Цели урока:
- формирование умения создавать учебный проект, определять и проговаривать его тему, цель; представлять свой продукт проектной деятельности;
- понимание особенностей драматического произведения;
- развитие монологической речи, творческих способностей учащихся.
Ход урока
I. Слово учителя.
Сегодня мы знакомимся с народной драмой «Озорник Петрушка». Это необычное - драматическое произведение. Чем оно отличается от других произведений, которые вы изучали? Дома вам нужно было прочитать статью учебника «Народная драма».
Каковы главные особенности драматических произведений? (Запись в тетради основных понятий: диалог, монолог, реплика, ремарка, сцена, акт).
Наш урок будет способствовать более глубокому осмыслению этих понятий.
Мы изучаем сегодня необычное произведение, и урок у нас необычный. Вы попробовали разработать проект сценической постановки народной драмы «Озорник Петрушка». Что мы знаем о Петрушке и о народном театре?
II. Индивидуальное сообщение «Из истории театра. Театр Петрушки».
III.Представление проектного продукта.
Во время подготовки к данному уроку вы работали в творческих микрогруппах. Сейчас вам нужно представить результаты вашей проектной деятельности: афишу (группа №1); эскизы костюмов героев (группа №2); рекомендации для актеров (группа № 3); инсценированное представление и характеристики героев (группа №4); критерии оценки выступлений экспертами(группа №5).
III. 1 Группа №1 готовила проект афиши.
Предварительное задание:
- Что такое афиша?
- Каково ее назначение?
- Какую информацию она должна содержать?
Сообщение учащихся.
Тема нашего проекта - создание афиши. Афиша (фр.)- вид рекламы, объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. Цель афиши - привлечь внимание зрителей, вызвать интерес к спектаклю или концерту, сообщить основную информацию о нем. Афиша должна быть яркой, поэтому мы крупно написали название «Озорник Петрушка», чтобы оно выделялось. Ниже поместили список действующих лиц и исполнителей. Сообщили, когда состоится представление. В центре мы решили нарисовать Петрушку - ведь он главный герой пьесы. Любимец публики. И каждый, кто захочет повстречаться с ним, обязательно придет на спектакль.
III.2. Группа №2- художники- костюмеры.
Задание группе:
- Подготовить проекты костюмов героев.
- Сделать выводы о том, может ли костюм, его детали характеризовать героя, показывать особенности его характера?
Учащиеся представляют выставку своих эскизов костюмов героев и комментарии к ним.
- Мы работали над проектом «Костюмы героев народной драмы». Наша цель - нарисовать одежду героев, представить их внешность. Это очень важный элемент сценического образа. Прежде всего на сцене мы видим героя. Часто уже по его облику догадываемся, что он за человек. И детали его портрета становятся частью характеристики персонажа, помогают зрителям лучше его понять. Это мы и старались показать в наших рисунках.
Петрушку мы нарисовали в яркой рубашке и шапочке. Шапочка с бубенчиками или кисточками. Рубашка с нарядным воротничком, просторная. Этот костюм можно легко надеть и быстро приготовиться к представлению. Как только соберется публика, будет совсем не трудно сразу же начать выступление. Петрушка веселый, озорной, жизнерадостный, удалой. Никогда не унывает, всех рассмешит своими шутками.
Поэтому и сам так радостно улыбается.
Султан - изнеженный, полный, тучный. Привык к богатству и роскоши. Одежда у него соответствующая: просторный шелковый халат, легкие удобные туфли; чалма- специальный мужской головной убор из легкой ткани. Любит украшения, у него перстни на пальцах.
Доктор - «лекарь, из - под Каменного моста аптекарь» в специальной одежде. Главное для него - умный вид, поэтому он в очках, с чемоданчиком, с разными скляночками.
Капрал – младший воинский чин русской армии 17 – 18 вв. Его мы нарисовали в воинской форме, с оружием. Он отвечает за порядок, поэтому вид у него серьезный, даже сердитый.
Старуха. Хочет, чтобы её уважали и боялись, обращали внимание и замечали её, так что её наряд тоже яркий. Она в красном платке и красной юбке, но сама злая, недобрая. И это сразу видно по выражению её лица.
III. 3. Группа № 3- режиссеры, сценаристы.
Задание группе:
- Кратко напомнить об особенностях драматических произведений.
- Разработать рекомендации для актеров (в виде памяток).
Отчет группы.
Памятки и рекомендации (в напечатанном виде) передают актерам.
Памятки для актеров.
- Помните о том, что в драме главное- общение героев друг с другом, и одновременно оно должно быть воспринято зрителями.
- Посмотрите, что собой представляет каждая сцена: монолог или диалог.
- Не забывайте о ремарках.
- Выделяйте интонационно ключевые слова, фразы.
- Обратите внимание на виды предложений по цели высказывания, по интонации, на знаки препинания.
Рекомендации к сценам. Дополнительные вопросы, помогающие лучше понять, осмыслить текст.
Первая сцена. Петрушка один перед зрителями. Приветствует их и рассказывает о себе. Как он это делает? Почему располагает к себе? Подумайте над этим и покажите в своей игре. Обратите внимание, что из восьми предложений четыре являются восклицательными.
Вторая сцена. Петрушка и султан. Какое слово в песенке Петрушки выделяется по смыслу? Как звучат первые реплики султана? Это вопросительные предложения, сразу три вопроса задает он. Что хочет этим показать? Как отвечает Петрушка? Обратите внимание на однородные члены предложения, какова их роль?
