Урок литературы в 5-м классе «А без меня народ неполный...» (Знакомство с творчеством писателя-земляка А.П.Платонова)

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, А.П.Платонов


Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

«А без меня народ неполный...» (Знакомство с творчеством писателя-земляка А.П.Платонова)

Место урока в теме

Первый урок по изучению творчества писателя

Тип урока

Урок открытия нового знания

Форма проведения

Виртуальная экскурсия

Цели урока:

Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством писателя А.Платонова; совершенствовать речевую культуру учащихся.
Развивающие: учить извлечению необходимой информации, развивать мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству А.Платонова; углублять любовь к родному краю, гордость за родные места.

Результаты

Предметные: умение выделять главную информацию, составить представление о жизни и творчестве писателя.
Личностные: самостоятельно формулировать цели урока, учить давать оценку своим действиям, учить проверять себя.
Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать собственное мнение и позицию

Оборудование

Проектор, экран, компьютер, видеофрагмент,
«Словарь русского языка» С.И.Ожегова,
маршрутный лист - опорный конспект

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Приветствие, создание доброжелательной атмосферы, включение в деятельность.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

II. Мотивационно-целевой этап

Ребята, как вы думаете, в каких местах нашей страны чаще всего рождаются большие писатели?
Все ваши ответы правильные. Большой писатель может родиться в любом месте нашей родины, потому что страна наша очень богата талантливыми людьми. Убедиться в этом вы сможете сегодня на уроке, посвященном писателю-земляку Андрею Платоновичу Платонову, который оставил значимый след на Воронежской земле. (слайд 1)

Презентация

Давайте сформулируем цель нашего урока.
Совершив виртуальную экскурсию, мы познакомимся кратко с биографией писателя, побываем в местах, связанных с его именем, и по ходу экскурсии вспомним некоторые его произведения. Итак, в путь, мои юные друзья.

Отвечают на поставленный вопрос.

Слушают учителя, настраиваются на активную работу.

Запись в тетради: Андрей Платонович Платонов (1899-1951)

Цель:
- познакомиться с биографией и творчеством писателя;
- определить связи А.Платонова с родным краем;
- вспомнить произведения писателя для детей

Открытие нового знания

Посмотрите на маршрут нашего путешествия. Давайте познакомимся с пунктами , в которые нам предстоит отправиться. (слайд 2)
Ребята, у каждого из вас есть маршрутный лист-опорный конспект. Впишите в него свою фамилию.
После каждого пункта вам нужно будет записать в него необходимую информацию, извлеченную из прослушанного, увиденного на уроке.

Ученики называют пункты остановок

Вписывают фамилию.
Знакомятся с пунктами маршрутного листа.

Воронеж

Учитель. Наше путешествие начинается с города Воронеж. И мне особенно приятно сообщить вам, что писатель родился в нашем родном городе, в Ямской слободе (клик, слайд 3) Давайте объясним значение слова «слобода». Обратимся к словарю С.И.Ожегова: «Слобода-1. В России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый 1 или ремесленный посёлок. 2. Посёлок около города, пригорода.»
Ямская слобода в то время-пригород Воронежа , сейчас это центр города. Родился 28 августа, но сам он называл дату рождения 1 сентября.Семья Климентовых была большая.(клик, слайд 4) Отец Платон Фирсович (позже он из имени отца образует себе литературный псевдоним «Платонов») почти 50 лет проработал машинистом и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Мать писателя, Мария Васильевна, не работала: на ней лежали все домашние заботы. Побывать в Воронеже тех далеких времен, почувствовать дух того времени нам поможет фрагмент из авторского документального фильма Александра Никонова, созданного в 2015-2019 годах. Смотрим.

Работа со словарем С.И.Ожегова

Просмотр фрагмента фильма

Работа с маршрутным листом

Ребята, обратитесь к маршрутному листу. Запишите недостающую информацию.

Записывают

Литературная викторина по произведениям писателя

Воспоминания о детстве - самые сильные, и они нашли свое отражение в книгах писателя. Предлагаю вам небольшую викторину (слайды 6-8)

Отвечают на вопросы викторины в маршрутном листе:
1
а)
б)
в)
г)
2.
3.

