Логопедическое занятие в 1-м классе. Тема: "Предложение"

Разделы: Логопедия


 

Цель: Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух.
  • Учить работать со словом: определять позицию звука в слове, образовывать новые слова.
  • Учить составлять предложения и работать с ним.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.

1. Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии наши глаза внимательно смотрят и все (видят). Уши внимательно слушают и все (слышат). Голова хорошо (работает).

2. Дыхательная гимнастика.

Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Гласные тянутся песенкой звонкой И – И – И – И
Могут заплакать и застонать О – О – О – О
Могут качать в колыбели Аленку А – А – А – А
Могут как эхо в лесу закричать АУ – АУ – АУ – АУ
Могут лететь высоко в синеву АУ – У – И – А – У – И

3. Мимические упражнения.

Посмотрите на эти лица, какие они разные. Какое это лицо (Радостное, грустное, сердитое, и т.д). Изобразите злую бабу ягу, веселого клоуна, печальную Аленушку (дети садятся).

4. Повторение.

Логопед: Ребята, вспомните, из чего состоят слова.

Дети: Из звуков.

Логопед: Из каких звуков?

Дети: Из речевых звуков.

Логопед: Назовите речевые звуки.

Дети: А, О, У, и т.д.

Логопед: А какие еще есть звуки.

Дети: Не речевые.

Логопед: Назовите не речевые звуки.

Дети: Стук в дверь, шум проехавшей машины, хлопок в ладоши, и т.д.

Логопед: Не речевые звуки мы слышим, а речевые слышим и говорим.

5. Изучение нового материала.

Логопед: Как вы думаете, из чего состоит предложение?

Дети: Предложение состоит из слов.

Логопед: Предложения бывают кроткие и длинные. Слова в предложении живут в согласии. Послушайте: рисовать, Саша, стрекозу. Вы, что – то поняли?

Дети: Нет.

Логопед: Как из этих слов правильно составить предложение?

Дети: Саша рисует стрекозу.

Логопед: Чем длиннее предложение, тем больше мы узнаем, о чем либо.

Логопед: Придумайте короткое предложение по этой картине (Приложение 1, картина “В парке”)

Дети: Наступила зима. (Разбор предложения)

Логопед: Придумайте длинное предложение по этой картине (Приложение 1, картина “Зима”).

Дети: В парке дети слепили снеговика. (Разбор предложения.)

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, последнее слово.

6. Физминутка:

Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками.
Киваем головой
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы крутимся потом
Мы топаем ногами
– Топ– топ– топ
Мы руки поднимаем
-Хлоп-хлоп-хлоп
Мы руки разведем
И побежим кругом

Восстановление дыхания.

7. Работа над лексической темой “Поздняя осень”.

Логопед: Какое сейчас время года? Назовите приметы поздней осени

Дети: Холодно, идет снег. На дорогах гололедица, и т.д..

8. Дыхательная гимнастика.

Дует сильный ветер
Кружатся последние листочки
Пролетают первые снежинки
(выработка воздушной струи)

8. Развитие психических процессов.

Логопед: Давайте немного пофантазируем:

– Что было бы, если бы снег был сладким?

– Снежная баба ожила?

– Снежинки не падали, а висели в воздухе?

– Лед на реках и озерах был разноцветным?

– Что было бы, если не было бы зимы, а всегда было бы лето?

– Вода это хорошо или плохо? Почему?

– Солнце это хорошо или плохо? Почему?

(Дети садятся)

8. Развитие фонематических процессов.

Логопед: Если услышите звук “ Б” хлопните в ладоши: Каша, булавка, молоко, кошка, банка, бубен, пальто, ботинки, школа, банан.

Логопед: А сейчас договорите слово слогом “БА” Шу – ба, гу – ба и т.д.

9. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Приготовьте свои руки для пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуйте”

Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!

10. Итог занятия.

Логопед: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: О звуках, словах, предложениях. О приметах поздней осени. Рассматривали картины, составляли предложения. Делали пальчиковую и дыхательную гимнастики, фантазировали и т.д.

Логопед: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Вы устали? (Ответы детей)

Занятие окончено, спасибо!