Литература
-
Урок литературы в 5-м классе "Басни И.А. Крылова и их исторические корни" 2011
Цель урока: знакомство с литературоведческим определением жанра басни и притчи, их особенностями; сравнение сюжетов басен Эзопа, Лафонтена, Крылова на примере басни «Лисица и виноград»; знакомство со старославянской притчей «О лисице и о винограде»; выявление общих черт и различий; соотнесение морали в басне и поучения в притче.
-
Урок литературы в 5-м классе "Басня – подруга жизни" 2009
Цели урока: развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования; обобщить знания по теме "Басня", вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" 2011
Урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится с использованием различных современных технологий. Цель – познакомиться с личностью и творчеством П.Бажова, с особенностями сказов "Медной горы Хозяйка", "Синюшкин колодец" и др. Во время урока предлагаются разнообразные задания, в том числе игровые. Домашнее задание носит дифференцированный характер.
-
Урок литературы в 5-м классе "Встреча с дедушкой Крыловым" 2013
Урок для учащихся 5-х классов разработан в интересной, нестандартной форме и решает ряд педагогических задач, а именно знакомит с жизнью и творчеством писателя; развивает эмоциональный отклик на произведения И.А. Крылова и интерес к чтению басен. В конспекте используются материалы, помогающие сделать урок познавательным – иллюстрации, репродукции, портреты и сборники произведений И.А. Крылова, а также задания разного характера на данную тему.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дети и война. Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста" 2020
Цели урока: изучить стихотворение А.Т.Твардовского, посвящённое теме военного детства; повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дивная сила искусства" (по сказке Х.К. Андерсена "Соловей") 2008
Урок посвящен анализу сказки Андерсена. «Соловей» – новая для ребят сказка – сказка об искусстве. Она учит видеть за серенькой неприметною внешностью соловья дивную силу искусства пения. В ходе урока ребята поймут, что подлинное искусство бессмертно и невозможно заменить его механизмом. Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Загадки" 2007
ное занятие - один из уроков, разработанных для учащихся пятых классов в цикле "Фольклор", формирующий эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру. Данная форма проведения урока литературы способствует развитию таких качеств личности, которые обеспечивают ее самоопределение и самореализацию в современном обществе.
-
Урок литературы в 5-м классе "Иван Алексеевич Бунин. Судьба и творчество писателя" 2010
На занятии учащиеся знакомятся с фактами биографии И.А. Бунина, а также теоретическими понятиями, необходимыми для аналитического осознанного чтения лирического произведения, как лирический герой, анафора, актуализируются знания об изученных художественных изобразительных средствах, отрабатывается умение выразительно читать стихотворное произведение.
-
Урок литературы в 5-м классе "Как Васютка выжил в тайге" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Большое внимание уделяется работе по развитию речи учащихся: краткий пересказ текста, чтение наизусть отрывков из рассказа, сочинение-миниатюра. На уроке работает справочное бюро: учащиеся, используя толковые словари, объясняют значение непонятных слов. Звучит запись с пением птиц, что делает урок живым и эмоциональным.
-
Урок литературы в 5-м классе "Кто хочет на загадки отгадки находить" 2009
Данный урок является занимательным дополнением к основному программному материалу по литературе в 5-м классе в разделе "Фольклор" и способствует расширению представлений об устном народном творчестве, в частности - о загадках и их разновидностях.
-
Урок литературы в 5-м классе "О Волга! Колыбель моя" 2012
Урок в 5-м классе расширяет представление учащихся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, о роли Волги в его судьбе ; формирует у учащихся коммуникативные навыки, развивает речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова, высокое гражданское чувство, любовь к родине, сострадание к угнетенным, ощущение прелести русской природы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Пословицы и поговорки" 2020
Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
-
Урок литературы в 5-м классе "Посмеемся вместе с Чеховым" 2022
Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П.Чехова и рассмотреть обзорно героев его ранних рассказов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэзия — прекрасная страна" 2008
Одна из важнейших задач уроков литературы - знакомство с теорией литературы. Литературоведческие знания, необходимые в старших классах, начинаю преподавать с 5-го класса. Даю понятия "рифма" и "ритм", объясняю, как применять их в практической деятельности.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэтический мир природы" (по творчеству И.С. Никитина) 2008
Данный урок разработан на материале творчества И.С. Никитина и направлен на развитие навыков анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания, а также на воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого отношения к природе, стремления понять и любить окружающую человека красоту, беречь ее. На уроке отводится место и для развития творческих способностей детей. Урок предназначен для учащихся 5-х классов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Причуды матушки-зимы" (Зима в изображении поэтов, художников, композиторов) 2010
Данный урок по литературе рекомендуется провести в 5-м классе как интегрированный с привлечением картин русских художников и произведений композиторов о зиме. Урок воспитывает чувство прекрасного. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихотворений.
