Тема: «Дифференциация звуков [С] и [З] в слогах, в словах»
Цели:
- Образовательные: продолжить формирование умения дифференцировать звуки [с] – [з] по артикуляционным и акустическим признакам в слогах и словах; закрепление связи звуков [с], [з] с буквами С, З; продолжить формирование лексико-грамматической стороны речи;
- Развивающие: расширение словаря по темам «Зима», «Весна», развитие фонематических процессов, самоконтроля за произнесением звуков речи,; развитие навыков составления графических схем;
- Коррекционные: способствовать нормализации мышечного тонуса; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; продолжить формирование нижнедиафрагмального дыхания,
- Воспитательные: воспитание культуры коммуникации, умения внимательно выслушивать педагога и товарищей.
Оборудование: профили артикуляции звуков, схематическое изображение артикуляционных укладов, слоговая таблица, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, пластмассовые буквы, маски животных, сюжетные картинки, материал для графического письма, мяч, зеркала, карточки с буквами и цифрами, презентации (Приложение 1, Приложение 2).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент с психотерапией
– Какое сегодня число, месяц, время года, время
суток.
– Назовите весенние месяцы. Садитесь. Посмотрите
на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе:
“У меня все получится”. У вас обязательно всё
получится.
Упражнения:
1. Общее расслабление – «Путешествие на облаке» (на фоне музыки для релаксации)
Весной на небе появляются облачка.
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза
глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить
вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое
пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых
подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, руки,
голова удобно расположились на этой большой
облачной подушке. Теперь начинается путешествие.
Облако медленно поднимается в синее небо.
Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь,
высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако
перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете
счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это
место как можно более точно. Здесь вы чувствуете
себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь
может произойти что-нибудь чудесное и
волшебное…
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас
назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и
поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас
покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно
растает в воздухе. Помашите ему рукой.
Потянитесь, выпрямитесь и будьте бодрыми,
свежими и внимательными.
2. Развитие голоса, интонационной выразительности.
– Сейчас мы окажемся в весеннем лесу. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
– Произнесите этот стишок медленно и тихо,
затем громко и быстро.
– Произнесите тревожно – вам страшно.
– Произнесите весело – в лесу не страшно.
– Произнесите стишок с восклицательной
интонацией.
3. Развитие общей моторики
– Как называются животные, которые живут в
лесу? (Дикие животные)
– Кто всю зиму спит, а весной просыпается? (Медведь)
Надевают маски медведя.
– Покажите, как ходит медведь.
– Кто в лесу зимой холодной ходит злой всегда,
голодный? (Волк) Надевают маски волка.
– Покажите, как ходит волк.
– Как воет волк? (У-у-у). А как воют волчата? (У-у-у)
– Кого в лесу называют хитрой, рыжей? (Лису).
Надевают маски лисы, показывают, как ходит лиса.
– Быстрый маленький зверёк
– По деревьям скок-поскок. (Белка). В масках
белки показывают, как прыгает белка.
4.Развитие мелкой моторики
В начале весны холодно, мёрзнут руки. Давайте разогреем ручки, поиграем с пальчиками.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и разжимаем их)
Мы рога козы покажем
Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем)
Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить.
(Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому пальцу)
5. Массаж лица (выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения).
Приложение 2. Слайд 2.
– Погреем и лицо.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли, (Раздвинутые
пальцы рук растирает лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки. (Поглаживание
от крыльев носа к ушам)
А потом от носа мы к губам “стекаем”. (Носогубные
складки массируем движениями по спирали)
Гладим подбородок, гладим, растираем. (Поглаживание,
пощипывание, постукивание раздвинутыми
пальцами от ушей до середины подбородка и
назад)
6. Развитие мимических мышц
– Какое настроение у вас, когда вы смотрите за
окно, а там тепло, ярко светит солнце, поют птицы?
– Весёлое (улыбаемся)
– Какое настроение у вас, если за окном холодно,
метель, солнце спряталось за тучи, пасмурно?
– Грустное (огорчаемся).
– А теперь снова выглянуло солнышко… (улыбаемся).
