Личностно-ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода сегодня очевидна для всех сторонников гуманистической педагогики.
Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, уже апробированных в российской образовательной практике, так и через авторские технологии.
Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.
Педагогическое сопровождение основывается на субъект – субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам и индивидуальная.
Педагогу необходимо:
- учитывать возрастные особенности детей и естественную мотивацию к занятиям, которая обеспечивается за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации;
- обеспечивать развитие речи и мышления;
- вызывать эмоциональную сопричастность к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;
- создавать условия для перехода из зоны актуального развития, опираясь на созревающие, а не на созревшие функции, что способствует развитию познавательных способностей ребенка;
- способствовать полноценному психическому и физическому развитию, а также укреплению здоровья каждого ребенка;
- обеспечивать уважение к личности ребенка, развитие творческих способностей и успешность каждого ребенка
Критерии учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели образования
Учебно-дисциплинарная модель | Личностно-ориентированная модель (гуманистический подход) | |
Понимание детства | Детство-подготовка к жизни. Мир детей-это только элемент мира взрослых. Ребенок - несовершенный взрослый. | Детство - полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами |
Взгляд на природу человека, ребенка | Ребенок - некий механизм, объект
влияния, которым можно управлять с помощью
внешних воздействий, технологий. Источник развития ребенка - извне. В результате формирующих воздействий ребенок должен стать воплощением идеала воспитателей. |
Ребенок-субъект, выбирающий свою
траекторию развития. Источники развития в самом ребенке. Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу. |
Приоритет ценности | Нормативность (соответствие заданным нормам, стандартам); управляемость (стремление управлять развитием другого человека; послушность, дисциплинированность); однородность (одинаковость). | Личность и личностное достоинство
каждого. Свобода выбора и ответственность за него. Творчество и индивидуальность в познании и самовыражении. |
Цели образования | Знания, умения, навыки и соответствия
ГОСТам. Социализация. Формирование личности с заданными свойствами (модель выпускника). Подгон выпускника под педагогические трафареты. |
Создание условий для личностного роста
(становление человека как зрелой, свободной
ответственной, целостной, гибкой, конструктивной
личности, неповторимой и уникальной). Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности. |
Содержание образования | Содержание образования определяется
извне, дается в готовом виде и является
обязательным и одинаковым для всех. Ребенок корректируется под программу. Общий стандарт. |
Содержание образования конструируется
(определяется совместно с ребенком, исходя из его
возможностей, способностей, интересов, личного
опыта. Программа корректируется под ребенка. Индивидуальный стандарт. |
Организация образовательного процесса | Жестко регламентированный процесс
(содержание, способы, сроки). Использование технологий обучения, предполагающего достижения заявленного результата. Педагогическое воздействие на личность. Активность и инициативность больше принадлежит взрослому. |
Гибкое взаимодействие с ребенком, оказание ему помощи и поддержки в выборе и реализации собственной образовательной траектории. Работа с условиями, организация образовательной среды. Сбалансированность инициатив взрослого и ребенка. |
Общение | Функционально-ролевое, формальное
общение. Общаясь с детьми, воспитатель обращается преимущественно ко всей группе в целом. Монологический стиль общения. |
Личностное общение, неформальное
общение. В большинстве случаев обращение к детям индивидуально. Диалогический стиль общения. |
Оценивание | Преобладает критериальная оценка (в соответствии с нормами, требованиями) и горизонтальная (сравнение детей с другими). | Преобладает вертикальная оценка (сравнение ребенка с самим собой) |
Модель личностно-ориентированного занятия:
- Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать, что развивать).
- Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного опыта детей т.е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла самого педагога).
- Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).
- Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, и идет еще дополнительная мотивация у ребенка (“Я хочу”, “Мне надо”).
- Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
- Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).
- Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться выдвижение новой гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной деятельности.
Рекомендации к проведению занятия:
- Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
- Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
- Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
- Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
- Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
- Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
- Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
- Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.)
- Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.
