Использование компьютерных обучающих и развивающих игр на индивидуальных логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи и зрения

Разделы: Логопедия


В образовательных школах нашей страны компьютеры появились в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века. В настоящее время происходит смена поколений персональных компьютеров, улучшаются их характеристики и возможности применяемого программного обеспечения. Благодаря способности компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные, его широко можно использовать в специальном образовании.

В основу использования компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным.

По мнению многих педагогов (Н.Н.Кулешов, О.И.Кукушкина, И.К.Воробьев) компьютерные технологии, применяемые в специальной педагогике, являются эффективным средством обучения.

Для успешной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, необходимо использование специализированных или адаптированных компьютерных программ.

Вместе с тем, изучение большинства разработок по данной проблеме фрагментарно, затрагивает только некоторые стороны их внедрения в коррекционный процесс, в основном касающиеся преодоления нарушений звукопроизношения.

Многие логопеды в своей работе применяют программу "Фонема" фирмы "Дельта". Она прошла апробацию на базе Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением ЦНС и с нарушением психики, использовалась для преодоления у ребенка дизартрии. Результаты экспериментального обучения показали, что использование компьютерной программы в процессе коррекционной логопедической работы с детьми-дизартриками на фоне ДЦП позволяет объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи, оптимизирует процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи, а также содействует гармонизации развития.

Программа включает в себя серии заданий для коррекции и развития восьми компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесения гласных и согласных звуков, темпа и ритма.

Для успешного обучения ребенка в школе необходимо нормальное функционирование всех анализаторов. Одно из ведущих мест принадлежит зрению, с помощью которого познаются существенные признаки различных объектов, наблюдаются изменения в природе, воспринимается изобразительное искусство.

Зрение играет большую роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений. Трудности овладения школьниками с нарушением зрения пространством связаны с неспособностью верно оценивать взаимное расположение объектов, локализовать заданную величину, соотносить предметы по величине при восприятии пространства. У учащихся наблюдается искаженность, нерасчлененность, фрагментарность и недифференцированность восприятия окружающей действительности, что приводит к трудностям и в учебной деятельности. Например, нерасчлененность зрительного восприятия буквенного образца, недостаточная сформированность пространственных представлений влияют на скорость и правильность формирования процесса чтения, графических навыков.

С целью создания условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения таких учащихся в нашей школе были организованы классы охраны зрения, в которых осуществляется коррекционно-развивающая работа посредством систематического проведения занятий по развитию зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности и двигательной сферы. В данных классах обучаются дети с миопией, гиперметропией, косоглазием и амблиопией.

Ежегодную коррекционную логопедическую работу в этих классах начинаю с углубленного обследования, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений у учащихся.

Проведенные мною обследования за последние три года показывают, что нарушения устной и письменной речи у ребят классов охраны зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести: фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия). Отсюда возникает необходимость коррекции речевого недоразвития, а также психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи у этих детей.

Мой кабинет компьютеризирован. Приобретены компьютерные развивающие и обучающие игры для учащихся начальной школы, которые использую на индивидуальных логопедических занятиях. Дети взаимодействуют с компьютером либо в начале занятия с целью развития у них неречевых психических функций, либо на этапе закрепления полученных знаний, выполняя тренировочные упражнения по соответствующей теме или задания творческого характера.

Эти инновации в коррекционном процессе сразу дали положительные результаты, у ребят повысилось желание заниматься.

В качестве знакомства с компьютером предлагаю школьникам простые игры из серии "Обучение с приключением. РазвивайКа" фирмы "Руссобит-Паблишинг". При чем выбираю задания, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом индивидуальной коррекционно-образовательной программы.

Эти игры подходят для использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Предъявляемый материал достаточно большого размера, имеет высокую цветовую насыщенность и контрастность по отношению к фону, отсутствуют лишние детали.

Сначала дети учатся выполнять элементарные действия с компьютером. Узнают, как его включать, как при помощи компьютерной мыши выбирать нужную игру. Даю образец выполнения предложенного задания, затем то же задание предлагаю ребенку.

Например, для развития концентрации зрительного внимания подходит игра "Отбей мячик". Ученик выбирает персонаж и смотрит внимательно за передвижением мячика. Необходимо щелкнуть по игроку, к которому летит мяч, чтобы тот сумел отбить его.

Для развития пространственных представлений предлагаю детям игру "Как добраться до детского сада?". В ней мальчик Антошка и его папа заблудились. Они не могут добраться до детского сада без посторонней помощи. Прохожий подсказывает им путь движения, а ребенок должен провести героев по этому пути, выбрав стрелку, обозначающую правильное направление ("прямо", "налево", "направо"). Эта игра развивает умение дифференцировать правую и левую части тела, определять расположения предметов по отношению к персонажу, ставя себя на его место.

Следующая игра "Почини парус". В ней бедный моряк устал, и парус его порвался. Используя цветные флажки, ребенок должен помочь герою залатать парус. Эта игра на зрительное соотнесение фигур с предложенной формой паза, развитие способности к простейшим обобщениям зрительно-воспринимаемых объектов с учетом цвета, формы, расположения в пространстве, закрепление названий цветов и их оттенков.

Очень нравится детям задание на развитие творческого воображения "Сундучок художника". Используя карандаши, фломастеры, баллончик с краской можно нарисовать картинку, разукрасить ее. Затем предложить ученикам составить по ней рассказ.