7. Развитие артикуляционной моторики
Упражнения для губ:
Приложение 2. Слайд 3.
– «улыбка» удержать под счёт до 5;
– «заборчик».
Упражнения для языка:
– «горка» – показ на руке;
– «часики»;
– «качели»;
– «чистим нижние зубы».
Упражнение для нижней челюсти:
– «гармошка»
II. Работа по теме занятия
1. Объявление темы занятия
– Какое время года было перед весной? (Зима)
– Какой первый звук в слове зима? (Звук
[З])
– Отгадайте загадку: Зимой греет, весной тлеет, летом
умирает, осенью оживает? (Снег)
– Какой первый звук в слове снег? (Звук [С])
– Сегодня мы и будем изучать звуки [С] и [З],
различать их в слогах и в словах.
2. Проговаривание изолированных звуков
Приложение 1, слайд 2.
– По календарю наступает весна, но стоит ещё холодная погода. Зима не уступает место весне. Зима пришла сегодня к нам на занятие.
Зима (какая?) | холодная злая снежная, морозная, тёплая, ветренная… |
– Почему Зиму можно назвать злой? ветренной?
– Зимой дует холодный ветер.
– Как дует зимой холодный ветер? С-С-С – контроль
тыльной стороной ладони.
Развитие речевого дыхания
Приложение 2. Слайд 4.
– Зимой в тёплую погоду ребята любят кататься с
горки. Давайте и мы покатаемся с горочки.
– Найдём глазами на рисунке верхнюю точку,
мысленно поставим на неё указательный палец
правой руки (в воздухе) и произносим звук [С] на
одном дыхании, ведём пальчик до нижней точки.
Затем найдём глазами нижнюю точку, мысленно
поставим в воздухе на неё указательный палец
левой руки и произнесём, не прерываясь, на одном
дыхании звук [З], ведём пальчик до верхней точки. А
теперь найдём верхнюю точку и произнесём, не
прерываясь, звук [С] на одном дыхании, сопровождая
его только движением глаз до нижней точки. Теперь
звук [З] – от нижней точки до верхней.
3. Анализ артикуляционных укладов по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
Приложение 1, слайд 3.
– Хорошо зимой! Но всему своё время. Наступает время Весны! А Зима продолжает злиться, не хочет уступать место Весне. Вы хотите, чтоб к нам пришла Весна? Давайте поможем ей преодолеть все препятствия, которые устраивает для неё Зима. А препятствия эти – задания, которые вам надо выполнить. И вот первое задание, которое нам прислала Зима:
Звук [С] – губы улыбаются, зубы – на зубы
«заборчиком», язык «горочкой», кончик языка у
нижних зубов (показ на руке), воздушная струя идёт
через рот, встречает преграду – зубы, голосовые
связки не работают (тыльная сторона ладони на
горлышко).
Звук [З] – артикуляция та же, но спинка языка
незначительно поднята, голосовые связки
сомкнуты и вибрируют (тыльная сторона ладони
на горлышко).
Общее: расположение губ, зубов, кончика
языка
Различное: С – глухой, З – звонкий.
4. Характеристика звуков
– [С] и [З] – согласные звуки, будем отмечать их
карандашом синего цвета.
– Вы выполнили это задание, и из-за тучки
появилось солнышко! (улыбаемся)
5. Связь звуков и букв
– Зимой холодно. Давайте выполним второе
задание Зимы, которое она послала нам на
снежинке, и тогда станет теплее.
– Расскажите, что вы знаете о звуках и буквах?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим
и пишем).
– Какая буква соответствует звуку [С]? (Эс)
– Какая буква соответствует звуку [З]? (З).
– Найдите эти буквы в нашем волшебном домике.
Дети находят буквы в настенной кассе букв.
– Буква С написана на доске справа или слева?
– На что похожа буква С? (З?)
Часть кружочка потерялась
–
З – на цифру 3 похожа.
Буква "с" у нас
осталась.
Две дуги у неё тоже.
– Вы справились и с этим заданием, стало уже
чуть-чуть теплее.
– Зимой ночи длинные, тёмное время суток длится
дольше, чем светлое. С закрытыми глазками
определите, что находится в мешочке.