Проверка литературной викторины

Ответы на вопросы литературной викторины проверяем по ходу работы

Проверяют ответы

Андрей Платонов в 20-е годы

Наше путешествие продолжается.Найдем в маршрутном листе пункт «А.Платонов в 20-е годы». Прочитайте задания. Будьте внимательны. Информация будет отражаться на слайдах.
Начало литературного творчества. В 10 лет, окончив трехгодичную церковноприходскую школу, Андрей поступает в четырехклассное городское училище(клик, слайд 9), но через два года бросает недоучившись: надо было помогать отцу и матери кормить семью. Работал кем придется: мальчиком на посылках, служащим, литейщиком на Воронежском трубозаводе…Безысходная жизнь окраины, тяжелый не по возрасту труд… Жизнь навалилась, казалось, сломает. Но спасала ЛЮБОВЬ: к технике - наработавшись днем, ночами Андрей садился за книги и изобретал «вечный» двигатель; к семье, к литературе - в 1910 году он пробует себя в поэзии и прозе. Писать стихи, по его собственному признанию, начал с 12-13 лет.(клик, слайд 10)
1917 год. Октябрьская революция. Она была воспринята юным Климентовым как спасение от «скудной» жизни, как надежда на сотворение нового мира, как возможность получить образование. В 1918 году он поступает в Воронежский университет на историко-филологический факультет, а уже через год переходит на электротехническое отделение железнодорожного политехникума, по окончании которого получает профессию техника (электромонтера). Учась в техникуме, он начинает сотрудничать в революционном рабочем журнале «Железный путь». Гражданская война отвлекла и от того, и от другого. Недоучившийся электротехник «был посажен на паровоз помощником машиниста» и оказался в центре кровавых схваток между «красными» и «белыми». Осенью 1919 года обстановка в Воронежском крае нормализуется, и Платонов вновь возвращается к своим любимым электротехнике и литературной деятельности. Начинаются самые насыщенные, самые романтические в жизни Платонова годы.

Прочитывают записи.
Заполняют маршрутный лист:
церковноприходская школа
городское училище
первые стихи (12-13 лет)
Воронежский университет
железнодорожный политтехникум
помощник машиниста

А.Платонов в Рогачёвке

Мелиоратор (специалист по улучшению плодородия земель при помощи их осушения или орошения), инженер, изобретатель, Платонов видел в своей нелитературной работе острую хозяйственную необходимость для страны, в которой голод и нищета уничтожали народ.В 1921 году, когда после страшной засухи страну охватил голод, он писал, что «будучи техником», он «не мог уже заниматься созерцательным делом - литературой». В двадцать с небольшим лет он - один из заметных людей Воронежского края. (клик, слайд 11)Под его руководством и при непосредственном участии в области были сооружены более 300 колодцев, 763 пруда, возведено 800 плотин и 3 электростанции. Сделаем остановку и перенесемся в село Рогачевка Новоусманского района. (клик, слайд 12) Это село находится недалеко от нас. А почему мы посетим его? Ответ простой. В нем бывал А.Платонов. И не просто бывал, а построил там электростанцию. В 1923 - начале 1926 гг. в Рогачёвке и её окрестностях он там часто бывал, будучи в то время губернским мелиоратором. Под его руководством и при непосредственном участии в 1924 г. в селе была построена электростанция, её торжественное открытие состоялось в октябре того же года. Сохранилась фотография, на которой запечатлен Платонов на открытии электростанции.
В августе 1925 г. электростанция и работавшая от неё мельница сгорели в результате кулацкого поджога. Кроме того, в расположенном недалеко от Рогачёвки совхозе "Спартак" Платоновым было устроено поливное хозяйство - производилось машинное орошение старого сада.
Позднее эти события были положены писателем в основу "Рассказа о потухшей лампе Ильича" (1926).

Знакомятся с заданиями маршрутного листа на данном этапе.

Заполняют маршрутный лист.

