Литература
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Своеобразие сказки М.К. Юрасовой "Озеро-сердце" 2009
Специфика курса "Литературное наследие Сибири" заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Омской области, региона, кругом имен авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок-исследование с элементами мастерской знакомит с историей развития жанра литературной сказки в Сибири, .
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Сказочный мир А.С. Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»" 2009
Урок литературы в 5-м классе. Цели: познакомить с фрагментами биографии Пушкина; расширить представление о его сказочных произведениях; познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»; развивать творческое воображение обучающихся.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Басня как литературный жанр" 2007
Урок - возвращение к прочитанному, основной целью которого являются повторение основных особенностей басни как литературного жанра, выявление природы слова «басня», построение басенного дерева, выяснение истоков данного жанра. Поставленная цель реализуется с помощью анализа басни Ивана Андреевича Крылова «Две собаки».
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Семейно–бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутские обряды и поэзия" (внеклассное чтение) 2006
Предлагаемый материал предполагает более глубокое осмысление нашей культуры. На уроке представлен интересный исторический материал: традиции эпохи Петра 1. Урок обогащает представление детей о важнейших моментах человеческой жизни и культурном наследии.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Средства создания характеров в сказке Р.Киплинга "Маугли" (2 урока) 2006
Средства создания характеров героев в сказке Р.Киплинга "Маугли".
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма" (по творчеству А.С. Пушкина) 2006
Предлагаю вашему вниманию нестандартный урок внеклассного чтения после изучения в 5-м классе "Сказки о мертвой царевне..." А.С. Пушкина по учебнику А.Г. Кутузова "В мире литературы". Благодаря необычной форме проведения урока повышается развитие творческих и артистических способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Каждый из нас в ответе перед будущим" 2007
Урок литературы в пятом классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Тема урока: "Каждый из нас в ответе перед будущим". (По рассказу Рэя Брэдбери "И грянул гром".) Ведущая задача урока - воспитывать ответственность за свои поступки.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Тема урока "Самое дорогое у человека — это жизнь" (по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни") 2008
Урок литературы в 5-м классе по программе «Школа-2100» по теме «Самое дорогое у человека – это жизнь» (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Ведущая задача урока – вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича "Вороны", "Лебединая дружба" 2009
Урок о неразрывной связи человека и природы, о бережном и ответственном отношении ко всему, что его окружает. Урок формирует интерес к литературе Красноярского края, развивает умение анализировать, сравнивать и обобщать, высказывать свое мнение. Урок помогает учащимся увидеть удивительный мир птиц в его многообразии и многозвучии, сопоставлять с миром людей.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу А.И. Куприна "Тапёр" 2007
На уроке анализируется рассказ А.И. Куприна "Тапёр". Анализ ведётся в форме беседы, в процессе которой ребята получают представление о характере действующих лиц, об отношении к ним автора, учатся работать с текстом. Нам кажется, что этот рассказ чрезвычайно важен для пятиклассников, так как в процессе его чтения и анализа ребята получают ясное представление о добре и зле, об истинной и ложной красоте. Интерес ребят к рассказу усиливает тот факт, что главным героем является их ровесник, а речь в рассказе идёт о любимом детском празднике. Важным элементом урока является его музыкальное сопровождение, дающее ученикам возможность познакомиться с классической музыкой.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Сочувствие надо иметь" (по программе Г.С. Меркина и др.) 2008
Предствленная работа развивает умение наблюдать над художественным словом, показывает роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности. Формирует умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать). Привлекает внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям.
-
Урок литературы в 5-м классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов способствуют уроки по составлению логических схем на примере урока по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Такие уроки решают задачи развития образного мышления, логики, дают возможность проанализировать идейное содержание и систему образов в доступной форме.
