Коррекционно-образовательные цели:
автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых и обратных слогах, в начале слова, совершенствование навыка слого-звукового, звукового анализа слова (определение места звука в слове);
Коррекционно-развивающие цели:
развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, развитие тонкой и общей моторики, развитие зрительного внимания, памяти и восприятия; развитие диалогической речи, развитие речевого дыхания;
Коррекционно-воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Оборудование: мягкая игрушка – “собачка”, знаки – символы, снежинки для дыхательной гимнастики; “мячи – слоги”, рыбки картонные с магнитиками, слоговые карты.
Предварительная работа: работа со знаками-символами на предшествующих занятиях.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Возьмёмся за руки и пошлём друг другу улыбку.
- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Щенок.
- А давайте с ним поздороваемся (дети здороваются). Щенок хочет с вами поиграть.
II. Игра на развитие дыхания “Снежинка”.
(Снежинку положить на ладонь, поднести к губам, и сдуть длительным, плавным выдохом)
Логопед:
- Молодцы, какой снегопад вы устроили.
- Ребята, а как вы думаете, как щенка зовут?
III. Игра “Угадай букву по описанию”.
Логопед: Эта буква состоит из палочки и полуовала (прорисовываем букву в воздухе). (Р)
Да, его имя начинается на букву Р, а зовут его Рекс. Послушайте, как он рычит: Р-Р-Р.
А вы так умеете?
Дети: Да (длительное произношение звука [р]: громко, тихо).
А что мы должны знать, когда произносим звуки?
IV. Показ знаков – символов (рис.1):
- я слушаю, правильно я произношу звук или нет.
- я чувствую, что делают мои губки, язычок, зубки.
- я вижу, что делают мои губки, зубки, язычок.
- я ощущаю, работает горлышко или нет, тёплая воздушная струя или холодная.
Рис.1
- Молодцы, ребята, Рексу очень интересно!
V. Автоматизация звука [р] в прямых и обратных слогах.
Логопед: Ребята, а наш гость очень любит играть с мячами, но они разбежались. А чтобы их поймать вы должны прочесть, что там написано (рис.2):
Рис.2
Дети собирают мячи, прочитывают слоги правильно проговаривая звук [р], обмениваются мячами:
ра – ро – ру – ры ар – ор – ур – ыр
ро – ра – ры – ру ор – ар – ыр – ур
ры – ру – ра – ро ыр- ар – ор – ур
VI. Физкультминутка “Мячик”.
Раз, два, прыгай мячик, – Взмахи правой ладонью, имитирующие удары по мячу.
Раз, два, и мы поскачем. – Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.
Девочки и мальчики – Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.
Прыгают, как мячики.
VII. Слого-звуковой анализ.
Логопед: Ребята, а наш щенок уже наигрался и захотел есть. А что он любит, вы узнаете, если отгадаете загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки)
- Правильно, наш щенок любит рыбу. А сколько слогов в слове рыба?
Дети: два.
- Назовите их (ры-ба).
- А сколько звуков в слове рыба? (четыре).
- Назовите их (р,ы,б,а).
- Назовите первый слог? (ры). Второй слог (-ба).
- Правильно. Назовите первый звук в первом слоге? [р]. Второй звук в первом слоге? [ы].
- Звук [р] – согласный или гласный? (Почему?). Твёрдый или мягкий? (Почему?). Звонкий или глухой? (Почему?).
- Какой второй звук в первом слоге? [ы]. Гласный или согласный? (Почему?).
Второй слог разбираем по аналогии с первым.
VIII. Совершенствование грамматического строя речи. Дидактическая игра “Поймай рыбку.
Логопед: Хорошо, ребята, со звуками вы справились, а сможете поймать рыбку для Рекса? (На столе выложены картонные рыбки с магнитиками, дети ловят рыбку на удочку, на конце которой также имеется магнит)
- А теперь давайте посчитаем, сколько рыбок мы поймали? А считать будем так (дается образец, дальше дети считают сами):
- Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
IX. Игра на развитие фонематического слуха, автоматизация звука в начале слова “Придумай слово на звук [р]”:
рама, рак, радио, ранетки, радуга, роза, роща, ров, робот, рука, руль, ручей, рык, рыдать, рыба, рыбак и т.д.
Логопед: Молодцы, ребята! Много слов придумали. А кто больше всех слов придумал, получает фишку.
X. Итог.
Логопед. Сегодня на занятии вы не только познакомились с Рексом, но еще поучились сами и поучили щенка произносить звук [р]. У вас хорошо получается, а на следующем занятии получится еще лучше!
Список использованной литературы
Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. М.: ТЦ Сфера, 2004. 112 с.