Логопедия
-
Формирование лексико-грамматических категорий с использованием лексической темы "Зима" у детей с ОНР 2010
Цель: систематизация представлений о зиме, зимних явлениях природы, обогащение словаря, согласование прилагательных. Распространение предложений. Образование родственных слов к слову снег, воспитание интереса к природе, любви к ней, умения видеть красоту окружающего мира. Условия проведения: фронтально в группе.
-
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития 2010
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни детей. Театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной, эмоционально-личностной сфер и познавательных процессов.
-
Звуковой анализ односложных слов. Образование новых слов 2010
Занятие направлено на выполнение упражнений по определению количества и последовательности звуков в словах, определению места звука в слове, образованию новых слов. Занятие способствует расширению словарного запаса, развитию зрительного и слухового внимания.
-
Конспект индивидуального логопедического занятия в 1-м классе с использованием компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры". Постановка звука Р 2010
Использование логопедической программы «Игры для Тигры» позволяет сделать занятие более интересным, увлекательным. С помощью заданий тигренка ребенок учится правильно дышать, развивает фонематический слух и восприятие. В процессе занятия ребенок учится преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
-
Комплексная диагностика речевой успешности будущих первоклассников 2010
От чего зависит эффективность логопедической работы. Вопросы, на которые призвано ответить комплексное логопедическое обследование. Становление объективной картины речевого дефекта. Зависимость выбора формы речевого обследования от субъективных и объективных факторов. Наиболее часто встречающиеся речевые нарушения у первоклассников.
-
Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с младшими школьниками 2010
В статье представлен опыт по использованию нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук младших школьников. Развитие движений пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи: сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
-
Логопедическое занятие в 3-м классе КРО по теме "Глагол" 2010
Занятие для учащихся в логопедической группе 3 класса КРО. При изучении частей речи проводится работа по развитию лексики: расширение словарного запаса через словообразование, введение в речь новых синонимов и антонимов, наблюдение над смысловыми оттенками слов, усвоение понятия о многозначности слов, расширение семантического поля.
-
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Сад. Фрукты" 2010
Предлагаемое занятие направлено на развитие лексико-грамматического строя речи детей пяти-шести лет с ОНР. Также оно решает и другие не менее важные задачи: развитие мелкой и общей моторики, зрительного внимания и восприятия, логического мышления. Для успешного проведения занятия необходимо использовать большое количество наглядного материала.
-
Логопедическое занятие "Звуки и буквы Г-К" 2010
Данный материал представляет собой разработку логопедического занятия по коррекции недостатков чтения и письма, обусловленных ОНР. Представлен речевой материал по развитию фонематического слуха, памяти, внимания, навыков звуко-буквенного анализа.
-
Блог в работе учителя-логопеда 2010
В статье показана возможность использования блога в деятельности учителя-логопеда. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью Интернета на площадке блога. Все виды форм работы – и коллективная, и индивидуальная, и наглядная – возможны в блоге. В блоге родители получают информацию и практические советы.
-
Интегрированное занятие на тему "Православные праздники января" 2010
Техника чтения предполагает развитие скорости, профилактику ошибочности и интонационную выразительность. Для развития техники чтения можно использовать задания по формированию зрительно-пространственной и моторной координации, развитию ритмического рисунка и рифмы стиха.
-
Конспект игры-занятия "Что? Где? Когда?" для детей с ФФНР на логопункте 2010
Игра-занятие рекомендована для детей подготовительной группы с ФФНР. Занятие помогает совершенствовать умения звукового анализа и синтеза, автоматизировать звуки "С-З-Ц", учить взаимодействовать детей друг с другом.
-
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков [л] и [л']" 2010
Подгрупповое логопедическое занятие "Дифференциация звуков [л] и [л`]" можно использовать на этапе дифференциации звуков в подготовительной к школе группе. На занятии дети закрепляют навыки произношения звуков [л] и [л`], сравнивают характеристики этих звуков, упражняются в звуковом анализе и определении места звука в слове.
-
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи по теме "Дифференциация звуков [ш-щ]" 2010
Целями данного урока являются уточнение и сравнение артикуляции звуков, формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, навыков самоконтроля, интереса к занятиям.
-
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Город мой родной" 2010
Урок обобщает представления детей о родном городе (культуре, архитектуре, истории, природе, людях), воспитывает гражданскую позицию у дошкольников, чувство гордости за свой город, развивает бережное отношение к окружающему.