-
Урок литературы в 5-м классе "Путешествие в страну Фольклорию" 2010
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» включает интересные по содержанию игровые виды деятельности детей, основанные на детских жанрах фольклора: закличках, приговорках, потешках, прибаутках, дразнилках, считалочках. Урок планируется при активном участии самих учащихся, их родителей, бабушек (прабабушек) и дедушек.
-
Урок литературы в 5-м классе "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон" 2007
Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится в процессе работы над темой "Писатели улыбаются" с целью формирования навыков комплексного анализа художественного произведения. В течение урока идёт работа над составлением логических схем анализа идейного содержания, строения произведения и системы образов. Вычерчивая логическую схему движения сюжета, учащиеся осознают и систему образов, и развитие сюжета, и построение произведения, делают выводы, т.е. называют идею произведения. Доступное и целесообразное рассмотрение любого художественного текста помогает ученикам достичь новой ступени литературного развития.
-
Урок литературы в 5-м классе "Роман Воспитания" Д. Дефо 2010
Знакомство с биографией Дефо. Эксперимент в романе и его этапы (1 – «Познание самого себя», 2 – «Усвоение Библии», 3 – «Покорение природы»). Возможности человека, его предназначение в огромном мире, природе, в обществе.
-
Урок литературы в 5-м классе "Связь веков. Стихи, посвященные великому поэту" 2009
На уроке идет повторение изученного по творчеству А.С. Пушкина, воспитание интереса учащихся к чтению и любви к нашим отечественным ценностям, гордости за наше духовное наследие.
-
Урок литературы в 5-м классе "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!" 2009
Урок представляет собой защиту мини-проектов учащихся и включает презентацию "Художники - иллюстраторы сказок", содержащую информацию о художниках, манере их живописи, иллюстрации к сказкам; буклет о видах сказок, бюллетень о сказках как жанре фольклора, сказочниках. Также в работе представлен дидактический материал: тест-кроссворд и тематическая грамота.
-
Урок литературы в 5-м классе "Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева" 2010
Велика роль поэтического слова. Каждое слово в стихотворении – это емкий, лаконичный образ. Каждое произведение требует раздумий, внимания к слову, разгадки поэтической мысли, образов. Считаю, что уроки знакомства с поэзией необходимы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»" 2009
Урок литературы с использованием презентации «Жизнь и творчество А.П. Чехова». На уроке ребята познакомятся с биографией писателя, понятиями «юмор», «сатира». Для активизации образовательного процесса используются элемент сценического творчества учащихся, прослушивание отрывка из аудиокниги «А.П. Чехов. Рассказы», презентация, групповая форма работы.
-
Урок литературы в 5-м классе "Я и теперь слышу его в сердце…" (глава "Чистый понедельник" из произведения И.С. Шмелева "Лето Господне") 2010
Урок литературы в 5-м классе знакомит с автором, развивает познавательный, творческий интерес к предмету. Воспитывает уважение к прошлому нашей родины, к обычаям и традициям, патриотизм, доброту, обогащает нравственно-эстетический опыт учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе «А без меня народ неполный...» (Знакомство с творчеством писателя-земляка А.П.Платонова) 2021
Данная методическая разработка – попытка проведения урока в форме виртуальной экскурсии. Подобная форма проведения способствует более полному усвоению материала. Наглядность, используемая на уроке, направлена на создание образа писателя, на успешное запоминание материала. Методы, которые применяются на этом уроке, позволяют сделать урок интересным, запоминающимся. Содержание урока связано с литературным краеведением. Это расширяет знания детей о малой родине, о её людях, прославивших этот край.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Берегите, люди, эту красоту" 2009
Данный урок относится к разделу: "Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе". Учащиеся заранее заучивают стихотворения наизусть, готовят рисунки о родном крае, пробуют сочинять стихи о природе, родных местах, узнают об изобразительных средствах (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы), которые помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Народная драма "Озорник Петрушка" с использованием технологии проектирования 2009
Сначала автор с учениками определили тему проекта, его цели и задачи; сформировали творческие микрогруппы. Каждая группа готовила свое проектное задание. На уроке представлен проектный продукт деятельности, проведена рефлексия. Представленные результаты индивидуальной и групповой деятельности имели практическую, познавательную значимость для всех ее участников.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Распахни окно" (образы русской природы в фотографиях, музыке, поэзии XIX–XX веков) 2012
Урок помогает создать условия для развития речи, творческого воображения средствами ИКТ и интерактивных технологий; подготовить к написанию творческой письменной работы (эссе, миниатюра, стихотворение).
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Родная природа в творчестве русских поэтов" 2008
Данный урок является уроком обучения анализу поэтического текста. Используя межпредметные связи с искусством, групповую и фронтальную работу, учитель учит видеть прекрасное, чувствовать слово и понимать его роль в создании художественного образа.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Роль пейзажа в "Донских рассказах" М.А.Шолохова" (по рассказу "Жеребенок") 2010
Урок проводится в рамках регионального компонента синхронно рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема пейзажа уже изучена на примере рассказа К.Г. Паустовского. Анализ пейзажных зарисовок на примере рассказа М.А. Шолохова "Жеребенок" у учащихся не вызывает затруднений.