Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии: метод проектной и исследовательской деятельности.
Цели:
Образовательные:
- Изучить стихотворение А.Т.Твардовского, посвящённое теме военного детства;
- Повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;
- способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Воспитывающие: Воспитывать глубокое чувство патриотизма
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- умениеоформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других, работать в группе.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний:
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
- используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
1. Посмотрите на экран, рассмотрите картины, помещенные на доске
2. Что у них общего?
3. С какой целью эти картины помещены? О чем будем говорить?
Сформулируйте тему « Произведения о Великой Отечественной войне»
III. Подготовка к восприятию нового материала
1. Произнесите медленно, с чувством слово «В-о-й-н-а»
2. Какие чувства и смысловые ассоциации возникли у вас?
3. Какие слова можете подобрать?
4. Составление кластера
страх | героизм |
мужество |
война |
разруха |
стойкость |
верность |
смерть |
горе |
|
5. Подберите эпитеты к слову «война».
- Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная
6. Какие чувства вызывает у вас война?
- Тревожное, беспокойное, печальное, горькое
7. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
8. Когда началась? Когда закончилась? Какой город первым принял на себя удар? (Брест) Какими были первые месяцы войны?
9. Почему ее назвали Отечественной?
10. Как люди в тылу узнавали о событиях этой войны? Какую работу должны были выполнять военные корреспонденты? (Газеты, радио)
11. Об одном таком поэте, военном корреспонденте мы будем говорить сегодня. Прочитайте фамилии писателей. Как думаете, с произведением какого писателя мы будем работать?
Крылов. Барто. Твардовский. Андерсен. Бианки
IV. Знакомство с биографией Твардовского
Александр Трифонович Твардовский, русский поэт, родился в 1910 году в одном из хуторов Смоленщины в крестьянской семье кузнеца. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. «Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии, - у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым произошло таким именно образом.» Стихи начал писать с раннего детства.
С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии в качестве специального корреспондента военной газеты. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Полученные впечатления в годы Великой Отечественной войны излагал в своих произведениях. После войны писатель работал главным редактором журнала «Новый мир».
1) Индивидуальное задание, проект на тему «А.Т.Твардовский»
2) Как на ваш взгляд, если поэт сам был участником войны, его произведения вымысел или реальность? Одно такое произведение сегодня изучим.
3) Посмотрите на выставку книг, что можно сказать?
Книги о детях на войне.
4) Уточним тему урока «Дети и война. Стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста»
V. Работа над стихотворением «Рассказ танкиста»
1. Запись темы урока в тетрадь.
2. Чтение стихотворения учителем или фонохрестоматия. Исполняет А.Елизаветский.
3. Какую картину представили? Какие чувства возникли в душе?
- Чувство страха, опасности, гордости.
4. Кто из героев привлек ваше внимание?
5. Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
- Каждый ребенок хотел принести пользу.
6. О ком еще в стихотворении?
- Танкист
7. Работа в группах. Правила работы в группах: слушать, слышать, помогать друг другу.
Результаты работы групп записывает весь класс в тетрадь.
- Карточки с заданием для групп
- 1 группа. Все о мальчике
- 2 группа. Танкист и бой
- 3 группа. Лингвисты (работают со словарём)
- 4 группа. Литературоведы
Лингвисты будут отвечать по ходу работы 1-й и 2-й группы.
8. Работа над характерами героев. Из чего складывается характеристика героя?
- Внешний вид, поступки
Отчёт о работе групп.
9. Отчет 1 группы.
10. Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Зачитайте строки, дающие представление о мальчике. Что мы узнали о нем?
11. Записи в тетрадь.
- Приблизительный возраст 10-12 лет.
- Возглавляет детские компании - главарь
- Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами
- Приветливый, встречает, как гостей
- Нежадный, щедрый, сливы сует
- Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный, разведал, где пушка, подползал, стоит, мины, пули свищут.
- Скромный, показал и убежал.
Внешность не описывается. Видим только рубаху пузырем.
