Литература
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в мир поэзии" 2008
Задача учителя – познакомить ребят с жанром поэзии, научить понимать самого поэта, увидеть мир, скрывающийся за одной фразой, словом, звуком. Поэтому обращаюсь к путешествию, т.к. именно эта форма поможет понять разницу между прозой и поэзией, настоящими стихами и рифмованными фразами. "Путешествие" поможет разглядеть своих учеников, потому что такой урок должен заканчиваться чтением стихов, которые ребята подготовили и выучили наизусть дома.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" 2008
Сквозной темой в программе по литературе 5–6-х классов проходит раздел «Литературные сказки». Педагог М.А. Рыбникова, писала, что в сказках – огромная польза для воспитания, для развития личности обучающихся. Русская литература с её «всемирной отзывчивостью», гуманизмом имеет особое, объединяющее, общекультурное значение, так как является хранительницей духовных, нравственных, эстетических ценностей, как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" 2009
Задачи урока литературы, посвященного сказке Пушкина: познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям).
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сквозь ночь Всемирного потопа. Отражение библейских сюжетов в живописи" 2010
Работа знакомит учащихся 5-х классов с трактовкой происхождения мира, растительности, животных, птиц, человека согласно Библии. В ходе урока присутствует сопоставительный анализ художественного текста – детской Библии и иллюстрированной Библии Василия Кореня в искусстве лубок, библейские сюжеты в нидерландской школе живописи. Заповеди Ветхого Завета очень актуальны для современных школьников.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") 2011
На уроке учащиеся обучаются основам анализа эпического произведения, определяют границы реального и волшебного в произведении; развивают навыки осмысленного чтения, умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями" 2009
На уроке дети познакомятся с творчеством И.А. Крылова. Узнают о его биографии, рассмотрят инсценировки некоторых басен и поговорят о их морали.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Художественный мир волшебной сказки "Василиса Прекрасная" 2010
Цели урока: развитие эмоционального восприятия художественного текста, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; знание понятия "художественный мир" сказки и его составляющих; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; воспитание любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Языковые и композиционные особенности жанра басни" 2010
Урок позволяет обобщить литературоведческий материал по истории развития жанра басни, композиционные и художественные особенности этого жанра. В ходе урока выполняется сравнительный анализ басен И.А. Крылова и Ж.Лафонтена, что позволяет подготовить ученика к созданию собственного произведения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Времена года в музыке, живописи, поэзии" 2006
На уроке учащиеся познакомятся со стихами С.Есенина о временах года, услышат музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, посвященную также временам года, увидят зиму и лето, осень и весну такими, какими их запечатлели знаменитые русские художники-пейзажисты Э.Грабарь, Б.Кустодиев, И.Левитан, А.Саврасов, А.Пластов. На уроке прослеживается взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского как святочный рассказ 2005
Рождество Христово - светлый праздник, нашедший яркое отражение в святочных рассказах, которые удивительным образом соединили в себе бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. Цель данного урока - познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; через приобщение к классической литературе, классической музыке способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" 2005
Урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" построен согласно проблемному методу, в основе которого лежит творческая учебная деятельность, являющаяся аналогом научного творчества. Поэтому этапы урока соответствуют этапам научной творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Такое построение учебного материала обеспечивает творческое усвоение знаний, поэтому урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"- это урок открытия нового знания, не только формирующий его, но и развивающий интеллект, творческие способности и воспитывающий активную личность.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Почему рассказ Р.Брэдбери "И грянул гром" называют рассказом-предупреждением?" 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики. Так как литература обладает небывалой воспитательной силой, уроки по изучению произведений научно-фантастического жанра могут способствовать нравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели-фантасты ставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляют задуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающего мира. Этой проблеме посвящен урок, главной целью которого является выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" (программа "Школа-2100") 2007
Одной из целей урока было формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве. В ходе урока учащиеся сравнивали историческую справку с текстом стихотворения, определяли реальное и вымышленное в стихотворении, учились давать характеристику герою-рассказчику. Важно отметить воспитательный момент урока. Детям прививается гордость за свой народ, уважение к великому прошлому России.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Пушкин в Лицее" 2006
Цель данного урока литературы - систематизировать знания учащихся, полученные во время экскурсии в Лицей и на уроках, посвященных жизни и творчеству поэта. Урок построен в форме игры "Что? Где? Когда?" Заранее класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана. Члены команды составляют вопросы для другой команды и сдают учителю. В жюри входит завуч школы, родители учащихся. Для той и другой команды готовится игровое поле: лист бумаги делится на 12 секторов - 8 вопросов и 4 музыкальные паузы.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Традиции русской и мировой литературы в рассказе К.Г. Паустовского "Кот-ворюга" 2007
На уроке литературы в 5-м классе учащиеся знакомятся с рассказом К.Г. Паустовского "Кот-ворюга". Данный рассказ помогает вспомнить одно из правил поведения - отношение ко всему живому.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Чародейкою Зимою околдован…" (Зима в произведениях поэтов, художников и композиторов) 2010
Данный урок позволяет учащимся от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа, открыть неповторимость отношения к зимнему пейзажу поэтов, художников, композиторов, сравнить зимние пейзажи в произведениях Ф.Тютчева и С.Есенина.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» 2005
Задача урока - научить ребят анализировать поэтический текст с точки зрения языка и содержания, показать выразительную функцию инверсии, многосоюзия, научить адекватно понимать поэтический текст, давать свое истолкование прочитанному, воспитывать умение сопереживать, развивать творческие способности учеников, устную и письменную речь.
