты). Что можно приготовить из овощей, что из фруктов?

д) Работа по словообразованию.

Сок из слив – сливовый.

Сок из лимонов – лимоновый.

Сок из персиков – персиковый.

Сок из апельсинов – апельсиновый.

Чем полезны овощи и фрукты?

Физминутка для глаз. [1].

Жукова С.А. 219-740-769

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки),

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел. (посмотреть вправо-влево).

VIII. Дифференциация звуков и букв в предложениях.

а) Прочитать предложения.

б) Можно ли из этих предложений составить рассказ?

в) Составить рассказ и проверить.

г) Записать рассказ в тетрадь, вставив пропущенные буквы.

(индивидуальный, дифференцированный подход).

Мар…на пом…ла разн…е фрукт… и ягод…. В кастрюлю нал…ла вод… и постав…ла на пл…ту. В горячую воду нас…пала сахар. Потом брос… ла ягод… и фрукт…

Скоро вкусн…й компот был готов.

Домашнее задание. Выучите и четко произнесите скороговорку:

“Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыла”.

Итог занятия.

- Какие звуки и буквы учились различать?

- Для чего учились различать?

- Что нового узнали на занятии?

Литература

1. Ковалько В.И. “Школа физминуток”. - “ВАКО”: М., 2005г.

2. Аммосова Н.С. “Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе”.– Журнал “Логопед” № 6, 2004 г.