Рассматриваемый аспект |
Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития |
- Речевое развитие по возрасту;
- без особенностей;
- доречевое развитие с задержкой;
- раннее психомоторное развитие протекало с
задержкой;
- в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
- поздно начал говорить;
- до школы проводилась коррекция
звукопроизношения в условиях поликлиники,
детского сада;
- ранее психомоторное развитие с задержкой;
- фразовая речь – с 3 лет.
|
Состояние и подвижность
артикуляционного аппарата |
- Анатомическое строение без аномалий;
- не удерживает позу закрытого рта;
- может достаточное время удерживать
артикуляторное положение;
- движение языка замедленные, с затруднениями;
- основные движения языком, губами выполняет;
- губы толстые, малоподвижные;
- наблюдается замена движений и синкенезии;
- язык вялый, массивный, объем движений неполный;
- переключаемость движений нарушена;
- тонус нормальный, активность движений
достаточная;
- кончик языка малоактивный;
- при артикуляционных упражнениях мышечное
напряжение увеличивается;
- прикус – прогения;
- отмечается повышенная соливация;
- твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
- точность выполнения движений сохранна;
- зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется
наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
- мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное,
короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
|
Состояние мелкой моторики |
- Движение рук неточное;
- пробы Хеда выполняет выборочно;
- с трудом овладевает навыками самообслуживания
(застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
- навыками самообслуживания не владеет;
- недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
- произвольная моторика не сформирована;
- ведущая рука - правая;
- предпочитает работать левой рукой;
- все движения выполняет правильно;
- мышечный тонус повышен;
- неправильно держит карандаш;
- моторная неловкость при работе с пластилином;
- испытывает трудности при овладении
графическими навыками;
- наблюдается замедленный темп письма;
|
Состояние общей моторики |
- Двигательно неловок, медлителен;
- ограничен объем активных движений;
- отстает в темпе, ритме, переключаемости
движений;
- испытывает трудности при имитации движений
“как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и
т.д.;
- мышцы быстро утомляются при функциональных
нагрузках;
- отмечаются трудности при выполнении упражнений
на динамическую организацию движений;
- замен движений и синкенезий не наблюдается;
|
Понимание речи |
- Речь окружающих понимает в пределах уровня
интеллекта;
- понимание речи затруднено;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- нуждается в неоднократном повторении задания;
- с опозданием реагирует на обращение учителя;
- речь окружающих выполняет выборочно, с
неточностями;
- понимание речи связано с незнанием русского
языка.
|
Звукопроизношение |
- Имеются недостатки произношения;
- нарушено произношение звуков …;
- дефектно произносит оппозиционные звуки;
- недостатки произношения звонких согласных
(оглушение);
- изолированно все звуки произносит правильно, но
при увеличении речевой нагрузки наблюдается
общая смазанность речи;
- отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
- полиморфное нарушение звукопроизношения
характера стертой формы дизартрии.
|
Фонематические процессы |
- Фонематический слух недостаточно сформирован;
- фонематический синтез сформирован, правильно
производит слова из последовательно названных
звуков;
- фонематические представления сформированы,
правильно придумывает слова на заданные звуки,
отбирает картинки;
- затрудняется придумать слово на заданный звук;
- слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
- неправильно дифференцирует слова: бочка –
почка, малина – Марина;
- фонематическое восприятие, фонематический
анализ и синтез в основном сформированы;
- при выполнении более сложных форм
фонематического анализа наблюдаются
значительные трудности;
|
Владение звуко – буквенным анализом и
синтезом |
- Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза
недостаточно сформированы;
- допускает ошибки при определении количества
звуков в слове;
- имеются затруднения в определении количества и
последовательности звуков;
- определение места звука в слове сформировано;
- место звука по отношению к другим звукам
определяет не всегда верно;
- имеются затруднения при определении количества
и последовательности звуков на более сложном
речевом материале;
|
Воспроизведение слов сложного
звукового состава |
- Не удерживает полную слоговую структуру
многосложных слов, особенно со стечением
согласных;
- количество слогов в многосложных словах
определяет неправильно;
- переставляет слоги местами;
- слова сложного звукового состава воспроизводит
правильно.
