Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня

Разделы: Логопедия


 «Путешествие Ученого Кота к звезде Альфа Вита»

Цель: профилактика дизорфографии у детей подготовительной к школе группы на логопедическом занятии по теме «Путешествие Ученого Кота к звезде Альфа Вита» через использование элементов социо-игровой и театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей подготовительной группы орфографически правильному письму через использование элементов социо-игровой и театрализованной деятельности.
  • Коррекционно-развивающие задачи: Развитие диалогической, связной речи через использование элементов социо-игровой и театрализованной деятельности. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса с использованием речевой пробы Хэда; умения конструировать и реконструировать буквы «Сложи фигуру»; умения запоминать и воспроизводить ритмический рисунок с меняющимся ударением (с одинаковым согласным и гласным звуками); фонематического восприятия «Хлопни, когда услышишь звук [Н]»; умения произносить слова так, как на них падает ударение; зрительного гнозиса (рассматривание картинки и нахождение на ней букв Н, «Найди маленькие и большие буквы Н»); наблюдательности (нахождение отличий: «Смешные рожицы»); логического мышления; памяти (называние слов со звуком [Н]); произвольного внимания; творческого воображения; мимики; мелкой (выполнение заданий «Подготовка к полету», «Восстанови сломанные, или недописанные буквы Н) и общей моторики.
  • Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения при выполнении заданий, положительной установки на участие в занятии. Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Предварительная работа: знакомство с буквой Н, со звуком [Н]; работа в прописях, рассматривание иллюстраций со звуком [Н]; заучивание стихотворения про букву Н.

Оборудование: плакат «Планеты Солнечной системы»; инопланетяне, летающая тарелка; ракета; звезды; светомузыка; цветные иллюстрации; карточки «Подготовка к полету», «Смешные рожицы»; цветные (космические) карандаши; тетради; картонные буквы разного размера; пластмассовые палочки; предметная картинка «Межпланетный зверь».

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами совершим уникальное путешествие! Дело в том, что наш знакомый Ученый Кот набирает экипаж звездолета для путешествия к таинственной звезде Альфа Вита. С одной планеты, которая вращается вокруг этой звезды, долетели до нас загадочные сигналы. (Звучит музыка.) Эти сигналы поймал и расшифровал Ученый Кот. Оказывается, жители далекой планеты приглашают в гости всех, кто хочет с ними познакомиться.

Ученый Кот (воспитатель): Ребята, а вы хотите полететь в гости к жителям далекой планеты?

Дети: Да, хотим!

Логопед: Догадайтесь, на какую планету мы с вами полетим? Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какая буква на ней чаще всего встречается, и посчитайте ее количество.

Дети: На картинке много букв Н их 30.

Логопед: Молодцы! Итак, мы с вами отправляемся на планету «Н». Звездолет готов к полету, его люки гостеприимно распахнуты для вас! Он оснащен по последнему слову техники. Управлять им очень просто: достаточно взять специальный космический карандаш (Ученый Кот раздает космические карандаши) и нарисовать какую-нибудь фигуру, как мощные двигатели включаться и понесут космический корабль по точно такой же траектории, только увеличенной в миллионы раз. Для тех, кто еще не знает: траектория – это такая линия, по которой что-нибудь движется.

- Для начала освоим полет по прямой.

- Потом попробуем взлететь с поверхности планеты.

- А теперь выйдем на орбиту вокруг планеты.

- А сейчас будем отрабатывать повороты.

- И напоследок разучим фигуру высшего пилотажа, которая называется «мертвая петля».

Устали? Давайте, выходите из-за стола и сделаем космическую гимнастику для пальцев: отдохнем и порисуем смешные рожицы в воздухе. Помните: «Точка, точка, запятая, минус – рожица смешная…»? (Дети вместе с логопедом и Ученым Котом рисуют смешные рожицы в воздухе). Ребята, выберите себе дружочка и поднимите руки вверх. Молодцы! Давайте подойдем к нашему космическому зеркалу. Смотрите, кто это? Как называются жители с разных планет?

Дети: Это инопланетяне.

Логопед: Правильно! Выберите себе пару инопланетян и скажите, чем они отличаются друг от друга. (Дети находят и называют отличия).

А теперь посмотрите в зеркало и покажите правой рукой левое ухо; сделайте так, чтобы у вас уши были, как у инопланетян на второй картинке; а теперь, как на третьей; нахмурьте брови; удивитесь и улыбнитесь друг другу.

Что, ребята, трудновато?
Быть пилотом нелегко!
Кто трудиться
Побоится –
Не умчится высоко!

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Вы, готовы отправиться в путь!

Ученый Кот (воспитатель):

Я, поближе вас узнав,
Говорю вам: мяу-мяв,
Рад я вас тренировать,
А потом к звезде умчать!
На пути планет десятки,
Вам нужна одна, ребятки,
Вам нужна планета «Н»
Мягкой вам посадки!

Чтобы долететь до планеты «Н» вам нужно выполнить несколько заданий.

Первое задание. Вам нужно будет восстановить сломанные, или недописанные буквы Н.

Это задание вы будете выполнять в своих космических тетрадках. (Дети выполняют задание.)

Второе задание. Догнать и поймать букву Н. Посмотрите, на полу нашего корабля лежат буквы разного цвета и размера. Какую букву мы с вами должны найти?

Дети: Букву Н.

Ученый Кот (воспитатель): Правильно! Девочки должны найти все маленькие буквы Н, а мальчики - большие. (Дети под музыку находят и собирают буквы).

Логопед:

Третье задание. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [Н].

Четвертое задание. Нужно сложить фигуру из семи палочек. Затем убрать две палочки так, чтобы получилась буква Н. (Логопед показывает образец фигуры и просит детей сконструировать такую же фигуру на полу с помощью пластмассовых палочек, а затем реконструировать ее, чтобы получилась буква Н)

Образец:

Пятое задание. Ребята, подойдите к пианино. Вы сейчас должны пропеть и отхлопать слоги с изменением ритмического рисунка.

Логопед: Итак, ребята, мы с вами прилетели на планету «Н». Эта одна из самых красивых планет, но она полна необычайных неожиданностей. Не торопитесь совершать посадку. Сначала полюбуйтесь ею издалека.

У жителей здесь несговорчивый характер. Они любят говорить: «Нет! Не надо! Не нужно!»

А какие вы чаще всего говорите слова, когда не хотите что-нибудь делать? (Дети отвечают.)

Ребята, смотрите на планету «Н» случайно залетел ужасный межпланетный зверь! Выход один: придумайте слова со звуком [Н], и произнесите их так, как на них падает ударение.


Дети называют слова, и инопланетянин улетает.

Логопед: Молодцы! Зверь улетел. Какой стишок про букву «Н» вы знаете?

Дети: На букве «Н» я как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Логопед: Молодцы! Ученый Кот благодарит всех членов экипажа за проявленные в полете качества: любознательность, настойчивость и терпение. Звездолет берет курс на Землю!

Ученый Кот (воспитатель):

Я, капитан, Ученый Кот,
Хочу вас наградить!
Поскольку я смотрю вперед,
Решил вам подарить ЗАГАДКУ!
Вокруг дома бумажные,
И феи в них живут.
Всем детям очень важно
Узнать, как их зовут.
И если вы их знаете –
Загадку прочитаете.
А если прочитаете,
То тут же угадаете.

Дети: Буквы!

Логопед: На этом наше путешествие подошло к концу! Вам понравилось? Вы хотели бы еще полететь в космос?