Основные этапы организации учебной деятельности
|
Содержание педагогического взаимодействия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
I. Организационный момент
|
Приветствие, создание доброжелательной атмосферы,
включение в деятельность.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест
учащихся.
|
Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности.
|
II. Мотивационно-целевой этап
|
Ребята, как вы думаете, в каких местах нашей страны чаще
всего рождаются большие писатели?
Все ваши ответы правильные. Большой писатель может
родиться в любом месте нашей родины, потому что страна
наша очень богата талантливыми людьми. Убедиться в этом
вы сможете сегодня на уроке, посвященном писателю-земляку
Андрею Платоновичу Платонову, который оставил значимый
след на Воронежской земле. (слайд
1)
Презентация
Давайте сформулируем цель нашего урока.
Совершив виртуальную экскурсию, мы познакомимся кратко с
биографией писателя, побываем в местах, связанных с его
именем, и по ходу экскурсии вспомним некоторые его
произведения. Итак, в путь, мои юные друзья.
|
Отвечают на поставленный вопрос.
Слушают учителя, настраиваются на активную работу.
Запись в тетради: Андрей Платонович Платонов (1899-1951)
Цель:
- познакомиться с биографией и творчеством писателя;
- определить связи А.Платонова с родным краем;
- вспомнить произведения писателя для детей
|
Открытие нового знания
|
Посмотрите на маршрут нашего путешествия. Давайте
познакомимся с пунктами , в которые нам предстоит
отправиться. (слайд 2)
Ребята, у каждого из вас есть маршрутный лист-опорный
конспект. Впишите в него свою фамилию.
После каждого пункта вам нужно будет записать в него
необходимую информацию, извлеченную из прослушанного,
увиденного на уроке.
|
Ученики называют пункты остановок
Вписывают фамилию.
Знакомятся с пунктами маршрутного листа.
|
Воронеж
|
Учитель. Наше путешествие начинается с
города Воронеж. И мне особенно приятно сообщить вам, что
писатель родился в нашем родном городе, в Ямской слободе
(клик, слайд 3) Давайте
объясним значение слова «слобода». Обратимся к словарю
С.И.Ожегова: «Слобода-1. В
России до отмены крепостного права: большое село с
некрепостным населением, а также торговый 1 или
ремесленный посёлок. 2. Посёлок около города, пригорода.»
Ямская слобода в то время-пригород Воронежа , сейчас это
центр города. Родился 28 августа, но сам он называл дату
рождения 1 сентября.Семья Климентовых была
большая.(клик, слайд 4) Отец
Платон Фирсович (позже он из имени отца образует себе
литературный псевдоним «Платонов») почти 50 лет
проработал машинистом и слесарем в Воронежских
железнодорожных мастерских. Мать писателя, Мария
Васильевна, не работала: на ней лежали все домашние
заботы. Побывать в Воронеже тех далеких времен,
почувствовать дух того времени нам поможет фрагмент из
авторского документального фильма Александра Никонова,
созданного в 2015-2019 годах. Смотрим.
|
Работа со словарем С.И.Ожегова
Просмотр фрагмента фильма
|
Работа с маршрутным листом
|
Ребята, обратитесь к маршрутному листу. Запишите
недостающую информацию.
|
Записывают
|
Литературная викторина по произведениям писателя
|
Воспоминания о детстве - самые сильные, и они нашли свое
отражение в книгах писателя. Предлагаю вам небольшую
викторину (слайды 6-8)
|
Отвечают на вопросы викторины в маршрутном листе:
1
а)
б)
в)
г)
2.
3.
|
Проверка литературной викторины
|
Ответы на вопросы литературной викторины проверяем по
ходу работы
|
Проверяют ответы
|
Андрей Платонов в 20-е годы
|
Наше путешествие продолжается.Найдем в маршрутном листе
пункт «А.Платонов в 20-е годы». Прочитайте задания.
Будьте внимательны. Информация будет отражаться на
слайдах.
