Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы, а в более тяжёлых случаях даже возникает вопрос о необходимости его обучения в массовой школе.
На сегодняшний день актуально рассмотрение тем, связанных с несформированностью фонематической системы и лексико - грамматического строя речи. Изучив методическую литературу авторов: Репиной З. А; Ефименковой Л.Н; Мазановой Е.В; Корнева А.Г, я пришла к выводу, что существует недостаточное количество методических разработок по данной теме.
Данная потребность обусловила тему моего открытого урока: "Дифференциация звуков и букв С - З".
Дифференциация звуков и букв С - З.
Цель: различение изолированных звуков и букв С -З в слогах , словах и предложениях.
Задачи:
- Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия, внимания, мышления и памяти.
- Закрепить навык самостоятельного анализа и сравнения звуков.
- Расширить и уточнить словарь учащихся, обучить навыкам словообразования.
Оборудование: конверт с приглашением; профили звуков [с]-[з]; жетоны; рисунок с изображением замка; схемы, картинки ; музыкальные инструменты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята! Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы и школ города, а когда гости приходят, что нужно сделать в первую очередь? Представиться. Сейчас каждый из вас встанет и правильно разделит своё имя на слоги. Называйте имя и количество слогов в нём (Дети называют и по очереди садятся).
2. Введение в тему.
Логопед:
- Ребята, сегодня утром я пришла на работу и увидела пригласительную открытку. Послушайте, что в ней написано: " Дорогие ребята приглашаем вас на юбилей нашей школы. Ваши друзья Зоя и Саша. А на юбилей с чем ходят (с подарками). Послушайте, что попросила в подарок Зоя: газету, корзину, розы, звёздочки..
- Скажите, какой звук в этих словах повторяется чаще всего? (З)
- А вот, что просит на юбилей Саша: самовар, песню, салют, сказки.
- Какой звук повторяется в этих словах? (С).
-Молодцы! Как вы уже догадались темой нашего урока будет различение звуков и букв [С]- [З].
- Выставляются буквы [C] и [З]
- Ребята, скажите, а где мы можем взять подарки? (в магазине, или сделать своими руками).
- Но в магазине их просто так нам их никто не даст, нужно купить. Деньги вы на уроке можете заработать? (нет). А что вы можете на уроке заработать? (оценки).
- Или баллы. Вот и сегодня подарки можно приобрести за баллы или жетоны. А их я буду давать за правильный ответ.
Ребята, а что нужно для того чтобы чисто и грамотно говорить, произносить все звуки? Правильно и чётко отвечать на уроке (надо делать зарядку). А какую зарядку? (артикуляционную).
Улыбнулись дружно - раз
Губки потянули - два
Улыбнулись, потянули
Язычок пошёл гулять
И на солнце загорать
Держим 3 4 5
Отдохнул и опять.
На качелях покачался
Раскачался сей же миг
Чистить зубы он пошёл.
Молоточек вдруг нашёл.
Постучали, молодцы
Вы ребята удальцы.
(жетоны)
Ребята! Саша и Зоя хотят всё узнать о звуках [З] и[С] Почему? Как вы думаете. Потому, что Саша и Зоя начинаются с этих звуков.
3. Характеристика звуков.
- Для начала охарактеризуем звуки, которые помогут заработать жетоны.
-Как комарик звенит (з-з-з)
-Какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука (зубы, губы, язык, горлышко дрожит).
- Значит звук [З] - согласный, звонкий, твёрдый.
- А теперь, покажите мне, какой издаёт звук шарик, когда спускается (дети проговаривают с-с-с).
- Какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука (зубы, губы, язык, горлышко не работает).
Значит звук [С] - согласный, глухой, твёрдый. Давайте попробуем вместе С-С-С, теперь включаем голос З-З-З (выдаются жетоны).
Работа со слогами
- Согласные звуки [С и З] решили тоже попасть на юбилей. Но для того, чтобы они могли пойти на юбилей мы должны научиться их различать.
- Посмотрите , какой замок . Кто , же здесь живёт.(дети угадывают). Здесь живут гласные звуки. Давайте назовём их. (А,О,У,И,Э,ы). А теперь давайте их подружим (З+ А= ЗА; какой первый звук в слоге [ЗА], а в слоге [СА] и т.д.). Давайте произнесём их с удивлением, а затем сердито, как здороваются.
4. Дифференциация звуков в слогах, словах.
