Логопедия
-
Социо-игровая технология в коррекции речевых нарушений 2013
В статье раскрываются особенности социо-игрового подхода в коррекции речевых нарушений у дошкольников, принципы социо-игрового подхода в работе логопеда, представлены социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи и конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе детского сада.
-
Родительское собрание на тему "Как правильно читать" 2013
Обучение младших школьников навыкам правильного, выразительного, беглого и сознанного чтения является одной из основных задач не только педагога, но и родителей ребенка, т.к. чтение играет огромную роль не только в образовании, но в воспитании и развитии человека. Данная работа представляет собой материал, который может быть использован как на родительском собрании, так и для индивидуальных консультаций родителей учителем-логопедом или учителем начальных классов.
-
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения 2013
Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология в зрении у детей влияют на взаимодействие анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае включается иная система связей, чем у зрячих. Зрительные нарушения безусловно осложняют формирование речи. Поэтому наши дети нуждаются в определенной программе обучения и особом индивидуальном подходе.
-
Интегрированное занятие в средней логопедической группе "Прогулка в зимнем лесу" 2013
Цель занятия: закрепление знаний о диких животных у детей средней группы с общим недоразвитием речи. Игровая форма занятия с постоянной сменой видов деятельности позволяет поддерживать активность и интерес детей на протяжении всего занятия и способствует лучшему усвоению материала. Использование метода интеграции позволяет развивать у детей разнообразные способности: мышление, зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие, подвижность, воображение, мелкую моторику рук.
-
Формирование правильного употребления предлогов у детей с общим недоразвитием речи 2013
Задачи коррекционного обучения решаются совместными усилиями логопеда и воспитателей при тесном контакте с родителями. Общими усилиями необходимо научить детей логопедической группы правильно употреблять как простые, так и сложные предлоги в речи, помочь усвоить правила соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств ребенка.
-
Методические рекомендации по организации логопедической работы учителя-логопеда 2013
В логопедический кабинет зачисляются ученики, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи. В первую очередь в логопедический кабинет принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
-
Интегрированный урок (музыка + чтение) "Весна в искусстве" 2013
Цели: познакомить со стихотворением Ф.Тютчева, произведениями П.И. Чайковского «Март», «Апрель» и др. Показать на примере конкретных произведений, как при помощи средств художественной выразительности создается образ весны. Учить работать с текстом, картинами.
-
Развитие фонетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 2013
Статья посвящена вопросам выявления и коррекции проблем, связанных с недостаточным развитием у детей фонетического восприятия. Важность развития фонематического слуха сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной речью, и для успешного обучения в школе, овладения навыками чтения и письма, дети должны научиться делить слова на составляющие их звуки, определять порядок звуков в слове. Особое внимание обращается на использование широкого диапазона упражнений и игр, направленных на формирование фонематического восприятия.
-
Конспект игровой гостиной для мам и детей "Угадай, кто я?" в подготовительной группе с ТНР 2013
Игровая гостиная для мам и детей «Угадай, кто я?» в подготовительной группе детей с нарушением речи позволила раскрыть незаурядные способности взрослых и дошколят. 5 конкурсов – заданий на узнавание характерных особенностей своего ребенка вызвало огромный интерес у мам.
-
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи 2013
Предлагаемый конспект индивидуального логопедического занятия содержит речевой материал направленный на автоматизацию звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи, который может быть использован как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе.
-
Конспект занятия во 2-й младшей группе "Гласные звуки [а], [у], [и], [ы]. Закрепление" 2013
Непосредственно организованная образовательная деятельность проводится во второй младшей диагностической группе для детей с системным недоразвитием речи во II полугодии. Игровое занятие способствует развитию фонематического восприятия и физического слуха, зрительного и слухового внимания, позволяет в игровой форме закреплять формирующиеся навыки выделения гласных звуков в слове и определении их места: в начале слов для гласных [а, у, и, о] и в конце слов для гласного [ы].
-
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Дифференциация звуков [ш] - [ж]" 2013
Представлено занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на автоматизацию правильного произношения и дифференциацию звуков [ш] – [ж] в слогах, словах, фразах. На занятии происходит формирование навыков звукового и слогового анализа слов, совершенствование грамматического строя речи.
-
Логопедическое занятие-путешествие по формированию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе детей с ОНР с элементами моделирования по теме "Транспорт" 2013
Занятие проводится в форме игры-путешествия и является итоговым в тематической неделе. Широко используется связь с другими образовательными областями (ручной труд, музыка, рисование). Занятие насыщенно разнообразными приемами в упражнении над лексико-грамматическим материалом, а в составлении описательного рассказа используются схемы-модели.
-
Тема урока "Звуки и буквы Б-П. Их дифференциация" 2013
Подгрупповое логопедическое занятие проводится с использованием интерактивной доски, где используются задания для развития зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, а также фонематического слуха, анализа и синтеза слов и предложений в игровой форме. Задания даются как индивидуальные, так и подгрупповые. Для выполнения заданий используется различный материал, представленный в презентации.