-
"Значение фонематического слуха и его формирование у детей-логопатов" 2010
В результате своевременной работы над развитием фонематического слуха у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. Возникает эффект саморазвития, что и является целью развивающего обучения.
-
Дифференциация гласных звуков [и]-[ы] и букв и-ы 2010
В классах коррекционного обучения VII вида обучаются дети с задержкой психического развития. К числу ошибок, отражающих фонетическое и фонематическое недоразвитие речи, в первую очередь следует отнести замены букв. Довольно значительную группу ошибок составляют замены гласных букв.
-
ИКТ в обследовании состояния произносительной стороны речи 2010
На современном этапе развития логопедии надёжным способом фиксации речевой продукции являются цифровой диктофон, акустическая система, персональный компьютер. Электронная речевая карта воспитанника имеет многочисленные прикреплённые звуковые файлы с доказательными речевыми примерами первичного обследования состояния речи.
-
Открытое занятие для родителей в подготовительной логопедической группе на тему "Транспорт" 2010
Занятие разработано для родителей. Оно проводится для того, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы, как дети работают на занятиях, в какие игры можно играть с ребенком дома, чтобы подготовить его к школе.
-
Конспект открытого комплексного занятия для родителей "Как звери обезьянке помогли" 2010
Открытые занятия в логопедической группе являются эффективной формой работы с родителями. Дети показывают навыки овладения звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слова, навыки чтения и письма печатными буквами, умение вести монологическую и диалогическую речь, знания в элементарной математике.
-
Дифференциация звуков [л] – [л'] 2010
Урок закрепляет навыки различения на слух звуков [Л] – [Л'] и правильного употребления их в речи, формирует практические навыки образования относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия фруктов и ягод.
-
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной коррекционной группе по теме "Посуда" 2010
Представленное занятие проводилось с подгруппой детей 6–7 лет, имеющих речевое заключение ОНР III уровня и недостатки интеллектуального развития по типу ЗПР. С учетом этого в занятии были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов речи.
-
Консультация "Развитие ориентировки в звуковой стороне речи с использованием моторики" 2010
Цель консультации: предложить воспитателям при ознакомлении детей со звуковым составом слова использовать различные анализаторы для повышения интереса к занятию, а также для эффективности усвоения знаний.
-
Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей-дошкольников с нарушением речи (из опыта работы коррекционной работы учителя-логопеда) 2010
Развивающие игры и упражнения корректируют нарушения плавности речи у детей с заиканием. Способствуют формированию интонационной и выразительной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.
-
Элементы театральной деятельности в работе учителя-логопеда 2010
В статье описана целесообразность применения элементов театральной деятельности в коррекции устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Раскрыты виды театральной деятельности. Приведены упражнения, игры, используемые на уроках по коррекции ТНР у младших школьников.
-
Анализ нарушений чтения и письма у учащихся 1–4-х классов специальных общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида 2010
Нарушение деятельности различных анализаторов и расстройства психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому из всего многообразия речевых нарушений у учащихся специальных (коррекционных) школ выделяются нарушения чтения и письма.
-
Конспект занятий "Временные представления" 2010
Конспект фронтального занятия по логопедии для детей старшего дошкольного возраста «Временные представления». В игровой форме дети уточняют и расширяют словарь по заданной тематике. У воспитанников формируется навык составления простых предложений, закрепляют диалогическую речь с учетом интонационной выразительности.
-
Логопедическая сказка "Как котенок учился шипеть" 2010
Представлен сценарий урока для учеников коррекционных классов начальной школы.
-
Развитие графо-моторных навыков у детей 6–7 лет 2010
В статье даётся описание методической разработки, которая представляет собой комплекс игровых упражнений (рисунков-росчерков с "приговорами"), направленных на развитие у детей 6–7 лет графо-моторных навыков. Адресована учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, дефектологам и родителям.
-
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием ИКТ. "Автоматизация звука [л] в слогах, предложениях" 2010
Чтобы занятия были интересными, логопеду необходимо быть и писателем (подготовка к занятиям – труд писательский, много редактуры), и художником (эстетично воплощать задумки), и просто творческим человеком (находить интересные "изюминки", выдумывать игры, сюжеты, чтобы заинтересовать ребенка).