Начало литературного творчества. В 10 лет, окончив
трехгодичную церковноприходскую школу, Андрей поступает в
четырехклассное городское училище(клик, слайд
9), но через два года бросает недоучившись:
надо было помогать отцу и матери кормить семью. Работал
кем придется: мальчиком на посылках, служащим, литейщиком
на Воронежском трубозаводе…Безысходная жизнь окраины,
тяжелый не по возрасту труд… Жизнь навалилась, казалось,
сломает. Но спасала ЛЮБОВЬ: к технике - наработавшись
днем, ночами Андрей садился за книги и изобретал «вечный»
двигатель; к семье, к литературе - в 1910 году он пробует
себя в поэзии и прозе. Писать стихи, по его собственному
признанию, начал с 12-13 лет.(клик, слайд
10)
1917 год. Октябрьская революция. Она была воспринята юным
Климентовым как спасение от «скудной» жизни, как надежда
на сотворение нового мира, как возможность получить
образование. В 1918 году он поступает в Воронежский
университет на историко-филологический факультет, а уже
через год переходит на электротехническое отделение
железнодорожного политехникума, по окончании которого
получает профессию техника (электромонтера). Учась в
техникуме, он начинает сотрудничать в революционном
рабочем журнале «Железный путь». Гражданская война
отвлекла и от того, и от другого. Недоучившийся
электротехник «был посажен на паровоз помощником
машиниста» и оказался в центре кровавых схваток между
«красными» и «белыми». Осенью 1919 года обстановка в
Воронежском крае нормализуется, и Платонов вновь
возвращается к своим любимым электротехнике и
литературной деятельности. Начинаются самые насыщенные,
самые романтические в жизни Платонова годы.
|
Прочитывают записи.
Заполняют маршрутный лист:
церковноприходская школа
городское училище
первые стихи (12-13 лет)
Воронежский университет
железнодорожный политтехникум
помощник машиниста
|
А.Платонов в Рогачёвке
|
Мелиоратор (специалист по улучшению плодородия земель при
помощи их осушения или орошения), инженер, изобретатель,
Платонов видел в своей нелитературной работе острую
хозяйственную необходимость для страны, в которой голод и
нищета уничтожали народ.В 1921 году, когда после страшной
засухи страну охватил голод, он писал, что «будучи
техником», он «не мог уже заниматься созерцательным делом
- литературой». В двадцать с небольшим лет он - один из
заметных людей Воронежского края. (клик,
слайд 11)Под его руководством и при
непосредственном участии в области были сооружены более
300 колодцев, 763 пруда, возведено 800 плотин и 3
электростанции. Сделаем остановку и перенесемся в село
Рогачевка Новоусманского района.
(клик, слайд 12) Это село
находится недалеко от нас. А почему мы посетим его? Ответ
простой. В нем бывал А.Платонов. И не просто бывал, а
построил там электростанцию. В 1923 - начале 1926 гг. в
Рогачёвке и её окрестностях он там часто бывал, будучи в
то время губернским мелиоратором. Под его руководством и
при непосредственном участии в 1924 г. в селе была
построена электростанция, её торжественное открытие
состоялось в октябре того же года. Сохранилась
фотография, на которой запечатлен Платонов на открытии
электростанции.
В августе 1925 г. электростанция и работавшая от неё
мельница сгорели в результате кулацкого поджога. Кроме
того, в расположенном недалеко от Рогачёвки совхозе
"Спартак" Платоновым было устроено поливное хозяйство -
производилось машинное орошение старого сада.
Позднее эти события были положены писателем в основу
"Рассказа о потухшей лампе Ильича" (1926).
|
Знакомятся с заданиями маршрутного листа на данном этапе.
Заполняют маршрутный лист.
|
ВОЛОШИНО
|
На фотографии рядом с инженером А.Платоновым вы видите
женщину. Это его жена, Мария Кашинцева. И вновь
удивительные открытия для нас. Именно ей мы обязаны тем,
что имя Платонова стало неразрывно связано с нашими
местами. Вы спросите: «Каким образом?» Отвечаю.
