Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2-м классе по теме: «Дифференциация звуков»

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Коррекционно-образовательные:
    • различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
    • уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
    • закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
    • профилактика буквенных замен;
    • развитие лексического словаря по теме «Сказки».
  2. Коррекционно-развивающие:
    • развитие координации речи с движением;
    • развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
    • развитие мелкой моторики;
    • развитие фонематического восприятия.
  3. Коррекционно-воспитательные:
    • воспитание нравственно-этических чувств.

Задача: Дифференциация звуков [б - п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: предметные картинки ( бочка - почка, ботинки - погреб), карточки со слогами –ба- и -па-, индивидуальные карточки со слогами (ры, тру, тро, Лю, ран, латка, лец, ло__та, при__вил, за__ва, гаж, нан, рта, лата, ры__лка), карточки с буквами Б и П, тетради , ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2).

План занятия:

  1. Организационный момент.
    Психогимнастика.
  2. Основная часть.
    1. Сообщение темы занятия.
    2. Беседа на тему «Сказки».
    3. Физминутка.
    4. Игры со звуками [б – п].
      • Игра «Поймайте звук [п] или звук [б]».
      • «Цифровой ряд».
      • Словарный диктант со звуками [б – п].
      • Слоговая мозаика.
      • Буква заблудилась.
  3. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток?

Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II. Основная часть.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)

На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

Какими звуками отличаются эти слова?

Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).

Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

Следующие загадки:

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(ботинки)

Зимой - нет теплей,
Летом - нет холодней.
(погреб)

Назовите первые буквы в этих словах.

2. Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка?

( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, сто во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]).

А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п].

(колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.)

На каком месте находятся в этих словах наши звуки?

Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п].

( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.)

А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах?

А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж?

( Королевство кривых зеркал).

Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»).

Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].

[б]    [п]
Колобок

Бармалей

Буратино

Чебурашка

Трубадур

Принцесса

Свинопас

Винни-Пух

Поросенок Чок

Елена Прекрасная

Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» - одной чертой, а букву «б» - двумя чертами.

3. Физминутка.

Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок. Как Буратино суёт везде свой длинный нос. Как ходит принцесса. Как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)

4. Игры со звуками [б – п].

  • «Поймайте звук [п] или звук [б]»

Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!

(лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)

  • «Цифровой ряд»

А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2).

(битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.)

Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

(папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)

  • Словарный диктант со звуками [б - п].

Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй - только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

(пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)

  • Слоговая мозаика

Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.)

  • Буква заблудилась.

Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].

(палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)

III. Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня повторяли? Какими звуками они обозначаются при письме? Чем они похожи? Чем различаются?

Оценка деятельности детей.

Домашнее задание.

Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» - одной чертой, «б» - двумя чертами.

( панда, бегемот, собака, петух, воробей, голубь, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)

Список литературы:

  1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
  3. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996.
  5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
  6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.