Саша и Зоя очень любят играть игру " Радисты". Я буду называть вам слоги а вы будете мне их выстукивать на парте по очереди. (за-са-за; со- зо-со; су - зу- су; зы- зы- сы). Если я называю слог за, то вы выстукиваете его громко, потому, что он звонкий. А если слог са то тихо, потому, что он глухой.
- А сейчас, я буду произносить вам слоги , слова со звуком [С] , а вы в ответ будете мне называть слоги и слова со звуком [З].(СА-ЗА,СО- ЗО,СУ-ЗУ,АС-АЗ, ОСО-ОЗО,СОЯ -ЗОЯ, СУП -ЗУБ, КОСА -КОЗА, САЙКА -ЗАЙКА).
- Саша и Зоя прислали нам вот такие схемки и картинки. Помогите мне разобраться, что это за схемки и что они хотят, чтобы мы с вами сделали? (Логопед показывает схемки, и дети называют: звук находится в начале слова, в середине или в конце).
Картинки: слон, заяц, мост, усы, ананас, санки, замок, роза, паровоз, арбуз., ваза (отобрать картинки со звуком З -С в начале, в середине, и в конце). (ВЫДАЮТСЯ ЖЕТОНЫ)
- А сейчас слушайте внимательно, я буду называть вам слог, а вы добавьте к нему слог СА или ЗА и скажите, какое слово получится:
Ли:, ва:., ко:, кра:, ро:.,мимо:.;
-А теперь слог Сы или Зы:
Но:, ко:, моро:, берё:.; (Деление на слоги)
(выдаются жетоны)
Знакомство с буквой
- А сейчас откройте тетрадки и запишите под числом тему.
С - З с - з
- Ребята, а почему я написала четыре буквы (Имена , Фамилии, Отчества, начало предложения, клички животных, название городов, рек - пишутся с большой буквы).
- Давайте нарисуем в подарок нашей школе рисунки.
С правой стороны солнышко.
С левой - звёздочку.
Назовите гласные звуки в слове коза, обозначьте их красным цветом, звук [З]- синим цветом (согласный твёрдый).
Назовите гласные звуки, обозначьте. Обозначьте согласный звук[С]- синим цветом.
Чем отличаются слова коза - коса. (звуками [з]-[с] и смыслом).
Выдаются жетоны.
Также проводится работа над словами: заносы - занозы, роза - роса (запись в тетрадях).
Физ. минутка:
Все захлопали в ладоши,
Вместе веселей.
Ножкой, ножкой постучали,
Дружнее и бодрей.
По коленочкам ударим тише, тише, тише,
Руки к верху поднимаем выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились, покружились,
Покружились и остановились.
Мы с вами сделали схему слова - коса. У кого коса? У Зои. (выставляются картинка: девочка с заплетённой косой .
Логопед: Девочку зовут Зоя. У кого коса?. Дети: У Зои.
Давайте составим предложение - У Зои коса.
_____ ______ ______.
(запишите в тетрадки). Сколько слов в предложении (три; почему ,мы Зина написали с большой буквы?) Обозначьте буквы С - З.
-Давайте составим предложение со словом коза.
У Саши коза. _____ ______ ____. Сколько слов в предложении (три; назовите - первое, второе, третье; обозначьте звуки З-С).
- Ребята! А сейчас мы приготовим музыкальный подарок нашей школе . Я буду задавать вам ритмический рисунок , а вы будете повторять.
(Музыкальная пауза. Логопед задаёт ритмический рисунок, а дети повторяют).
Работа с предложением
Ребята! Но на юбилее не только поздравляют, но и танцуют, поют , проводят игры. Я приготовила вам небольшую игру на внимание. Если вам понравиться мы сможем её провести.
Прослушайте предложение и скажите, правильно ли я произнесла его:
Зайка спрятался : куст (какое маленькое слово здесь пропущено - под)
Козы пасутся : домом (за)
Лиса выскочила :норы (из)
Рысь спустилась :.дерева (с)
Собака выглядывает : будки (из).
Работа с разрезной азбукой:
Дети собирают слова: косы - козы, заносы - занозы, роса - роза.
- С какими звуками мы сегодня работали, дайте характеристику этим звукам.
Что подарим нашей любимой школе: сувенир, газету, розы, сказку.
Выберите подарки (логопед каждому даёт выбрать подарок).
Спасибо, вы все очень хорошо работали.