Цели:
образовательные:
- закрепление слухового и моторного образа звуков [б] и [б*];
- актуализация звуков [б] и [б*] в словах и связной речи;
- развитие умения составлять сложные предложения с противопоставлением;
- формирование умения образовывать падежные формы существительных, правильно их согласовывать при составлении предложений;
коррекционные:
- развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики;
- развитие операций анализа и сравнения;
воспитательные:
- воспитание активности на занятиях, внимания и интереса к изучаемой теме.
Оборудование:
- изображения клоунов Бима и Бома,
- схемы-планы для сравнительного анализа и характеристики звуков,
- компьютерная презентация с изображением предметов,
- карточки со словами с буквой б и изображения зеленого и синего чемодана;
- колокольчики для каждого ученика;
- жетоны.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Прослушайте чистоговорку и скажите, какие звуки чаще всего в ней встречаются.
Бегемот разинул рот, Булки просит бегемот.
2. Сообщение темы урока.
Анализ артикуляции звуков и характеристика.
- Расскажите все, что вы знаете о звуках [б] и [б*], используя схемы для характеристики звуков.
3. Работа по развитию фонематического слуха.
- А сейчас звуки [б] и [б*] поиграют с вами в игру “Поймай меня”. Посмотрите на картинки, если в названии есть звуки [б] и [б*] позвоните в колокольчик. Будьте внимательны.
4. Автоматизация звуков в словах и предложениях.
Сегодня у нас в гостях два клоуна. У одного из них имя начинается на звук [б], а у другого на [б*]. Как вы думаете, какие у них могут быть имена? (Запись имен клоунов детьми на доске)
Бим и Бом предлагают вам провести соревнование - кто найдет больше отличий между ними. За каждый правильный ответ полагается жетон. (Дети используют в речи сложные предложения с противопоставлением)
Подведение итога игры.
5. Дифференциация звуков в словах.
- Бим и Бом перепутали вещи в своих чемоданах, а им срочно нужно отправляться на гастроли. Помогите им разобраться: в чемодан Бома (он синий) кладем слова со звуком [б], а в чемодан Бима (он зеленый) слова со звуком [б*].
6. Итог. (Рефлексия).
- Что общего у звуков [б] и [б*]?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Дома подумайте, какие ещё предметы могли быть в чемоданах у Бома и Бима?
Используемые материалы:
- Бурдина С.В. “Найди различие”. Дидактическая игра. г.Киров. 2004 г.
- Косинова Е.М. “Азбука правильного звукопроизношения”. М. 2005 г.
- Раевский Ю.В. “Веселая азбука”. 1993 г.