Звук [т] и буква Т. "В гостях у медвежонка Топа"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Коррекционно-образовательные:
    • закрепление навыков четкого произношения звука [т] в слогах, словах и предложениях;
    • различение звука на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
    • закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
  2. Коррекционно-развивающие:
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие внимания, памяти, мышления;
    • развитие мелкой и крупной моторики;
    • развитие координации речи с движением;
    • развитие лексического словаря по теме: «Транспорт».
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитание нравственно-этических чувств.

Задача: различение звука на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: игрушки (медвежонок Топ, щенок Тузик), картинки (самолет, вертолет, такси, автобус, конфеты, торт), звуковые домики, цветовые символы звуков, демонстрационная буква Т, счётные палочки, зеркала, тетради, ручки, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент. Психогимнастика.

Включается запись (шум дождя).

Логопед: Ребята, какие звуки вы услышали? Ответы детей.

Это шум дождя. Давайте представим щенка, который промок под этим дождём. Покажем, как ему холодно, как грустно. А теперь, улыбнемся, друг другу и пусть наша улыбка поднимет всем настроение.

Игра на внимание.

Сядет тот, кто назовёт слово со звуком [к].

2. Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка собачки.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (собачка). Эту собачку зовут Тузик. Какой звук слышится в начале слова Тузик? Звук [т]. Сегодня мы вместе с Тузиком будем слушать и произносить звук [т].

3. Характеристика звука [т] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Ребята, возьмите зеркало, произнесите звук [т]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам) Звук [т] поётся? (нет) значит, он какой? (согласный). В доме какого цвета он будет жить? (в синем). А теперь положите ладошку на горлышко, ещё раз произнесите звук [т] и определите звонкий или глухой этот звук? (глухой) Вместе скажем, звук [т] - согласный, глухой.

4. Развитие фонематического восприятия. Дидактическая игра: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [т]».

Произносятся слоги: та, да, то, до, ту, ду.

5. Произношение звука [т] в словах.

Логопед: Наш Тузик хочет навестить своего друга-медвежонка Топа. Топ пригласил к себе Тузика. На чём можно поехать в гости? (ответы детей) Просмотр картинок.

Посмотрите, на чём можно поехать в гости? (на такси) Прежде чем поехать, давайте накачаем шины и заведем мотор.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

А теперь представим, что мы сели в машину и поехали.

6. Физкультминутка. Песня «Весёлые путешественники».

Запись на магнитофоне.

Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся
Мы песенку поём
А в песенке поётся
О том, как мы живём.

7. Определение позиции звука [т] в словах.

Показ картинок.

Логопед: Ребята, а ещё на чём можно поехать в гости? На самолёте, на мотоцикле, на трамвае, на вертолёте. Как это называется одним словом? (транспорт)

8. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Транспорт».

Мы с первым пальцем малышком в трамвайный парк пойдём пешком.
С другим поедем мы в трамвае, тихонько песни напевая.
А с третьим сядем мы в такси, попросим в порт нас отвести.
С четвёртым пальчиком в ракете мы полетим к другой планете.
Садись-ка пятый в самолёт, с тобой отправимся в полёт!

9. Произношение звука [т] в предложениях.

Логопед: Вот мы приехали к медвежонку Топу. Как мы его поприветствуем? Мы скажем ему, здравствуй, медвежонок Топ!

Показ картинок.

Логопед: Посмотрите, чем хочет угостить нас медвежонок Топ? (конфетами, тортом) Как мы отблагодарим его? Скажем ему спасибо! А на прощание мы скажем ему - до свидания!

10. Знакомство с буквой Т.

Логопед: Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т? (ответы детей)

Напишем букву Т пальчиками в воздухе и составим её из счётных палочек.

11. Чтение слогов.

та

то

ту

ты

    ат

от

ут

ыт

12. Звуко-слоговой анализ слова.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чтобы нам вместе поехать в гости, какой нужен транспорт? (автобус). Составьте схему слова автобус.

13. Составление и анализ предложения.

Логопед: А теперь нам нужно составить, проанализировать и записать предложение со словом автобус.

14. Итог занятия.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение,1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика.- Москва,ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.