-
Урок литературы в 5-м классе по творчеству К.Бальмонта 2008
На рубеже XIX и XX веков Константин Дмитриевич Бальмонт был одним из самых читаемых поэтов России. Программа по литературе 5 класса кроме отрывка из поэмы К. Бальмонта « Пушкин» даёт возможность ещё раз прикоснуться к творчеству этого изумительного поэта в разделе « Лирика и проза двадцатого столетия». После работы со стихотворениями К. Бальмонта, предложенными в учебнике (автор-составитель Т.Ф. Курдюмова), провожу ещё один урок по циклу его стихов «Фейные сказки». Работа на уроке строится с использованием метода проектов: учащиеся составляют проект (макет) сборника стихов поэта.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог" 2008
На данном уроке используется компьютерная презентация. В нее включены самые известные портреты А.С. Пушкина, выполненные знаменитыми художниками, а также малоизвестные портреты поэта в раннем и подростковом возрасте. Рассматривание портретов поможет учащимся справиться с таким видом работы, как словесное рисование после прочтения пролога к поэме "Руслан и Людмила". Применение ИКТ на уроке, бесспорно, способствует формированию у пятиклассников интереса к личности и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Времена года в творчестве русских поэтов" 2009
В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом по использованию произведений искусства на уроках литературы. Богатый материал урока дает возможности развить творческую активность учащихся, умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Дело об украденных словах (изобразительно-выразительные средства языка)" 2021
Цель урока: повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Загадки" в технологии РКМЧП 2011
Предлагаемый урок изучения нового материала проводится в рамках программы Г.И. Беленького и Ю.С. Лыссого с учетом деятельностного подхода к обучению. В качестве дидактического материала используется современный фольклорный материал Пермского края. Приемы работы на уроке способствуют развитию критического мышления у учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Картины русской зимы в поэзии XIX века" 2009
Урок знакомит учащихся с лирическими произведениями о зиме А.С. Пушкина, И.С. Никитина, И.З. Сурикова. На материале данных лирических произведений проводится анализ текстов с целью выявления различных тропов. На этом уроке школьники создают свои собственные синквейны о зиме и делают письменный анализ понравившегося поэтического текста.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова" 2009
Материал представляет собой систему уроков, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Урокам предшествует подготовительная работа. Ученикам раздается индивидуальная работа - поиск материалов к уроку. В ходе урока проводится словарная работа (объяснение трудных слов), устное словесное рисование, наблюдение над речью рассказчика.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Мой Север, скупой чародей!" по произведениям Б.В. Шергина 2009
В курсе литературы в 5-м классе изучается тема "Сходные и различные черты сказок авторской и народной". Учитывая региональный компонент и богатое наследие северных писателей, предлагаю свой вариант освоения данного учебного материала. Учащиеся на уроке не только знакомятся со сказками Б.В. Шергина, но и делают на примере некоторых из них сравнительный анализ авторской и народной сказок.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести" 2017
Цель урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла. Дети самостоятельно определяют тему урока, ставят цели, подводят итоги, оценивают свою работу на уроке.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Народный театр" 2020
Данный урок проводится в 5-м классе, направлен на достижение учащимися следующих предметных результатов: знать историю развития театра в России, черты народного театра, своеобразие образа народного любимца Петрушки, понимать важность возникновения в 17 веке театра Петрушки и степень его влияния на формирование современного кукольного театра. Урок построен таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес учащихся к предложенной теме. Для этого создана яркая презентация, снабженная аудио- и видеофайлами.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтические картины родной природы в лирике С.А. Есенина" 2009
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями С.А.Есенина, учатся их анализировать, ведут активный диалог друг с другом. Школьникам предложены различные виды деятельности: просмотр презентации, чтение художественных текстов, подбор и оформление иллюстраций к книге стихов великого русского поэта.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтический образ России в лирике И.А. Бунина" 2009
Урок литературы направлен на развитие эмоционально-образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости, внутреннего мира ребенка, умения сопереживать, сочувствовать, видеть прекрасное. На уроке осуществляется подготовка учащихся к восприятию более серьезных проблем в старших классах, осознается тесная связь русской литературы с русской землей.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в Лукоморье" 2010
Урок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие в Лукоморье» включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование эпизодов из сказок, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы. Задания по картине и музыкальному фрагменту способствуют расширению кругозора учащихся и развитию эстетического вкуса.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в мир поэзии" 2008
Задача учителя – познакомить ребят с жанром поэзии, научить понимать самого поэта, увидеть мир, скрывающийся за одной фразой, словом, звуком. Поэтому обращаюсь к путешествию, т.к. именно эта форма поможет понять разницу между прозой и поэзией, настоящими стихами и рифмованными фразами. "Путешествие" поможет разглядеть своих учеников, потому что такой урок должен заканчиваться чтением стихов, которые ребята подготовили и выучили наизусть дома.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" 2008
Сквозной темой в программе по литературе 5–6-х классов проходит раздел «Литературные сказки». Педагог М.А. Рыбникова, писала, что в сказках – огромная польза для воспитания, для развития личности обучающихся. Русская литература с её «всемирной отзывчивостью», гуманизмом имеет особое, объединяющее, общекультурное значение, так как является хранительницей духовных, нравственных, эстетических ценностей, как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" 2009
Задачи урока литературы, посвященного сказке Пушкина: познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям).
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сквозь ночь Всемирного потопа. Отражение библейских сюжетов в живописи" 2010
Работа знакомит учащихся 5-х классов с трактовкой происхождения мира, растительности, животных, птиц, человека согласно Библии. В ходе урока присутствует сопоставительный анализ художественного текста – детской Библии и иллюстрированной Библии Василия Кореня в искусстве лубок, библейские сюжеты в нидерландской школе живописи. Заповеди Ветхого Завета очень актуальны для современных школьников.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") 2011
На уроке учащиеся обучаются основам анализа эпического произведения, определяют границы реального и волшебного в произведении; развивают навыки осмысленного чтения, умение "всматриваться и вслушиваться" в слово художественного произведения.