-
Урок литературы в 5-м классе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина 2009
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи. Стихи из учебника 5 кл. В.Я. Коровиной (А.Н. Плещеев «Весна», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Весенние воды», А.Н. Майков «Ласточки»).
-
Урок литературы в 5-м классе с использованием ИКТ по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" 2010
Урок построен на основе межпредметных связей: наряду с текстом художественного произведения используются фрагменты видеофильма, иллюстрации, задания на персональных компьютерах, интерактивной доске. Использование ИКТ повышает интерес учащихся к изучаемому произведению, что в итоге помогает глубже понять, сопоставить, оценить поведение героев.
-
Урок литературы в 5-м классе с применением ИКТ "Сказочный мир Х.-К. Андерсена" 2010
Урок является заключительным в системе уроков по творчеству Х.-К. Андерсена и предполагает прочтение учащимися целого ряда произведений датского сказочника, способствует формированию у школьников мотивации к учению.
-
Урок литературы в 5-м классе с синхронизированным изучением истории, литературы и ИЗО «Путешествие Энея в "Энеиде" Вергилия» 2009
Урок входит в цикл уроков о шедеврах античной литературы, изучаемых в 5-м классе. Ситуации погружения способствует то, что подросток знает о структуре государства, жизни и быте людей (уроки истории), об искусстве страны и эпохи (уроки ИЗО и МХК). Поэтому реалии, имена героев, архаизмы и историзмы в произведениях литературы не вызывают затруднений.
-
Урок литературы в 5-м классе. "Внеклассное чтение по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2008
Описание урока литературы с использованием методики построения логических схем. Основная цель применения данной методики – повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в нём стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать текст, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-
Урок литературы в 5-м классе. "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". "Дети и война" 2010
Рассказ учителя о поэте не должен сводиться к перечислению фактов жизни, но должен быть эмоциональным, чтобы дети приблизились к душе поэта, жившего в определенное время, в определенном месте. Анализ произведения, позволят учащимся осмыслить и понять глубинный смысл стихотворного текста.
-
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. "Муму" 2008
Урок литературы в 5-м классе с целью познакомить с биографией И.С. Тургенева, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму». В процессе урока учащиеся учатся краткому пересказу текста и художественному пересказу отдельных эпизодов.
-
Урок литературы в 5-м классе. К.Паустовский "Теплый хлеб" 2022
Задачи урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности, о сказках, закрепление знаний об эпитетах; формирование внимательного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения.
-
Урок литературы в 5-м классе. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" 2009
Урок комбинированного типа, который позволяет реализовать различные цели: сообщить некоторые сведения о писателе; вызвать интерес к чтению произведения; развивать самостоятельность мышления, закрепить навыки анализа - интерпретации стихотворного текста.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в поэзии А.Н. Майкова 2012
Урок литературы в 5-м классе знакомит учащихся с творчеством русского поэта Аполлона Николаевича Майкова. На примере его произведений школьники учатся анализировать стихи; продолжают учиться выразительному чтению стихов. Через поэтический мир автора идет воспитание у них душевной чуткости, доброты, умения видеть красоту вокруг себя и умения беречь ее.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ в. Сергей Есенин. "Мелколесье. Степь и дали…", "Пороша" 2010
Данная разработка направлена на выявление особенностей и образов природы в стихотворениях С.Есенина, на понимание настроения, чувства поэта к природе, умении рассказать о движении своей души, её полёта, соединяющего времена и миры.
-
Урок литературы в 5-м классе. Сказки о животных «Журавль и цапля», «Лиса и тетерев» 2023
Цель урока: формировать умение анализировать текст сказки о животных.
-
Урок литературы в 5-м классе: "Павел Петрович Бажов: долговекий мастер" 2010
Урок по программе «Социокультурные истоки», посвященный исследованию истоков творчества П.П. Бажова, способствует формированию у учащихся умения видеть нравственную основу русской литературы. Активная форма обучения, предложенная в разработке, призвана направить детей к развитию духовного потенциала на основе тех ценностей, которые предлагает русская литература.