Профилактика дисграфии у детей с ОНР (5–7 лет)

Разделы: Логопедия


Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: рече-слуховой, рече-двигатедьный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших и пастических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с двухлетнего возраста), а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а в пять – шесть лет он еще не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживается несформированность зрительно-пространственных представлений, то ни каким образом ребенок не может овладеть полноценным письмом. Поэтому проблему нарушения письменной речи у школьников можно, почти безошибочно, предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом, даже вид будущей дисграфии.

В зависимости от того, какие именно из предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять следующие виды дисграфии (классификация разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. II. Герцена):

  1. Акустическая дисграфия;
  2. Артикуляторно-акустическая дисграфия;
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
  4. Оптическая дисграфия;
  5. Аграмматическая дисграфия.

Замена и искажения букв стали довольно распространенной проблемой начальной школы, и педагоги пришли к выводу, что профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Поэтому я предлагаю серию заданий, направленных на профилактику дисграфии.

Занимательные задания:

  1. Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;
  2. Обвести букву по точкам;
  3. Слепить букву из пластилина;
  4. Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);
  5. Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;
  6. “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить на что похожа буква;
  7. Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);
  8. Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).
  9. Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

10.Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

11. Собрать букву из двух половинок;

12.Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;

  1. Прочитать слово по пол-букве.
  2. Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;
  3. Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;
  4. “Собрать” буквы и прочитать слово;
  5. Работа с изографами.

Например: Занимательные задания для букв А, О, Т, Ж, К, Р.

Задание

  • Раскрась букву А красным цветом;

  • Обведи букву А по точкам;
  • Слепи букву А из пластилина, выложи из счетных палочек или спичек, выложи из проволоки;

  • “Нарисуй” букву А в воздухе

(Указательным пальцем правой руки);

  • Найди букву А среди других букв

  • Восстанови букву А:

  • Собери букву из двух половинок (буква разрезана на две части).

Задание

  • Раскрасить букву О красным цветом;
  • Обведи букву О по точкам;
  • Слепи букву О из пластилина, выложи букву О используя кедровые орешки;
  • “Нарисуй” букву О в воздухе;
  • Изобрази букву О с помощью большого пальца и поочередно всех остальных пальцев руки;
  • Найди букву О среди других:

  • Восстанови букву:

  • Собери букву из двух половинок:

  • Перемешайте половинки карточек с буквами а, О, У и соберите из половинок карточек целые буквы.

Продолжение урока