Цель: формирование полноценных представлений о родственных, однокоренных словах.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционные:
- Развивать зрительное восприятие, слуховую память и внимание.
- Проводить коррекцию мышления на основе упражнений в подборе родственных, однокоренных слов.
- Расширять словарь учащихся по теме "Человек".
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: интерактивная доска, билеты в страну Родственных слов, карточки к заданиям № 3, 5, 6; цветные карандаши (синий, красный, зеленый).
Ход занятия
Оргмомент.
-Сегодня мы отправимся в путешествие. По какой стране будем путешествовать, вы должны будете догадаться сами. А сейчас проверим, все ли вы готовы отправиться в дорогу. У путешественников должна быть отличная память, чтобы всё запомнить и рассказать другим.
Задание 1. Развитие слуховой памяти.
Дефектолог. - Запомните и повторите в той же последовательности ряды слов.
Уши, ушной, ушко, наушник.
Голова, головной, головка, подголовник.
Рука, ручной, ручка, наручник.
-Молодцы! Вы все готовы к путешествию. Мы надеемся, что вы все успешно справитесь со всеми заданиями, которые встретятся на вашей дороге.
Логопед.
Слова, как родные похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть-
Они об одном говорят.
-О каких словах идёт речь? Какие слова можно назвать родственными,однокоренными?
-В какую страну мы сегодня отправимся путешествовать?
(Выдача билетов, где написаны два признака родственных, однокоренных слов).
Основная часть.
Задание 2. Развитие мыслительных операций.
Дифференциация родственных и однокоренных. слов.
Дефектолог. Игра "Третий лишний".
- Прочитайте ряды слов (запись на доске). Определите лишнее слово в каждом ряду, вычеркните его. В оставшихся словах выделите корень.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный и песок.
Где слова родные, однокоренные?
Задание 3. Закрепление знаний о родственных, однокоренных словах.
Логопед -Чтобы продолжить путешествие, нам необходимо разогреть наши пальчики:
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (ЧЕЛОВЕК)
- Обведите по пунктирным линиям человека. Теперь мы готовы выполнять следующее задание.
Подберите к данным словам родственные.
УМ | ||||
ГОЛОС | ||||
ГУБЫ |
Слова: умник, заголосить, губки, пригубить, умничать, голосок, заумный, губастый, голосистый, умничка, губная, голосовой.
Задание 4 Развитие логического мышления. Развитие речи.
Дефектолог - Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные, однокоренные слова.
Всегда он в работе, Когда мы говорим. А отдыхает, Когда мы молчим. (ЯЗЫК) |
Мы на них стоим и пляшем, Ну, а если им прикажем, Нас они бегом несут. Подскажи, как их зовут? (НОГИ) |
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (ПАЛЬЦЫ)
Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (ЗУБЫ)
Логопед - Составьте предложение с любым словом. Запишите его.
Физкультминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Задание 5. Развитие внимания и зрительного восприятия.
Работа с родственными, однокоренными словами.
Дефектолог. - Найдите ряды родственных слов. Обозначьте их определённым цветом.
ГЛАЗ | синий | РОТ | красный | НОС | зелёный |
НОСИК | ПОДГЛАЗНИК | РОТИК | |||
ГЛАЗНОЙ | НОСИЩЕ | СГЛАЗИТЬ | |||
РОТИЩЕ | РОТОВОЙ | ПЕРЕНОСИЦА | |||
НОСАТЫЙ | ГЛАЗИЩА | РОТОК |
Задание 6. Работа с родственными, однокоренными словами на уровне текста.
Логопед. - Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Выделите в этих словах корень.
Урок рисования.
Сегодня у нас был урок :.. Мы :.. человека. Я повесил свой :.
на стену около дивана. Мне очень нравиться :.
Слова: рисовали, рисования, рисовать, рисунок.
Итог занятия.
- Как называется главная часть слова? Дайте определение.
- Как называются слова, имеющие одинаковый корень, сходные по смыслу?
- Всегда ли слова с одинаковыми корнями будут родственными?
- Вот и закончилось наше путешествие. Со всеми заданиями вы справились успешно. Всё, что вы видели и запомнили в "Стране родственных, однокоренных слов", вы сможете рассказать другим ребятам.