Из статьи воронежского писателя, краеведа Виктора
Будакова «Пропетая сердцем сказка про человека»: «В
далеком году девятнадцатом, в разгар гражданской войны, в
Воронеже встретились юная Маша Кашинцева и молодой Андрей
Климентов (Платонов). (клик, слайд
13)
Семья Кашинцевых перебралась в Воронеж из Петрограда,
когда Маше едва исполнилось четырнадцать лет. В
шестнадцать она поступила в университет. Тогда-то и
увидела впервые своего будущего мужа. Это было в
университетской библиотеке. […] Через два года Мария
Кашинцева едет учительствовать в деревеньку Волошино,
избывать там неграмотность. И жених Андрей Платонов часто
- пешком - спешит наведаться к своей невесте. От этих
походов у него надолго сохранились поэтические
воспоминания, «вечное сердечное чувство» к малой
деревеньке, школе и мельнице напротив» (клик,
слайд 14).Стоит и нам побывать в этом селе,
тем более, что оно недалеко от нас находится.
Будучи ребенком, с бабушкой я бывала в этом селе. У
бабушки там жил брат.
Тогда не было такого транспортного сообщения, как сейчас.
Как же он добирался? Я думаю, что он доезжал на паровозе
до станции Верхняя Хава, а потом пешком через поля спешил
к любимой. Я не удержалась и решала посетить это село и,
если повезет, испить воды из этого колодца.
Село Волошино - старинное русское село. Вы знаете,
колодец, к великой моей радости, сохранился до настоящего
времени. Местный фермер его отремонтировал, и колодец
продолжает всех поить своей живительной водой.
|
Участвуют в диалоге с учителем.
Заполняют маршрутный лист.
|
Москва. Тридцатые годы
|
В 1926 году на Первом Всероссийском мелиоративном
совещании Платонова избрали в состав ЦК профсоюза
работников земли и леса, и он вместе с семьей переехал в
Москву, где продолжает писать свои произведения.
Перенесемся теперь и мы в столицу нашей родины - Москву.
(клик, слайд 15)
Слайд. Тридцатые годы
В 1930-е годы Платонов снова работает инженером и
изобретает. Трудно даже представить, когда ему удается
писать. В литературных кругах Платонова ценят, но критика
постоянно и нещадно громит за идейно невыдержанные
произведения.
В 1931 году в журнале «Красная новь» (слайд 16) была
опубликована повесть Платонова «Впрок».И.В.Сталин оставил
в тексте повести на страницах журнала многочисленные
замечания, после которых писатель был отрезан от
читателей.
Вторая половина 1930-ых годов связана для Платонова с
личной трагедией (слайд 17) - арестом пятнадцатилетнего
сына Платона. Долгое время родители ничего не знали о его
судьбе. Измученный Платонов писал в разные инстанции. Он
пытался оправдать сына, взять на себя его вину, в которую
не верил.
В это же время Платонов создает рассказы для детей и о
детях, самые светлые и непостижимые рядом с личным
несчастьем писателя, - «Июльская гроза», «Корова», «Юшка»
и др. (слайд 18)
|
Знакомятся с п.5 в маршрутном листе.
Заполняют маршрутный лист
|
Москва. В годы Великой Отечественной войны
|
Годы Великой Отечественной войны стали общей народной
трагедией и личной бедой каждого.
Осенью 1941 года немецкие войска подходили к столице
СССР. По Москве поползли слухи, что правительство страны
покинуло город и отбыло в эвакуацию. В обществе не
обошлось без панических настроений.
Писатель Юрий Нагибин вспоминал эти дни: «На всю жизнь
остался в памяти страшный день 16 октября 1941 года,
когда толпы москвичей устремились к шоссе Энтузиастов и
Казанскому вокзалу - многим показалось, что немцев уже не
удержать. И вот в самый разгар этой невообразимой паники
к нам зашел Андрей Платонов. Он был совершенно спокоен.
Испуганная мама бросилась к нему со словами: «Андрей
Платонович, что же будет?» Он посмотрел так удивленно: «А
что?.. Россия победит.» «Но как?! - воскликнула мама. -
Немцы уже в предместьях Москвы!» Платонов пожал плечами:
«Как? Я не знаю как. Пузом!»