12. Отчет 3 группы. Лингвисты
Бедовый, из тех, что главарями у детей- озорной, все время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеском коллективе.
Главарь, дружище
13. Как автор относится к своему герою? Зачитайте
- Как нужно читать?
- С уважением, с гордостью. Он ему нравился.
14. Отчет 2 группы.
Бой. Какой момент войны изображен? (Наступление)
15. Как описывается бой? Прокомментируйте. Из чего видно, что бой был страшный?
- Почему танки не могли пройти?
- «Шел бой за улицу. Огонь врага был 1)страшен
Мы 2) прорывались к площади вперед
А он 3) гвоздит - не выглянуть из башен
16. Лингвисты: слова 1), 2), 3)
17. Что испытывает танкист во время боя?
- Трудность, прорывались, но не могли пройти.
18. Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил на танк и продолжил бой?
- Был трудный и жестокий бой, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни. Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.
19. Еще описание боя. За каким домишкой он примостился?
3 группа – примостился, где находится укрытие?
20. Как закончился бой? Зачитайте.
- Заходим в тыл и полный газ даем
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем.
3 группа: жирный, рыхлый
На полной скорости раздавили пушку
21. Какие чувства теперь испытывает танкист?
- Удовлетворение, врага вмяли в чернозем
- Усталость, вытер пот
22. Каково отношение танкиста к мальчику?
- Руку, как товарищу, пожал, благодарность
Помощь мальчика оказалась очень важной
Чувство вины перед мальчиком, дети не должны воевать
23. О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
- Танкист чувствует вину перед мальчиком, чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг, защищая Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.
24. Обратим внимание на строку
«Все нынче, как спросонку» 3 группа
- Спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
VI. Отчет 4 группы. Литературоведы
1. Какие литературные приемы использует Твардовский? Зачитайте начало и конец стихотворения.
- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково – кольцевая композиция.
2. Как думаете, для чего?
- Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу. Поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врага. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.
3. Какой прием использован для того, чтобы выразительней описать предметы?
- Сравнение.
С какой целью? | Мальчик - главарь |
Рубаху - с пузырем |
Пули - с гвоздями |
4. Что можете сказать о звукописи? Для чего используется?
- Автор часто использует (ж, ш, щ, з, с), чтобы передать шум боя, свист пуль.
5. Олицетворение: пули свищут, душила гарь и копоть
6. С какой целью?
Чтобы ярче описать картину боя
VII. Работа с классом
1. Кому и когда танкист мог бы рассказать об отважном мальчике?
- Поэту
2. Могло ли это быть так, как на картине Ю.Непринцева «Отдых после боя»? Что делают бойцы? Где происходит действие?
3. Зачем, для чего поэт Твардовский пронес эту историю через годы и поведал нам?
- Для того, чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны. Уважали и ценили тех, кто добыл эту победу.
4. Известно, что война затронула каждого, не обошла, не пощадила ни женщин, ни стариков. В этой войне погибло несколько миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, а у многих детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как и вы, ваших сверстников. Случай, рассказанный танкистом, не единичный. Много детей помогало бойцам добывать победу. Мальчик неизвестный, безымянный герой. А есть много детей – героев, чьи имена мы должны знать.
5. Послушаем проект на тему « Дети и война»
Только вдумайтесь, такие подвиги совершали ваши ровесники!
Мы должны помнить о них. Вот как об этом сказал поэт Роберт Рождественский: «Люди! Покуда сердца
Стучатся, помните,
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!»
VIII. Обобщение
- О чем говорили на уроке? О каком произведении?
- Что вы узнали нового для себя?
- Дети и война
- Похожа ли ваша жизнь на их, и чем она отличается?
Нельзя забывать о войне и героях, нужно беречь мир. Незабываемо трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство. Цените и берегите мир.
Д/з:
1) Наизусть стихотворение
2) Проект «Моя семья в годы войны» (на выбор)
IX. Рефлексия
А) У меня на душе осталось…
Б) На уроке я понял(а)…
В) На уроке мне удалось…