Все перечисленные игры можно использовать с целью выработки навыка самоконтроля за правильным произнесением поставленных звуков в самостоятельной речи учащихся в процессе называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Школьному логопеду приходится сталкиваться не только с нарушениями устной речи, но и с нарушениями чтения и письма.

Одна из следующих игр - "Разбуди червячка". Червячок свернулся вокруг целого поля квадратиков и спит. Нужно смотреть, что ему снится. Как только появится его сон в проплывающих облачках, нужно сразу щелкнуть на квадратик, соответствующий его сну. Например, если в облачке проплывает зеленая буква "Р", которая называется диктором, нужно щелкнуть мышкой на пересечении зеленого цвета и буквы "Р". Если проплывает слово "птичка", написанное красным цветом, то нужно сделать щелчок компьютерной мышью на пересечении изображения птички и красного цвета. Если ребенок правильно выполняет задание, то появляется часть картинки, своеобразный бонус. Собрав необходимое количество частичек картины, нужно переставить их так, чтобы получилась целая картинка. В качестве помощи можно нажать на хвостик червячка и увидеть изображение, которое должно получиться.

Эта игра способствует не только развитию умения соотносить образ со словом, которое оно обозначает, но и развивает зрительное внимание и восприятие, совершенствует навыки чтения и правописания слов. Ее можно использовать на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи. В процессе игры дети расширяют словарный запас, закрепляют образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (облачко, обезьянка, грибок, бегемотик, туфелька, конфетка), образование относительных прилагательных (плюшевый мишка, жестяная банка, воздушный змей).

Обследование связной речи учащихся с нарушением зрения показывает, что устная речь детей фрагментарна. Лексика бедна по содержанию. Слова часто употребляются неверно. Ученики не прибегают к сравнениям, сопоставлениям, редко употребляют определения. Имеют место аграмматизмы.

Обогащению словарного запаса, развитию связной речи способствуют задания другой компьютерной обучающей программы "Гарфилд первоклассникам. Чтение" фирмы "Руссобит-Паблишинг". С целью повышения мотивации к обучению в ней дается объективная оценка результатов деятельности каждого ребенка в устной форме или озвучивается голосовым сообщением ("Молодец!", "Правильно!", "Попробуй еще раз!"). Действующий персонаж программы - кот Гарфилд. Предлагается прочитать рассказ про Гарфилда, ответить на вопросы по тексту. Другое задание позволяет проверить, насколько хорошо ребенок запоминает и понимает прочитанное. Ученик еще раз читает тот же текст, но с пропущенными словами. Нужно выбрать подходящее слово из списка под предложением и поместить его в соответствующую ячейку. Далее предстоит из данных слов, которые встречались в тексте, собрать предложение. И, наконец, предлагается прочитать и пересказать рассказ.

Самое сложное задание - составление рассказа по предложенным картинкам. В качестве помощника используется кнопка "Текст". При нажатии ее появляются слова разных частей речи, которые можно употребить при составлении рассказа. В ходе выполнения задания можно активизировать речь детей, предлагая интересные и доступные им по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности вопросы.

Для профилактики и преодоления дислексии и дисграфии подходит игра "Где звучит", в которой понадобится умение определять положение того или иного звука в слове. В верхней части экрана появляется задание, а ниже рисунки-ответы. Например, "Выбери слова и предметы, в которых звук [А] стоит в середине слова". Эта игра способствует развитию у учащихся фонематического анализа.

Большие трудности у детей вызывают задания на постановку ударения в словах, произнесение ударного слога. В данном случае помогает компьютерная игра "Ударение". В задании указывается, какой слог в слове должен быть ударным. Ниже даны рисунки-ответы. При помощи компьютерной мыши нужно выбрать правильный ответ.

Следующая игра - "Напиши слово". Диктор произносит слово отдельно, а затем использует его в предложении. Нужно попробовать напечатать услышанное слово в появившихся пустых ячейках. Эта игра развивает фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтез.

Если ученик с трудом различает понятие "мягкость" и "твердость" звуков, он не может усвоить правила правописания твердости-мягкости согласных перед гласными. Для полного исчезновения ошибочных ответов нужны многократные повторения. Использую задание "Твердые и мягкие согласные". Например, в верхней части экрана написано слово с мягким звуком, а в нижней - множество других слов. Ребенку нужно из них выбрать одно, в котором есть такой же мягкий звук, что и в предложенном слове, и поместить его в свободную ячейку.

С целью усвоения правописания сомнительной согласной на конце слова, словарных слов и сочетаний -ЧА, -ЩА, -ЖИ, -ЧК, -ЧН использую игру "Составь слово". Предлагается несколько букв. Дети должны послушать, как звучит слово, правильно записать его в окна ракеты. Можно предложить ученикам составить предложение или рассказ с этим словом. Игра развивает фонематический анализ и синтез, орфографическую зоркость, способствует выработке навыка самоконтроля за правильным произношением звуков в процессе чтения вслух составленных слов.

Таким образом, применяя компьютерные обучающие и развивающие игры в коррекционной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи и зрения, значительно сокращаю время формирования произносительных навыков, развиваю у детей фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи и связную речь, осуществляю коррекцию нарушения чтения и письма. Это подтверждают результаты обследования устной и письменной речи учеников в конце коррекционного обучения.