|
Темп, внятность речи,
характеристика голоса и дыхания |
- Темп высказываний замедленный;
- речь неразборчивая, маловыразительная,
невнятная, малопонятная для окружающих;
- звуки произносятся нечетко;
- голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный,
хриплый;
- дыхание свободное, затрудненное, поверхностное,
неглубокое, неровное);
- темп и ритм речи в пределах нормы;
- словесное ударение употребляет правильно;
- интонационная речь недостаточно выразительна.
|
Проявления заикания |
- Не заикается;
- иногда повторяет первый слог в словах, сложных
по структуре или семантике;
- наличие судорог (дыхательных, голосовых,
артикуляционных);
|
Словарный запас |
- Объем словарного запаса соответствует
возрасту;
- словарь беден, неточен, ограничен обиходно –
бытовой тематикой;
- не всегда точно использует слова;
- испытывает трудности при подборе антонимов,
синонимов, однокоренных слов;
- в речи чаще применяет имена существительные,
глаголы, местоимения, реже – прилагательные,
наречия;
- не понимает значения многих слов и допускает
многочисленные ошибки в их употреблении;
- часто использует слова не по назначению;
- допускает смешение слов по смыслу и по
акустическому сходству;
- страдает понимание и употребление обобщающих
понятий.
|
Грамматический строй |
- Недостаточно сформирован для данного возраста;
- в речи отсутствуют сложные синтаксические
конструкции;
- допускает многочисленные ошибки в предложениях
простых синтаксических конструкций;
- имеется несогласование слов во фразе,
аграмматизмы;
- неправильно употребляет предлоги, падежи;
- имеются ошибки при преобразовании имен
существительных во множественное число;
- в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
- допускает ошибки в употреблении сложных
предлогов;
- имеются ошибки в согласовании прилагательного
и существительного в косвенных падежах (семь
карандашов, на зелеными деревьев);
- допускает ошибки в согласовании
прилагательного и существительного среднего
рода в именительном падеже, а также в косвенных
падежах;
- есть аграммматизмы при образовании
прилагательных от существительных (сливочное
варенье, волчачий хвост).
|
Связная речь |
- Наблюдается недостаточное развитие связной
речи;
- в пересказах наблюдаются пропуски и искажения
смысловых звеньев, нарушение последовательности
событий;
- неотчетливо произносит слова;
- оречевление затруднено;
- при ответах пользуется фразой несложной
конструкции;
- наблюдается высокий уровень речевого развития;
- опыт речевого общения беден;
- самостоятельно высказаться затрудняется;
- устная форма речи недостаточно сформирована.
- грубое недоразвитие связной речи (1–2
предложения вместо рассказа).
|
Письмо |
- Имеются многочисленные ошибки разного
характера;
- испытывает трудности при овладении письмом и
чтением (т.к. имеется большое количество
специфических – дисграфических ошибок на фоне
большого количества разнообразных других);
- при списывании наблюдаются единичные ошибки;
- при письме под диктовку допускает большое
количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др.,
пропуски, добавления, пропуски предлогов,
слитное написание слов).
|
Чтение |
- Способ чтения побуквенно – слоговой;
- чтение замедленное, послоговое, словами;
- понимание прочитанного с неточностями;
- чтение послоговое, простые слова читает
целостно;
- делает запинки при чтении многосложных слов;
- чтение с большим количеством ошибок (пропуск
букв, слогов, усечение слова, наращивание,
угадывание окончаний, смешение оптически
сходных букв, аграмматизмы и др.);
- не отвечает на вопросы по тексту;
- при чтении слова произносит неотчетливо.
|
Координация и пространственная
ориентировка |
- Нечеткая координация движений;
- затрудняется определить правую, левую сторону;
- зрительно - пространственные представления
сформированы недостаточно;
- причинно – следственные связи (отношения)
выстраивает только с помощью взрослого;
- неправильно располагает написанное на листе
бумаги;
- схема тела не сформирована;
- правильно определяет части тела.