-
Сценарий открытого занятия на тему "Как важно быть вежливым" 2013
Урок направлен на закрепление умения составлять предложения и связывать их в текст. Одновременно показывается значимость вежливого и дружелюбного отношения в ситуации общения с любыми людьми, умение с пониманием относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья, воспитание толерантности.
-
Конспект речевого праздника в подготовительной группе "Умницы и умники" 2013
Представлен итоговый речевой праздник в подготовительной группе «Умницы и умники». Игры формируют практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
-
Конспект занятия "Веселый язычок, ловкие пальчики, ушки на макушке" 2013
В ходе проведения урока у детей развивается подвижность и точные движения органов речевого аппарата. Развивается слуховое и зрительное внимание; мелкая моторика. Проводится обучение правильному дыханию.
-
Что мы знаем об интонации? 2013
В статье рассматривается вопрос о значении выразительной речи в жизни человека, а также содержит речевой материал по диагностике интонационной выразительности речи детей младшего школьного возраста. Статья адресована родителям, логопедам и учителям начальных классов.
-
Автоматизация звука [р] в словах и предложениях 2013
Занятие на закрепление правильного произношения звука [P]. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука, активизировать слуховое и зрительное восприятие, развить фонематические процессы, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильное речевое дыхание, произвольную память, внимание и мышление.
-
Телесно-ориентированные и когнитивные методы в системе работы при дизартрии 2013
Характеризуя детей с дизартрией, мы видим комплексное нарушение на всех трех уровнях функционирования головного мозга (по А.Р. Лурия). Учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе должен применять методы воздействия на все иерархические ступени мозговой организации, начиная работу "снизу-вверх" (с энергетического уровня). Основой нейропсихологического подхода является "Метод замещающего онтогенеза", автор А.В. Семенович.
-
Формирование навыков развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у дошкольников с ОНР 2013
Работа по формированию связной речи ведется в двух направлениях: формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет – работа над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным картинкам и сериям последовательных картин; формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет. И в том и в другом случае используется один из основных дидактических приемов – переход от простого к сложному, от называния детьми отдельных предметных картинок до развернутого самостоятельного повествования.
-
Развитие фразовой речи у старших дошкольников с ОНФ (III уровень) 2013
Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность ребенка, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Коррекционная работа по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должна предполагать обучение верному использованию слов в различных грамматических формах, последовательному выражению мыслей. При усвоении типов фраз образцом для детей должна являться речь педагога.
-
Формирование навыков словоизменения имен прилагательных у младших школьников с использованием метода цветотерапии и логопедических рассказов 2013
Ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде встречаются часто в письменных работах учащихся, поэтому важно проводить логопедические занятия с младшими школьниками по данной теме. Целесообразно использовать на начальном этапе коррекции имена прилагательные, обозначающие цвета "зелёный" и "синий", так как учащимся легче на этом примере показать зависимость рода прилагательных от рода существительных, можно использовать метод цветотерапии.
-
Закрепление произношения звука [р]. Загадки 2013
Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука «Р».
-
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы "Времена года. Весна" 2013
Цель урока: помочь детям непроизвольно запомнить информацию о временах года, порядок их следования; закрепить названия весенних месяцев в чтении стихотвений, репродукциях пейзажей, фрагментах музыкальных произведений, рисунках; расширить представление детей о величине, богатстве, красоте русского языка, поэзии; совершенствовать навыки планирования речи, развивать умение рассуждать; развивать память.
-
Автоматизация звука Р в связной речи. Тема: "Путешествие со звуком Р в замок Дракона" 2013
Логопедическое занятие направлено на закрепление произношения звука “Р” в связной речи с учетом образовательных, коррекционных, воспитательных целей. Упражнения и задания с использованием наглядного материала помогут обучить детей навыкам выразительной речи, чтению стихов и составлению рассказов, а так же активизировать общую, мелкую моторику, развить артикуляционный аппарат, речевое дыхание и фонематическое восприятие.
-
Организация и содержание фронтальных коррекционных занятий с детьми речевых групп ДОУ 2013
В рекомендациях описываются требования к организации и содержанию коррекционных занятий. Коррекционный час – это обязательный, ежедневно выполняемый комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования. В работе содержится как теоретический аспект, так и практический – полный комплекс игр и упражнений для коррекционной работы воспитателей младшей логопедической группы ДОУ по лексической теме «Игрушки».
-
Сказкотерапия как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми имеющими речевые нарушения 2013
В настоящее время очень популярно использование сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Развитием связной речи детей в детском саду занимается не только логопед, но и воспитатели. Мы работаем в тесном контакте, дополняя друг друга. Логопед развивает речь детей в определенной последовательности. Воспитатель на своих занятиях и в повседневной жизни закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях логопеда.
-
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2-м классе 2013
Занятие нацелено на закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах. Дети учатся дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки и закрепляют знания о гласных и согласных звуках.
-
Тема "Зимующие птицы" в логопедических группах 2013
В разработке лексической темы в старшей и подготовительной логопедической группах для детей с диагнозом ОНР (3-й уровень) приведены примеры лексико-грамматических упражнений по разным возрастам, конспекты занятий по развитию речи с детьми-логопатами .