Проблема: как и где можно услышать природу?
Игровая мотивация: во дворе мы поиграем - звуки природы все узнаем.
Цель проекта:
- Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
- Развитие у детей умения выделять разнообразные звуки окружающего мира и передавать их с помощью речевого интонирования.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Срок: кратковременный.
Задачи:
- Увлечь детей красотой и своеобразием звуков зимней природы, обогатить эстетические впечатления. Научить слышать звуки природы.
- Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, связную и образную речь, элементы творческого воображения.
- Упражнять в умении выделять разнообразные звуки окружающего мира и природы, правильно использовать тембровую окраску голоса и речевое дыхание при их образной передаче.
- Активизировать в речи детей слова: зима, мороз, снежинки, снеговик, скрип, сосульки, санки- ледянки.
- Продолжать развивать общую мелкую и артикуляционную моторику, эмоционально-чувственную сферу личности ребенка как одну из компонентов экологической культуры.
- Формировать у детей и родителей позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.
Одежда ребёнка: тёплый спортивный костюм, меховая шапка, шуба, тёплые носки, валенки или сапоги, варежки.
Место проведения: парк или игровая площадка во дворе.
Длительность: в течение дня.
Вариативная модель организации деятельности детей и родителей во время зимней прогулки:
- При подготовке к прогулке выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять». (Приложение № 1).
- На улице организуйте с ребёнком «минуты любования зимней природой».
- Предложите выразить свое состояние и настроение в разное время зимы, проведите игру-имитацию «Мимические упражнения» (Приложение № 2).
- Нацельте ребёнка на задание «услышать и запомнить звуки природы» во время самостоятельной деятельности.
- Обсудите с детьми, какие еще звуки можно услышать дома, на улице, во дворе, в природе, предложите изобразить их.
- В заключение прогулки предложите ребёнку игру «Снежинки» или «Снеговик», на координацию слова и движения (Приложение № 3).
- По возвращению с прогулки, вспомнить какие звуки природы ребёнок услышал во время игры на улице (вой ветра, пение птиц, скрип снега и полозьев санок, шарканье по ледяной дорожке, скрип деревьев при ветре и т.д.). При необходимости помощи предложить ребёнку упражнение на развитие речевого дыхания и голоса: «Вьюга в лесу» (Приложение № 4).
- Рассмотрите с детьми иллюстрации и предложите определить, где можно услышать эти звуки (дома, на улице, во дворе, в природе).
- В вечерний период времени вспомните с ребёнком дневную прогулку, наиболее запомнившиеся моменты. Для обогащения впечатлений выполните уже знакомые ребенку упражнения артикуляционной гимнастики: «Снеговики радуются снегу и морозу», «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Санки-ледянки», «Горка», «Саночки», «Ветер» (Приложение № 5).
- Рассмотрите с детьми картинки, предложите произнести звуки, которые слышали сегодня на прогулке. Задайте детям вопросы:
- Чем отличаются звуки снега в морозную погоду, от звуков снега в теплый зимний денек?
- Какие из предложенных картинок можно объединить одним звуком?
- Найди в доме предметы, с помощью чего ты смог бы изобразить услышанные сегодня звуки.
- Вспомни и произнеси другие звуки природы (это задание можно организовать в виде упражнения «Угадай, на что похож звук?») (Приложение 6)
- Придумайте с детьми звуковую сказку по предложенному началу: Наступила зима. Завыли частые суровые вьюги…. Воробьи шустро прыгали по дорожкам и повторяли свою неизменную песенку: чирик-чик-чик, синички сидели, нахохлившись на веточках и будто что-то старались сказать шустрым воробышкам: синь- синь- синь. Вдруг раздался скрип морозного снега и вдали показался маленький мальчик, он спешил к кормушке, чтобы накормить своих пернатых друзей…(Родители проговаривают текст, звуки природы произносят дети).
- Перед сном выполнить психогимнастику и пластические этюды (Приложение № 7).
- Практическая деятельность: нарисуйте совместно с ребенком предметы окружающего мира и явления природы, звуки которых вы слышали во время совместной прогулки.