Логопедическое занятие по теме "Звуки [б] и [б']"

Разделы: Логопедия


Цели:

образовательные:

  • закрепление слухового и моторного образа звуков [б] и [б*];
  • актуализация звуков [б] и [б*] в словах и связной речи;
  • развитие умения составлять сложные предложения с противопоставлением;
  • формирование умения образовывать падежные формы существительных, правильно их согласовывать при составлении предложений;

коррекционные:

  • развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики;
  • развитие операций анализа и сравнения;

воспитательные:

  • воспитание активности на занятиях, внимания и интереса к изучаемой теме.

Оборудование:

  • изображения клоунов Бима и Бома,
  • схемы-планы для сравнительного анализа и характеристики звуков,
  • компьютерная презентация с изображением предметов,
  • карточки со словами с буквой б и изображения зеленого и синего чемодана;
  • колокольчики для каждого ученика;
  • жетоны.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прослушайте чистоговорку и скажите, какие звуки чаще всего в ней встречаются.

Бегемот разинул рот, Булки просит бегемот.

(Приложение 1)

2. Сообщение темы урока.

Анализ артикуляции звуков и характеристика.

- Расскажите все, что вы знаете о звуках [б] и [б*], используя схемы для характеристики звуков.

(Приложение 2)

3. Работа по развитию фонематического слуха.

- А сейчас звуки [б] и [б*] поиграют с вами в игру “Поймай меня”. Посмотрите на картинки, если в названии есть звуки [б] и [б*] позвоните в колокольчик. Будьте внимательны.

(Приложение 3)

4. Автоматизация звуков в словах и предложениях.

Сегодня у нас в гостях два клоуна. У одного из них имя начинается на звук [б], а у другого на [б*]. Как вы думаете, какие у них могут быть имена? (Запись имен клоунов детьми на доске)

Бим и Бом предлагают вам провести соревнование - кто найдет больше отличий между ними. За каждый правильный ответ полагается жетон. (Дети используют в речи сложные предложения с противопоставлением)

Подведение итога игры.

(Приложение 4)

5. Дифференциация звуков в словах.

- Бим и Бом перепутали вещи в своих чемоданах, а им срочно нужно отправляться на гастроли. Помогите им разобраться: в чемодан Бома (он синий) кладем слова со звуком [б], а в чемодан Бима (он зеленый) слова со звуком [б*].

(Приложение 5)

6. Итог. (Рефлексия).

- Что общего у звуков [б] и [б*]?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Дома подумайте, какие ещё предметы могли быть в чемоданах у Бома и Бима?

Используемые материалы:

  1. Бурдина С.В. “Найди различие”. Дидактическая игра. г.Киров. 2004 г.
  2. Косинова Е.М. “Азбука правильного звукопроизношения”. М. 2005 г.
  3. Раевский Ю.В. “Веселая азбука”. 1993 г.