Игра «Чудесный мешочек».
Дети с закрытыми глазами определяют, какую букву взяли в мешочке: С или З.
– Нарисуем эти буквы пальцами обеих рук
поочерёдно в воздухе.
– А теперь напишем эти буквы в тетради.
– Справились вы и с этим заданием. Дни становятся
всё длиннее и длиннее, а ночи короче. Но не
сдаётся Зима.
6. Развитие фонематического слуха
– Опять стало холодно. У ребят замёрзли руки и ноги. Давайте погреем их.
Игра «Поймай звуки [С] и [З]»
– Хлопните в ладоши громче, если услышите звук
[З], тише, если услышите звук [С] : л о с м и
т з р ы с д з к т з р с
– Топните ногам громче, если услышите звук [З],
тише, если услышите звук [С]: са, за, зо, су, сы, зы
– А сейчас все дружно встанем. Я буду называть
слова. Если в слове есть звук [с] – разводите
руки в стороны; а если звук [з] – руки опущены
(слон, заяц, лиса, коза, стрекоза, сова, коса, Лиза,
ласточка, гроза)
– Вот и опять согрелись.
7. Дифференциация звуков в слогах. Звуковой и графический анализ слогов
– Поиграем в снежки. (Игра с мячом).
– Прочитайте по таблице слоги с изменением
ударения.
Приложение 2. Слайд 5.
са' – са – са за' – за – за
со – со' – со зо – зу' – за
са – со – су' за – зо – зу'
– Следующее задание: запишите слоги са и за, сделайте их графический анализ.
8. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами
Приложение 1, слайд 4.
а) Звукослоговой и графический анализ слов-паронимов.
– Дополните слог са до слов (сак, Саша,
сад, оса, коса…), слог за до слов. (заяц, коза,
роза…)
– Что изображено на картинке? (коса).
– У кого ещё может быть коса? (у девочки)
– Сколько звуков в слове коса? Запишите
слово коса в тетради. Начертите его звуковую
схему.
– Поднимите цифру 1, 2, 3 или 4 в зависимости от
места звука [с] в слове.
– Назовите соседей звука [с] в этом слове.
– Сколько слогов в слове коса? Выделим слоги
графически.
– Назовите первый слог, второй слог.
– Звук [с] находится в первом или во втором слоге?
– Обозначьте графически звук [с] в слове коса.
Аналогичная работа проводится со словом коза. Сравнения написания слов коса и коза, их лексического значения.
Вывод: слова похожи по написанию, но различны по значению.
Приложение 1, слайд 5.
б) Игра «Буква заблудилась». Замените звонкий [з] на [с] и наоборот, глухой [с] на [з].
Сравнение слов по написанию, лексическому значению; запись слов-паронимов в тетради.
в) Игра «Четвёртый лишний»
Приложение 2. Слайд 6.
– коса, коза, заяц, лиса
г) Игра «Чего не стало»
– Что лежало, лежало и убежало?
(коса, коза, заяц, лиса)
9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Приложение 1, слайд 6.
Образование множественного числа существительных.
– Я буду говорить про один предмет, а вы – про много.
коза – козы – много коз,
коса – … – …
лиса – … – …
заяц – … – …
– Все препятствия вы успешно преодолели, выполнили все задания, которые приготовила вам Зима. Зима сдаёт свои позиции, прощается с нами до следующего года.
Приложение 1, слайд 7.
– Кто к нам пришёл? (Весна)
Весна (какая?) |
ранняя |
– Почему весну можно назвать звонкой? Ранней? Поздней? Весна вступает в свои права, теперь у нас станет тепло, прилетят птицы, набухнут почки и распустятся листочки на деревьях, появятся первые проталинки, начнёт таять снег.
III. Итог занятия
– Какие звуки и буквы мы сегодня различали?
– Что общего в их произношении?
– Что различного в их произношении?
Оценка работы учащихся
Рефлексия
– Кому было все понятно, интересно и легко
работать, тот станет к веселому человечку.
– А кому было трудно успевать и выполнять
задания – к грустному.
Приложение 2. Слайд 7.