|
Дополнительные сведения (краткая –
психолого – педагогическая характеристика) |
- Ошибки часто обусловлены невнимательностью,
импульсивностью;
- охотно принимается за выполнение заданий не
дослушав объяснения;
- легко заинтересовывается, но быстро охладевает
к работе;
- имеет стойкую неуспеваемость по основным
предметам;
- испытывает трудности при усвоении материала по
русскому языку;
- внимание неустойчивое, часто отвлекается;
- значительно снижен объем кратковременной и
долговременной памяти;
- с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
- запас знаний и представлений об окружающей
действительности значительно снижен;
- инструкции по выполнению задания требуется
повторять неоднократно.
|
Логопедическое заключение |
- Показаний для занятий на логопункте нет;
- фонематическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
- нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
- недоразвитие фонематического слуха и
фонематического восприятия;
- лексико-грамматическое недоразвитие;
- полиморфное нарушение звукопроизношения,
дислексия и дисграфия;
- сложная форма дисграфии (акустическая
дисграфия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза);
- имеется нерезко выраженная дисграфия;
- аграмматическая дислексия и дисграфия;
- фонематическая дислексия, дисграфия на почве
нарушения языкового анализа и синтеза;
|
Основные причины трудностей усвоения
учебного материала |
- Нарушение работоспособности в связи с
повышенной утомляемостью или вследствие
соматической ослабленности;
- трудности адаптации в школьном учреждении;
- нарушение моторики в виде недостаточной
координации движений;
- незрелость эмоционально – волевой сферы;
- педагогическая запущенность вследствие
неблагоприятных социальных условий ребенка;
- гиперопека родителей;
- недостатки внимания, эмоционально-волевой
регуляции, самоконтроля;
- двигательная расторможенность,
гиперактивность;
- ограниченный запас знаний и представлений об
окружающем мире и т.д.;
- трудности начались со второго полугодия, после
болезни;
- недостаточное понимание учебных заданий,
указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными терминами,
понятиями;
- слабо развито словесно-логическое мышление;
- недостаточное развитие связной речи;
- трудности формирования учебных умений
(планирование предстоящей работы; определение
путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в
заданном темпе);
- невротические и неврозоподобные состояния
(страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
|
Результаты речевого развития |
- Динамика речевого развития незначительная;
- при положительной динамике развития выпущен из
группы;
- рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
- динамики в развитии не наблюдается;
- логопедические занятия посещал нерегулярно,
материал усвоен выборочно, динамика развития
ребенка незначительная.
|
Рекомендации |
- Диагностическое обследование ребенка и сбор
данных;
- избегать интеллектуальные и психологические
нагрузки;
- ребенок нуждается в индивидуальном подходе и
постоянном контроле со стороны взрослых;
- перед объяснением нового материала проводить
пропедевтические упражнения;
- в целях компенсации и выравнивания недостатков
физического, психического и речевого развития,
избегая перегрузок, рекомендуется повторный
курс обучения (или обучение в специальной
коррекционной школе);
- систематизировать, расширять и уточнять
имеющиеся учебные знания и сведения об
окружающем мире;
- пополнение и уточнение имеющихся знаний;
- систематизация умения и навыков;
- рекомендуется консультация у специалистов…;
- во избежание “школьной неуспешности”
рекомендовано посещение школы с 7 летнего
возраста;
- рекомендован дополнительный отдых;
- уменьшение интеллектуальной и эмоциональной
нагрузки;
- посещение занятий с психологом и логопедом;
- устранение пробелов в имеющихся знаниях;
- довести до необходимого уровня учебную
деятельность;
- стимулировать самооценку;
- создание возможности выбора…;
- повышение личной ответственности;
- создание благоприятной обстановки в классе,
дома и т. д.;
- оказание помощи в обретении веры в свои силы;
- рекомендован повторный курс обучения;
- проведение дополнительного обследования с
целью определения ребенка на дальнейшее
обучение с учетом его уровня развития;
- восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
- ребенку необходим поэтапный контроль и частая
смена видов деятельности;
- для развития мотивации желательно
использование занимательного материала, видов и
приемов заданий, вызывающих интерес учащихся,
создание ситуации “успеха”;
- единство требований к ребенку учителя,
логопеда, психолога и родителей.
|