Многие писатели эвакуировались в октябре. Тогда же уехали
и Платоновы. В эти годы он работает военным
корреспондентом газеты «Красная звезда». «На войне надо
быть солдатом», - говорил Платонов и прошел главные бои,
суровые события войны: Курскую дугу, Белорусский фронт,
побывал в наступлении на Украине и в своем родном
Воронеже. За время войны он пишет рассказы:
«Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В
сторону заката солнца» (слайд 20). В послевоенные годы
автор снова попадает в немилость советской критики,
особенно после опубликования в 1946 году его повести
«Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни
Платонова почти не печатают. По окончании войны его
наградили медалью «За победу над Германией», ему было
присвоено звание майора.
К концу войны у Платонова резко ухудшается здоровье.
После бомбёжки подо Львовом летом 1944 года в лёгких
образовалась каверна и начался туберкулёз. Он не обратил
внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру,
продолжал выезжать на фронты. Осенью 1944 года в «Красной
звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние
дни лежит. Работать не может. Как поступить?»
Однако писатель нашел в себе силы вернуться к написанию
рассказов, создал целый ряд блестящих портретов советских
офицеров. В это же время у него родилась дочь Мария -
«дорогая Кхы» и «маленькая Мума», как он её ласково
называл в письмах 1945 года из Крыма, где тогда лечился.
В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.
|
Знакомятся с п.6 в маршрутном листе.
|
Москва. Последние годы
|
Прикованный к постели прогрессирующей болезнью, Платонов
не оставлял работы: после войны в его пересказе вышли
русские и башкирские народные сказки. Он написал пьесы
«Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев,
несколько рассказов о детях и оригинальных сказок,
печатавшихся в детских издательствах. В архиве писателя
остался незаконченный ещё с 30-х годов роман «Счастливая
Москва».
В дальнейшем Платонову удалось опубликовать несколько
рецензий, пару рассказов в журнале «Огонек», несколько
сборников народных сказок в литературной обработке.
Последним его прижизненным изданием стала книга русских
сказок. А вот название этого сборника вы узнаете, отгадав
ребус. («Волшебное кольцо») (под общей редакцией Михаила
Шолохова, помогавшего Платонову в это время), которая
вышла за несколько месяцев до смерти писателя.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 в Москве от
туберкулёза (слайд 22). Похоронен на Армянском кладбище,
за Краснопресненской заставой, рядом с сыном. В
«Литературной газете» после его смерти был опубликован
некролог, завершающийся словами прощания: «Андрей
Платонов был кровно связан с советским народом. Ему
посвятил он силы своего сердца, ему отдал свой талант».
Текст подписали все основные писатели того времени
|
Отгадывают ребус
|
Андрей Платонов и Воронежский край
|
В разные годы именем Платонова были наречены: улица,
библиотека, гимназия и пригородная электричка. А в год
столетия со дня рождения писателя, 11 сентября 1999 года,
в центре города - в сквере перед зданием одного из
корпусов Воронежского государственного университета - был
всенародно открыт этот первый в России памятник Андрею
Платонову, на правом пилоне которого воспроизведены слова
одного из персонажей платоновского рассказа «Жена
машиниста»: «…А без меня народ не полный».
Именем Платонова назван и один из самых значительных
региональных фестивалей России - Международный
Платоновский фестиваль искусств, который впервые
состоялся в июне 2011 года и с тех пор является самым
ярким ежегодным событием в культурной жизни Воронежского
региона, подтверждая неофициальный статус Воронежа как
культурной столицы Центрального Черноземья.
|
знакомятся с п.7 в маршрутном листе.
|
Рефлексия деятельности
|
Прием «Свободный микрофон».
Учащиеся продолжают фразу:
1. Самым интересным и полезным для меня было…
2. У меня хорошо получилось…
3. Я выполнял(а) задание…
4. Теперь я знаю…
5. Теперь я могу…
6. Я попробую…
7. Я понял(а), что…
8. Мне было трудно…
9. Меня удивило…
10. Строки самому себе…
|
|
Итог урока
|
Анализ работы на уроке
Выставление оценок
|
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
|
Прочитать рассказ А.Платонова «Никита»
|
|