Цели урока:
- формировать умение составлять полные ответы на вопросы, соблюдая правильный порядок слов;
- совершенствовать навыки языкового анализа;
- расширять знания детей о птицах;
- развивать понимание и использование в речи предлогов.
Оборудование: мультимедийная установка, приложение 1, карточки с текстом “Ворона”.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент. (Слайд 2.)
– Посмотрите, какие фотографии я недавно получила. Что на них изображено? (грудка, лапы, хвост, крыло, голова.)
– Как все эти слова можно объединить? (Это части тела)
– Чьи это части тела? (Это части тела птиц)
– Можете ли вы по данным фрагментам угадать названия птиц? Назовите, кого узнали.
2. Запись числа и темы урока.
3. Основная часть.
– Игра “Полный ответ”. (Слайд 3.) На экране появляются изображения птиц.
(Сорока, синица, дятел, грач, ласточка, скворец, кукушка.).
Далее проводится работа с данными картинками.
– Назовите картинки. Как одним слово сказать, кто изображен на картинках?
– Дайте правильный, полный ответ на мой вопрос. Посчитайте количество слов в предложении.
– Какие птицы зимуют в наших краях?
– Какие птицы улетают зимовать в тёплые края?
– На какое дерево садится ворона после дождя?
– Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц?
– Какую птицу называют лесным доктором.
– Каким был ваш ответ? Объясните почему?
4. Физминутка.
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели-посидели
И снова полетели.
– Словарная работа. (Слайд 4.)
– Отгадайте загадку:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Зовут ее …(ворона)
– Подберите родственные слова к слову ворона (ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить…), запишите слова, выделите корень
– Работа со скороговоркой.
ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА.
– Прочитайте. Почему трудно понять. Что нужно сделать, чтобы стало понятнее. Запишите предложение правильно. Повторите скороговорку в быстром темпе. (спросить 2-х, 3-х учеников).
– Работа с текстом “Ворона”. (Слайд 5.)
– Прочитайте текст:
Ворона
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и черные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
– Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.
(Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.)
– Сколько слов в этом предложении?
– Каким был ваш ответ: полным или кратким?
Запись предложения в тетрадь, комментированное письмо.
– Где живут вороны? Работа с предложением аналогичная. (Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях.)
5. Работа с предлогами.
(Слайд 6, 7.)Отгадайте загадку: На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его …(скворец)
Скворец сидит на скворечнике.
Скворец вылетел в скворечник.
– Рассмотрите внимательно картинки. Прочтите предложения к ним и исправьте допущенные ошибки. Запишите предложения в тетрадь.
6. Итог урока.
– Что вы делали сегодня на уроке?
– Какими были ваши ответы?
– Какой ответ можно считать полным?
ЛИТЕРАТУРА:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3, 2/ Н.Э.Теремкова – М.: издательство “ГНОМ и Д”, 2008.