При общении педагога с детьми
Задачи:
- Ввести детей в ситуацию (Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участник события? Почему возникло затруднение в разрешении ситуации?),
- Вызвать у них состояние сопереживания участникам ситуации (Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытывали?).
- Направить на активный поиск необходимых способов разрешения ситуации (Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как конкретно поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Какой путь мы выбираем? Кто что будет делать? Обсудим все предложения и найдем общее решение? Как нам поступить и добиться успеха).
- Важно помочь детям пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации и порадоваться вместе сними (Все ли удовлетворены? Как теперь мы будем поступать в подобных ситуациях? Какие чувства мы пережили? Как хорош, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!).
Детство - единая и многомерная система, определяющая начальный этап становления личности в рамках конкретного социума. Педагог должен увидеть мир Детства и Ребенка в нем не как продукт социализации и “научения” со стороны взрослых, а как автономную, уникальную, социально-биологическую и социокультурную реальность.
Конспект личностно-ориентированного открытого занятия.
Занятие: “Проказник Мальчишка – Еловая Шишка”
Закрепление образования относительных прилагательных.
Цель занятия: Развития связной речи.
Задачи:
- Формирование умения устанавливать причинно – следственные связи и выражать их в вербальном плане.
- Совершенствование навыков словообразования.
- Закрепление относительных прилагательных, включение их в предложение.
- Обогащение и активизация словаря по теме.
- Развитие воображения и креативности мышления.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: В передней части зала: 8 стульчиков, стоящих по кругу. Детский стол для складывания разрезной картинки. Наборы для построения лодочки (смотри в занятии). “Ручеек” из голубой драпированной ткани. “Осенняя полянка”. Пенечки: детские стульчики, закрытые коричневой тканью и украшены осенними листиками. В центре, на ковре лежат осенние листочки от разных деревьев. По краю ковра – деревья: клен, дуб, береза, ива, тополь, рябина. У центральной стены – колодец. Колодец украшен листиками, травкой, грибочками. В колодце – кукла мальчика в костюме. Небольшой сук от дерева без острых концов.
Ход занятия
Орг.момент.
Дети перед входом в зал берут со стола по одному фрагменту. Проходят к журнальному столику.
Инструкция: - У вас в руках кусочек картинки. Соберите её.
Дети собирают. Получилась золотая осень.
- Что у вас получилось на картинке?
- Присядьте на стульчики, давайте поговорим об осени.
Введение в тему занятия.
Инструкция: - Подумайте, что осенью вам нравится?
Каждый ребенок начинает свой ответ с фразы: - Мне нравится ………….
- Дети дают свои ответы, рассуждают.
- А что осенью вам не нравится?
Каждый ребенок начинает свой ответ с фразы: - Мне не нравится ………….
- часто идет дождь, холодно, приходится одеваться, нельзя купаться, быстро темнеет, ветрено, варианты детей разнообразны.
- А хотите попасть в сказочный осенний лес? Садитесь поближе, закройте глаза, вас туда отнесет волшебный ветерок.
(Педагог набрасывает на детей тонкую прозрачную ткань, включается аудиозапись шума ветра с произносимым “заклинанием”, в это время педагог переодевается в костюм Лесовичка)
Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.
Ветер листья с веток разогнал по свету.
Липовый, березовый, желтый лист и розовый
Старый лист газетный, красный, разноцветный.
Пасмурно, ветрено, вся земля проветрена.
Ветер деток унеси – в лесу осеннем опусти.
Создание проблемной ситуации.
Педагог снимает ткань, дети открывают глаза. Перед ними Лесовичок:
- Кто попал ко мне в лес? Встаньте, выйдите ко мне, я на вас посмотрю!
- Здравствуйте, грустные ребята!
- Мы веселые ребята!
- Здравствуйте ленивые ребята!
- Мы трудолюбивые ребята!
Здравствуйте недружные ребята!
- Мы дружные ребята!
- Здравствуйте, Незнайки!
- Мы всему учимся!
- Как хорошо, что я вас встретил. Присядьте, я вам расскажу свою историю. Я – Лесовичок. Взял на воспитание мальчишку - Еловую Шишку. А он, проказник, не послушался и упал в колодец со студеной водой.
