Цели и задачи: учить различать звуки [и], [ы] и буквы “и”, “ы”; развивать фонематическое восприятие и внимание; навыки слогового анализа и зрительного восприятия, связную речь; обогащать словарь по темам “Овощи” и “Фрукты”; воспитание мотивации к учению.
Оборудование: буквы и-ы, картинки, мяч, корзины, конверты с предложениями, скороговорки, плакат с буквами разного цвета и размера.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести. [1]
- Сядет тот, кто назовет много предметов: (пирог, карандаш, куст, стол)
II. Введение в тему.
Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.
Кошка ловила ….(мышку).
Нине купили плюшевого …(мишку).
Какими звуками отличаются слова?
Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [ы], [и] и соответственно буквы “ы”, “и” в слогах, словах и предложениях.
III. Сравнительная характеристика звуков.
- Что помогает нам произносить
а) звук [ы]
б) звук [и]
- Чем похожи звуки, чем отличаются?
IV. Развитие фонематического восприятия.
а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной интонацией.
ти-ты-ти-ты
пи-пи-пы-пы
бы-бы-би-би
сы-си-сы-си
б) Игра “Наоборот”
(твердые и мягкие слоги).
V. Соотнесение звука с буквой.
- Рассмотрите буквы (плакат с разными буквами, разного цвета, размером букв).
Найди среди них букву, которая обозначает звук [ы], звук [и] (показать печатную, строчную, заглавную).
Повесить таблицу ы-и.
VI. Дифференциация звуков и букв в слогах.
а) Самомассаж пальчиков рук:
1. “Ручки греем”.
2. “Точилка”.
3. “Братцы”.
4. “Забор”.
5. “Точим ножи”.
6. “Браслет”. [2]
б) Работа в тетрадях.
- Прослушайте слоги, звуковые сочетания и запишите только гласные (запись на магнитофоне)
-вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри
Проверка: на доску повесить карточку с буквами: И, ы, и, и, ы, и, и.
VII. Дифференциация звуков и букв в словах.
а) Игра “Поймай звук”,
Слова: рыба, нитки, косы, малыш, сыр, игла, ромашки.
Физминутка. [1]
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Наклонились,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
б) Сегодня мы пойдем в магазин (на доску – слово “магазин” - словарное слово), в котором продают много разного товара. Как такой магазин называется? (универсальный, супермаркет). Как же удержаться и не купить лишнее. В этом нам помогут изучаемые гласные. В корзины кладем предметы (тыква, дыня, огурцы, баклажаны, слива, персик, апельсин, лимон, терка) в соответствии со звуками с объяснением “Я могу купить…, потому, что звук (и, ы) слышится в начале, средине, конце”
в) в тетрадях запись:
ы
тыква
дыня
огурцы
баклажаны
и
слива
персик
апельсин
лимон
Лишний предмет – терка.
г) Посмотрите на предметы первой корзины и второй корзины и назовите обобщающим словом (овощи, фрукты). Что можно приготовить из овощей, что из фруктов?
д) Работа по словообразованию.
Сок из слив – сливовый.
Сок из лимонов – лимоновый.
Сок из персиков – персиковый.
Сок из апельсинов – апельсиновый.
Чем полезны овощи и фрукты?
Физминутка для глаз. [1].
Жукова С.А. 219-740-769
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки),
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел. (посмотреть вправо-влево).
VIII. Дифференциация звуков и букв в предложениях.
а) Прочитать предложения.
б) Можно ли из этих предложений составить рассказ?
в) Составить рассказ и проверить.
г) Записать рассказ в тетрадь, вставив пропущенные буквы.
(индивидуальный, дифференцированный подход).
Мар…на пом…ла разн…е фрукт… и ягод…. В кастрюлю нал…ла вод… и постав…ла на пл…ту. В горячую воду нас…пала сахар. Потом брос… ла ягод… и фрукт…
Скоро вкусн…й компот был готов.
Домашнее задание. Выучите и четко произнесите скороговорку:
“Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыла”.
Итог занятия.
- Какие звуки и буквы учились различать?
- Для чего учились различать?
- Что нового узнали на занятии?
Литература
1. Ковалько В.И. “Школа физминуток”. - “ВАКО”: М., 2005г.
2. Аммосова Н.С. “Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе”.– Журнал “Логопед” № 6, 2004 г.