Интегрированное занятие в 3-м классе по теме: "Путешествие в страну родственных, однокоренных слов"

Разделы: Логопедия


Цель: формирование полноценных представлений о родственных, однокоренных словах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о родственных, однокоренных словах.
  • Закреплять умение выделять главную смысловую часть слова - корень.
  • Упражнять в подборе родственных, однокоренных слов.

Коррекционные:

  • Развивать зрительное восприятие, слуховую память и внимание.
  • Проводить коррекцию мышления на основе упражнений в подборе родственных, однокоренных слов.
  • Расширять словарь учащихся по теме "Человек".

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: интерактивная доска, билеты в страну Родственных слов, карточки к заданиям № 3, 5, 6; цветные карандаши (синий, красный, зеленый).

Ход занятия

Оргмомент.

-Сегодня мы отправимся в путешествие. По какой стране будем путешествовать, вы должны будете догадаться сами. А сейчас проверим, все ли вы готовы отправиться в дорогу. У путешественников должна быть отличная память, чтобы всё запомнить и рассказать другим.

Задание 1. Развитие слуховой памяти.

Дефектолог. - Запомните и повторите в той же последовательности ряды слов.

Уши, ушной, ушко, наушник.

Голова, головной, головка, подголовник.

Рука, ручной, ручка, наручник.

-Молодцы! Вы все готовы к путешествию. Мы надеемся, что вы все успешно справитесь со всеми заданиями, которые встретятся на вашей дороге.

Логопед.

Слова, как родные похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть-
Они об одном говорят.

-О каких словах идёт речь? Какие слова можно назвать родственными,однокоренными?

-В какую страну мы сегодня отправимся путешествовать?

(Выдача билетов, где написаны два признака родственных, однокоренных слов).

Основная часть.

Задание 2. Развитие мыслительных операций.

Дифференциация родственных и однокоренных. слов.

Дефектолог. Игра "Третий лишний".

- Прочитайте ряды слов (запись на доске). Определите лишнее слово в каждом ряду, вычеркните его. В оставшихся словах выделите корень.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные, однокоренные?

Задание 3. Закрепление знаний о родственных, однокоренных словах.

Логопед -Чтобы продолжить путешествие, нам необходимо разогреть наши пальчики:

На земле он всех сильней,

Потому что всех умней. (ЧЕЛОВЕК)

- Обведите по пунктирным линиям человека. Теперь мы готовы выполнять следующее задание.

Подберите к данным словам родственные.

УМ        
ГОЛОС        
ГУБЫ        

Слова: умник, заголосить, губки, пригубить, умничать, голосок, заумный, губастый, голосистый, умничка, губная, голосовой.

Задание 4 Развитие логического мышления. Развитие речи.

Дефектолог - Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные, однокоренные слова.

Всегда он в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (ЯЗЫК)
Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (НОГИ)

У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (ПАЛЬЦЫ)

Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (ЗУБЫ)

Логопед - Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Физкультминутка.

А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

Задание 5. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Работа с родственными, однокоренными словами.

Дефектолог. - Найдите ряды родственных слов. Обозначьте их определённым цветом.

ГЛАЗ синий РОТ красный НОС зелёный
НОСИК   ПОДГЛАЗНИК   РОТИК  
ГЛАЗНОЙ   НОСИЩЕ   СГЛАЗИТЬ  
РОТИЩЕ   РОТОВОЙ   ПЕРЕНОСИЦА  
НОСАТЫЙ   ГЛАЗИЩА   РОТОК  

Задание 6. Работа с родственными, однокоренными словами на уровне текста.

Логопед. - Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Выделите в этих словах корень.

Урок рисования.

Сегодня у нас был урок :.. Мы :.. человека. Я повесил свой :.

на стену около дивана. Мне очень нравиться :.

Слова: рисовали, рисования, рисовать, рисунок.

Итог занятия.

- Как называется главная часть слова? Дайте определение.

- Как называются слова, имеющие одинаковый корень, сходные по смыслу?

- Всегда ли слова с одинаковыми корнями будут родственными?

- Вот и закончилось наше путешествие. Со всеми заданиями вы справились успешно. Всё, что вы видели и запомнили в "Стране родственных, однокоренных слов", вы сможете рассказать другим ребятам.