Цель:
- Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.
- Развивать пространственную ориентировку, расширять поля зрения, вырабатывать быстроту зрительных реакций, развивать память.
- Работать над развитием правильности и осознанности чтения.
- Учить работать в группе.
Оборудование: Изображение Пушистика, буквы Ш и Ж (запись на доске) деформированные слова, таблицы с буквами, словами, индивидуальные карточки с текстом.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел гость, а чтобы узнать его имя, вы должны выполнить следующее задание. Будьте внимательны. (На доску вывешивается таблица с буквами). Приложение 1, табл. 1
Справа от первой буквы находится буква Н, а слева - Е, (ребята ищут букву, учитель записывает ее на доску)
Сверху этой буквы находится буква С, снизу – М и т.д.
На доске записаны угаданные буквы в виде слогов: ТИК ШИС ПУ
-Ребята, вам надо переставить слоги местами, чтобы получилось имя нашего гостя. (Пушистик)
На доску вывешивается картинка с изображением Пушистика <Рисунок 1>
Рисунок 1
- К нам на урок пришел Пушистик. Он принес много заданий.
II. Графический диктант.
- Первое задание – это графический диктант.
2 клетки вправо, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево, 10 вниз, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 7 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 6 вправо, 10 вверх.
- Кто у вас получился? (Жираф)
- Назовите 1-й звук в слове жираф.
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, шипящий, твердый, звонкий, парный).
- Назовите парный звук для звука Ж.
- Дайте характеристику звука Ш.
- Чем похожи эти звуки, чем отличаются?
- Сравните буквы Ш и Ж (запись на доске).
- Из каких элементов состоит каждая буква?
- Вы догадались, над какой темой будем работать?
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы с вами будем работать над темой: “Дифференциация парных согласных Ш-Ж”. Будем учиться различать звуки Ш, Ж на слух и при произношении, и буквы Ш,Ж при письме и чтении.
IV. Дифференциация Ж-Ш в словах
1. -Пушистик бежал, слоги растерял. За Пушистиком пойдите, слоги в слово соберите.
(На доске карточки с написанными слогами в неправильном порядке ШИ МА НА, ЗО ЖЕ ЛЕ, НА ШИ ТИ, Е ВОТ НО ЖИ, ЦА ЖИ ЛУ)
Дети отгадывают слова, правильное слово размещают на доске в таблице, соответственно инструкции учителя:
- Поставь свое слово в правый верхний угол, левый нижний, в центр и т.д.
После того, как все слова будут размещены в таблице, просим учащихся запомнить расположение слов.
- Напишите слова по памяти в своей таблице. (У каждого ребенка на столе карточка с пустой таблицей). Приложение 1, табл.2.
2. - Пушистик принес карточки со словами. Сейчас я вам буду на очень короткое время показывать слова, а вы постарайтесь их прочитать и запомнить.
Поочередно показываем карточки со словами ребятам, на 1 секунду, они называют прочитанные слова: Луша, Саша, сажа, лужа, мажет, кошка, жираф, машет, шорох.
- Кто был внимательный? Вспомните слова, которые отличаются только одним звуком Ж или Ш.
Дети называют слова, учитель записывает их на доске парами. Ребята объясняют значение каждого слова.
- Ребята, обратите внимание, что при изменении всего одной буквы или звука слово приобретает совсем иное значение.
- Запишите эти слова. Букву Ш подчеркните одной чертой, букву Ж двумя.
V. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.
На доске записаны слова в 2 столбика.
шерстяной |
шапка |
кожаная |
шкаф |
пушистый |
картошка |
домашнее |
жилет |
жареная |
животное |
книжный |
снежок |
- Прочитайте слова из первого столбика, на какие вопросы они отвечают? К какой части речи они относятся?
- Прочитайте слова из второго столбика, задайте к ним вопросы. К какой части речи они относятся?
- Пушистик предлагает вам соединить слова из первого и второго столбиков так, чтобы получилось словосочетание. В одном из слов должна быть буква Ж, а в другом Ш.
Дети по одному выходят к доске и составляют словосочетания. После хором их читаем.
После прочтения закрываем имена существительные, дети записывают словосочетания по памяти.
- Подчеркните буквы Ш и Ж.
VI. Физминутка.
1. По сухой лесной дорожке -
Топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
(Дети делают мелкие шажки. Ноги слегка согнуты в коленях.)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки. (Дети наклоняются, “собирают” ягоды, грибы.)
Если подкрадется волк –
Превратится ёж в клубок.
(Приседают, прячут головку.)
Ощетинит ёж иголки-
Не достанется он волку.
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его.
(Встают и продолжают топать по дорожке)
2. Упражнения для глаз:
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть, повторить 5 раз;
- Посмотреть в правый верхний угол, в нижний левый, в правый нижний и т.д.
- Закрыть глаза и нарисовать глазками 8.
VII. Работа с текстом.
На столе у ребят лежат карточки с текстом:
Где же приятель?
Медве…онок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела боль…ая лягу…ка. Она только очнулась от зимней спячки. Медве…онок протянул к ней пу…истую лапу. Лягу…ка сделала в сторону боль…ой пры…ок. Ми…ка принял это за игру. Он то…е сделал скачок. Так они добрались до лу…и. Лягу…ка прыгнула в воду. Медве…онок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел куда девался его новый приятель.
- Пушистик вам принес текст, но некоторые буквы потерялись
- Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.
- Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж.
- Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните.
- Прочитайте получившийся рассказ.
- А теперь попробуйте пересказать его по плану.
План
1. Кого встретил медвежонок?
2. Как медвежонок стал играть с лягушкой.
3. Куда исчезла лягушка?
VIII. Итог
- Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?
- Чем отличаются эти звуки?
- Пушистику очень понравилось как вы занимались. А вам понравились задания Пушистика?
- А сейчас раскрасьте то изображение Пушистика, которое соответствует вашему настроению. <Рисунок 2>
Рисунок 2
-Спасибо за работу, до свидания.