Третья сцена. Петрушка и капрал. Как разговаривает капрал с Петрушкой? Обратите внимание, что ответы Петрушки намного короче, чем в предыдущей сцене. Чем это можно объяснить?
Четвертая сцена. Петрушка и доктор. Чем интересна первая реплика доктора? Почему он так многословен? Как ведет себя с ним Петрушка?
Пятая сцена. Петрушка и старуха. Как обращается старуха к Петрушке, а он к ней? Какие эпитеты, слова в переносном значении он использует и для чего?
III. 4 Группа №4 – актеры.
Инсценированное представление. Исполнение пьесы в лицах, для которого взяты сцены I - V. В это время работают эксперты и оценивают творческую работу группы № 5.
III. 5 Театральные критики (микрогруппа №5). Оценка выступлений актеров по следующим критериям:
|
Петрушка |
Султан |
Капрал |
Доктор |
Старуха |
знание текста |
|
|
|
|
|
элементы костюмов |
|
|
|
|
|
выразительность речи |
|
|
|
|
|
артистичность |
|
|
|
|
|
устное представ-ление своего героя |
|
|
|
|
|
IV. Характеристика детьми своих героев.
- Мой герой – Петрушка – веселый, находчивый, не боится никого. Первая сцена – это его монолог. Зрителей называет господами, чтобы подбодрить их. Умеет повеселиться сам и повеселить других. Жизнерадостный. О себе и своих бедах говорит с юмором. Остроумный. Всех победил в этой пьесе. Султана заговорил так, что тот сделал его «первым лицом во всем царстве». И капрала обхитрил, так ловко притворился больным, что тот за лекарем пошел. И злую старуху обвел вокруг пальца – никто с ним не сладил. Вот такой он молодец! (Науман В.)
- Я играю роль Султана. Он очень важный, грозный. У него много слуг, и он привык только приказания раздавать. Говорит громко, ни на кого внимания не обращает. Думает, что только он может всем распоряжаться. Сердито спрашивает Петрушку, как тот смеет кричать в его доме, а потом для развлечения оставляет у себя. (Рындин Э.)
- Капрал строгий, потому что может взять любого под арест. У него есть власть. Он грубый и глупый, привык приказы только исполнять. Хотел командовать и над Петрушкой, но ничего у него не получается. (Сулейманов В.)
- Доктор говорит, что главное для него – варить, жарить, парить, микстуры болтать и «катать пилюли, что твои пули». Я думаю, что он не настоящий доктор, старается только запутать больного, продать ему своё лекарство. Много говорит, перечисляет всякие непонятные слова, чтобы поверили, что он умный. Не думает о том, чтобы вылечить кого – то, а только лишь бы была ему выгода. (Иванов К.)
- Старуха злая, потому что её никто не любит. И сама она обзывает Петрушку, хочет напугать его. Но он знакомит её со своей сестрой – Скалочкой Дракуловной Колотушкиной (Плетенева Н.)
V. Тест.
- Как называется речь одного действующего лица на сцене?
а) диалог;
б) монолог;
в) действие. - Определите, кому принадлежат эти фразы. Установите соответствие.
- «Будешь ты у меня первым лицом во всем царстве».
- «Гляжу – дворец. Самое место мне жить» .
- «Что ты здесь кричишь, бунтуешь?»
- «Голову сниму и живо привинчу».
- «Ты мне зубы-то не заговаривай…»
а) капрал;
б) султан;
в) Петрушка;
г) старуха;
д) доктор. - Как называются авторские пометки о том, как произносить текст, где происходит действие?
а) реплики;
б) афиша;
в) ремарки. - Каково полное имя Петрушки?
- К каким героям из других стран близок Петрушка?
Правильные ответы: 1-б; 2: 1-б 2-в 3-а 4-д 5-г; 3-в; 4-Петр Иванович Уксусов; 5. Полишинель (фр.), Пульчинелла(ит.) и др.
V1. Обобщение.
Ответы на вопросы:
«Почему Петрушка стал народным героем и любимцем публики?»
«В связи с чем уличные представления возрождаются в наше время?»
V11. Подведение итогов. Рефлексия. Самоанализ (письменно).
- Понравилась ли вам такая форма работы?
- Чему учились и научились, создавая свои проекты?
- Какие трудности встречали и как их преодолевали?
Домашнее задание. Учащиеся выбирают одну из работ:
- Написать небольшое сочинение о понравившемся герое.
- Сочинить современную сценку для Петрушки.
Из отзывов учащихся:
- Я учился выступать, выразительно читать слова, перед публикой не стесняться и играть свою роль, не отвлекаясь ни на что. (Сулейманов В.)
- Мы пробовали составлять проект, сценарий. И это было сложно, каждую реплику повторять с актерами и все объяснять. (Фишер А.)
- Мне было трудно выступать перед зрителями, но я старалась. Главное – выразить характер героя. Мы все учились смелости, хотели быть настоящими артистами. (Плетенева Н.)
- В сценке я участвовал с удовольствием, роль Султана мне очень понравилась. Но когда нужно было устно его описывать, я затруднялся. Советовался даже с мамой, как это лучше сделать. (Рындин Н.)
- Мне больше всех понравилось, как играл свою роль Ваня: Петрушка был очень смешной и веселый. Мы с ним чем-то похожи, я тоже люблю шутить, озорничать. (Скляр Д.)
- Эльдар был настоящим Султаном, таким важным, и у него получилось говорить так, как разговаривает с подчиненными такой грозный человек. Но Петрушка его нисколько не испугался. (Морозова Ю.)
Пятиклассники отметили, что урок им очень понравился, и они хотели бы, чтобы таких уроков было больше.