Эпиграфом к моей теме могут служить слова Александра Ивановича Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушёл в забвение: «Детей необходимо научить творить, хотя бы ради того, чтобы они не вытворяли».
С глиной работаю около тридцати лет. Глина – это просто, удивительно, увлекательно, прекрасно, «здоровьесберегательно». Имею опыт работы с детьми от трёх до двенадцати лет. Из всего этого сделала вывод, что педагоги считают глину очень неудобной для применения в практике. Действительно, в традиционной методике это сложный процесс. Я попыталась сделать всё, чтобы это было интересно, результативно, просто и увлекательно и для меня, и для моих воспитанников, начиная с добычи, приготовления глины к работе и кончая росписью поделок.
У нас, в Кавалеровском районе Приморского края, много месторождений различных глин. Использую те, что расположены близко к нашему образовательному учреждению; нетрудоёмкие в подготовке к работе; имеют свойства, которые позволяют работать с ними детям.
Работа с глиной начинается у нас с увлекательной экскурсии к месторождению, обычно ранней осенью, в сентябре. По пути изучаем флору, по возможности фауну, разные виды почв.
Затем приготавливаем вместе глину к работе: измельчаем, если она большими комками и заливаем водой. На следующий день месим, как тесто, добавляя немного соли (для хранения, свойств это не меняет) и измельчённую глину, если «тесто» слишком жидкое, воду если густое. Для нашей глины этого достаточно. В ней могут попадаться мелкие камушки, которые при «замесе» удаляются. Дети, экспериментируя, добиваются лучшего для лепки варианта. Делим на комки по размеру – сколько умещается в ладонь ребёнка, затем складываем в полиэтиленовый пакет (чтобы не высыхала), плотно заворачиваем. В таком виде глина храниться долго, всегда готовая к работе.
Почему глина? «Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и даёт ребёнку возможность понять целостность формы предметов.
Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Использование пластилина обычно ведёт к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно. Цветной материал, а цвет, как дополнительное средство, часто отвлекает детей от изображения основного – формы.
Нужно учесть также, что детям 2-4 лет трудно обрабатывать пластилин, даже если его разогревают перед занятием. При работе с большим комом глины у ребёнка задействованы все мышцы кисти руки. С пластилином – мелкие мышцы. Поэтому работа с пластилином предполагает уже развитую мелкую моторику, которая появляется к 5-7 годам. Тогда же, в связи с расширением знаний об окружающей действительности, у детей появляется желание изображать мелкие детали предметов: украшения одежды фигур, растительные формы в сюжетной лепке». [9]
Какие проблемы помогает решать работа с глиной. Так как я работаю на логопедической группе, то это, прежде всего: накопление речевых средств в нестандартных ситуациях и активное использование их детьми в коммуникативных целях. Помимо этой цели решаются общеразвивающие задачи познавательного развития: сенсорное развитие, развитие психических функций, ознакомление с окружающей действительностью, формирование элементарных математических представлений; креативного развития: развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, художественно-творческая деятельность; нравственного и трудового воспитания: формирование навыков адекватного поведения в различных ситуациях, желание принимать участие в трудовой деятельности, навыков самообслуживания.
Экспериментирование – ещё одна из положительных сторон работы с глиной. Почему сегодня она такая мягкая, а вчера лепить было труднее. Что будет, если добавим воды, песка. Почему на песок льёшь воду, она исчезает, а на глину – нет и т.д. Комок глины может быть волшебным: что будет, если я сплющу шар сильно, сильно – получилось колесо, к колесу приставить палочки – получилось солнышко. В свободной лепке ребёнок, начиная с трёх лет, чаще просто экспериментирует, чем пользуется полученными эталонами, образами выполнения работы. Экспериментируя, убеждается в том, что, действительно, дымковская красавица лучше всего получается из конуса, а петушок из цилиндра согнутого в дугу и т.д.
Для систематизации всей работы с глиной мною была составлена методическая разработка, как дополнение к «Программе коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Н.В.Нищевой. (В нашем детском саду четыре логопедических группы, работающих по программе Н.В. Нищевой, в 2009 – 2010 учебном году я работаю с детьми 4-5 лет и продолжаю работать по данной теме).
Разработан тематико-перспективный план и система игровых занятий по лепке (Приложение 1). Любое занятие на усмотрение педагога может превратиться в сюжетно-ролевую игру с элементами учебной деятельности и проходить как свободная творческая деятельность по желанию детей, направляемая педагогом.
Основой перспективного и календарного планирования является тематический подход и осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми специалистами, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс на данной группе.
Учтены все принципы, заложенные в основу «Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Н.В.Нищевой: системности, комплексности, развития, принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, общедидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход. Предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка.
В основу методической разработки положены многолетние наблюдения и анализ результатов продуктивной деятельности детей, изучение влияния работы с глиной на разные стороны развития ребёнка: психические функции, речь, сенсорика, познавательное развитие. Всё это отражалось в индивидуальных диагностических картах, которые своей наглядностью позволяли сделать выводы, изложенные ранее.
Методы и приёмы подбирались в соответствии с сензитивным периодом, поддерживающим инициативу ребёнка, его попытку понять сложные зависимости в окружающем мире. При использовании разнообразных методов: наглядных, словесных, практических – ведущим приёмом, пронизывающим организацию и осуществление учебно-познавательного процесса, является игровой. Интеграция игровой, продуктивной и познавательной деятельностей, приводит к хорошей результативности, что подтверждается диагностикой.
Особое внимание хочу обратить на приём, который я назвала «проговаривание» и который используется мною почти на всех занятиях. Он превращает детей из пассивных наблюдателей в думающих, анализирующих, а главное – говорящих участников обучающего процесса (Что я делаю? Отламываете большой кусок глины…)
Практика показывает (проводились наблюдения за детьми от трёх до двенадцати лет), что уже с первых этапов работы с глиной задания выполняют 80%. Именно этот вид деятельности способствует самоутверждению ребёнка. От «я не умею, я не смогу это сделать» к удивлению «у меня получилось!», утверждению «оказывается, я всё могу». Это делает успешным и другие виды деятельности. Ребёнок (семь лет) с логоневрозом, отказывающийся участвовать в обычном диалоге, берёт на себя ведущую роль в игре, давая речевые указания остальным игрокам.
Девочка (начальная школа компенсирующего вида, восемь лет, начала говорить пять лет, первый класс отказывалась отвечать, выполняла только письменные задания) взяла в руки глину, сначала в свободной форме во вторую половину дня, затем стала выполнять задания (результативность 100%). Вместе с педагогом рассказывала другим детям, что слепила, какие приёмы применила. Работа с логопедом, психологом, индивидуальный подход со стороны учителя и воспитателя, ответственное отношение родителей дали свой положительный результат, когда ребёнок соприкоснулся с глиной. Юля поверила в себя, стала разговаривать, стала успешней во всех видах деятельности, главное в учебной. В настоящее время Юля обучается в техникуме. (Со слов родителей, диагностика).
Наряду с задачами, которые традиционно решала лепка: развитие творческих и сенсорных способностей, овладение изобразительными и техническими умениями, работа с глиной позволяет создать естественные ситуации, в которых ребёнок учится общаться, овладевает разговорной речью, закрепляет то, что даёт логопед в системе занятий.
Система предлагаемых занятий не исключает использование других пластических материалов, но основным, по возможности, должна быть глина. (Приложение 2).