- Как вы думаете, что с ним может произойти?
(он может ушибиться, утонуть, замерзнуть и заболеть, промокнуть)
- Ой, ой, ой, как же ему там? Как он себя чувствует в колодце?
- Горько, одиноко, грустно, холодно, тоскливо, страшно.
- Что же делать? (педагог предоставляет возможность детям самим придумать различные варианты, дети рассуждают, обмениваются предложениями)
- Нужно ему помочь, вытащить его. (Дети высказывают разные варианты)
- Колодец этот вон на той полянке. Только как же нам перебраться через глубокий ручей?
(варианты детей разные, но среди них вероятнее всего будет вариант построить лодку)
- Вы все придумали очень интересные варианты. Посмотрите, какие у нас есть материалы, что можно сделать проще всего?
Каждый ребенок выбирает себе любой комплект и приступает к строительству лодочки или мостика. Во время работы детей Лесовичок интересуется, из чего каждый строит лодочку.
- А кто меня бы, Лесовичка, взял с собой?
Варианты:
1. Из счетных палочек. 2. Из пособия “Квадрат Воскобовича”.
3. Из больших геометрических фигур (тканевых).
4. На ковролине из треугольников. 5. На ковролине из полосок липучей ленты.
6. Из больших мягких модулей 7. На геоконте.
(Дети с Лесовичком переходят ручеек)
Закрепление слов – действий и относительных прилагательных.
Вокруг “полянки” стоят разные деревья: рябина, клен, дуб, тополь, осина, ива, береза.
- Вот мы и попали на сказочную полянку. Но что случилось с листиками? Что они делают?
- Облетают, падают, кружатся, ложатся, лежат, шуршат.
- Сколько листьев облетело, нам не пройти. Сядьте пока на пенечки.
- Листочек с березки тихонько упал
Его Лесовик на руки поднял.
Он листик, как зонтик,
Раскрыл над собой
Ответьте скорее: был листик, какой?
Лесовичок имитирует движения по стихотворению, поднимает с пола листик березы. Дети отвечают, что листик березовый. Далее по очереди поднимает листик клена, рябины и т.д. дети отвечают, какие листья, т.е. относительные прилагательные.
- Как же мы найдем длинную палочку или сучок? Из – за листьев ничего не видно.
Дети предлагают разные варианты. Педагог предлагает разобрать листья и укрыть корни деревьев на зиму. Обыгрывается игра – диалог. Дети по очереди обращаются друг к другу. Кто к кому хочет.
- Олеся, ты какие листики хочешь собирать?
- Я хочу собирать березовые листики. А ты, Семен?
- А я хочу собирать ….. …… и т.д.
Дети под музыку начинают собирать выбранные ими листья и носить к корням деревьев. Когда полянка очищается, педагог незаметно подкладывает длинный сук. Дети подходят к колодцу. В колодце сидит мягкая кукла мальчика в костюме Мальчишки - Еловой Шишки.
Сюрпризный момент. Итог занятия.
- Загляните в колодец. Кого вы видите?
- Что мы спросим у Мальчишки - Еловой Шишки, как его поддержать, пока он находится в колодце?
- Как у тебя дела? Ты ушибся? Сильно промок? Холодно тебе? Не переживай, мы поможем тебе выбраться. Не бойся, мы рядом.
Педагог за “мальчишку” отвечает на вопросы. Затем кто – нибудь из детей вытаскивает куклу из колодца.
Лесовичок: - Спасибо, дети! Спасли вы моего Мальчишку - Еловую Шишку. Посмотрите, как он замерз. Как теперь его отогреть?
- Завернуть в одеяло, положить грелку, напоить горячим чаем.
- Вот спасибо! А я вам к чаю подарю корзинку с конфетами.
Лесовик уводит детей пить чай с конфетами. За чаем можно провести беседу – опрос. Подвести итог.
Список литературы:
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
- Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – № 6. – С.67.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.