ВОЛОШИНО

На фотографии рядом с инженером А.Платоновым вы видите женщину. Это его жена, Мария Кашинцева. И вновь удивительные открытия для нас. Именно ей мы обязаны тем, что имя Платонова стало неразрывно связано с нашими местами. Вы спросите: «Каким образом?» Отвечаю.
Из статьи воронежского писателя, краеведа Виктора Будакова «Пропетая сердцем сказка про человека»: «В далеком году девятнадцатом, в разгар гражданской войны, в Воронеже встретились юная Маша Кашинцева и молодой Андрей Климентов (Платонов). (клик, слайд 13)
Семья Кашинцевых перебралась в Воронеж из Петрограда, когда Маше едва исполнилось четырнадцать лет. В шестнадцать она поступила в университет. Тогда-то и увидела впервые своего будущего мужа. Это было в университетской библиотеке. […] Через два года Мария Кашинцева едет учительствовать в деревеньку Волошино, избывать там неграмотность. И жених Андрей Платонов часто - пешком - спешит наведаться к своей невесте. От этих походов у него надолго сохранились поэтические воспоминания, «вечное сердечное чувство» к малой деревеньке, школе и мельнице напротив» (клик, слайд 14).Стоит и нам побывать в этом селе, тем более, что оно недалеко от нас находится.
Будучи ребенком, с бабушкой я бывала в этом селе. У бабушки там жил брат.
Тогда не было такого транспортного сообщения, как сейчас. Как же он добирался? Я думаю, что он доезжал на паровозе до станции Верхняя Хава, а потом пешком через поля спешил к любимой. Я не удержалась и решала посетить это село и, если повезет, испить воды из этого колодца.
Село Волошино - старинное русское село. Вы знаете, колодец, к великой моей радости, сохранился до настоящего времени. Местный фермер его отремонтировал, и колодец продолжает всех поить своей живительной водой.

Участвуют в диалоге с учителем.

Заполняют маршрутный лист.

Москва. Тридцатые годы

В 1926 году на Первом Всероссийском мелиоративном совещании Платонова избрали в состав ЦК профсоюза работников земли и леса, и он вместе с семьей переехал в Москву, где продолжает писать свои произведения. Перенесемся теперь и мы в столицу нашей родины - Москву. (клик, слайд 15)
Слайд. Тридцатые годы
В 1930-е годы Платонов снова работает инженером и изобретает. Трудно даже представить, когда ему удается писать. В литературных кругах Платонова ценят, но критика постоянно и нещадно громит за идейно невыдержанные произведения.
В 1931 году в журнале «Красная новь» (слайд 16) была опубликована повесть Платонова «Впрок».И.В.Сталин оставил в тексте повести на страницах журнала многочисленные замечания, после которых писатель был отрезан от читателей.
Вторая половина 1930-ых годов связана для Платонова с личной трагедией (слайд 17) - арестом пятнадцатилетнего сына Платона. Долгое время родители ничего не знали о его судьбе. Измученный Платонов писал в разные инстанции. Он пытался оправдать сына, взять на себя его вину, в которую не верил.
В это же время Платонов создает рассказы для детей и о детях, самые светлые и непостижимые рядом с личным несчастьем писателя, - «Июльская гроза», «Корова», «Юшка» и др. (слайд 18)

Знакомятся с п.5 в маршрутном листе.

Заполняют маршрутный лист

Москва. В годы Великой Отечественной войны

Годы Великой Отечественной войны стали общей народной трагедией и личной бедой каждого.
Осенью 1941 года немецкие войска подходили к столице СССР. По Москве поползли слухи, что правительство страны покинуло город и отбыло в эвакуацию. В обществе не обошлось без панических настроений.
Писатель Юрий Нагибин вспоминал эти дни: «На всю жизнь остался в памяти страшный день 16 октября 1941 года, когда толпы москвичей устремились к шоссе Энтузиастов и Казанскому вокзалу - многим показалось, что немцев уже не удержать. И вот в самый разгар этой невообразимой паники к нам зашел Андрей Платонов. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: «Андрей Платонович, что же будет?» Он посмотрел так удивленно: «А что?.. Россия победит.» «Но как?! - воскликнула мама. - Немцы уже в предместьях Москвы!» Платонов пожал плечами: «Как? Я не знаю как. Пузом!»
Многие писатели эвакуировались в октябре. Тогда же уехали и Платоновы. В эти годы он работает военным корреспондентом газеты «Красная звезда». «На войне надо быть солдатом», - говорил Платонов и прошел главные бои, суровые события войны: Курскую дугу, Белорусский фронт, побывал в наступлении на Украине и в своем родном Воронеже. За время войны он пишет рассказы: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца» (слайд 20). В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают. По окончании войны его наградили медалью «За победу над Германией», ему было присвоено звание майора.
К концу войны у Платонова резко ухудшается здоровье. После бомбёжки подо Львовом летом 1944 года в лёгких образовалась каверна и начался туберкулёз. Он не обратил внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру, продолжал выезжать на фронты. Осенью 1944 года в «Красной звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние дни лежит. Работать не может. Как поступить?»
Однако писатель нашел в себе силы вернуться к написанию рассказов, создал целый ряд блестящих портретов советских офицеров. В это же время у него родилась дочь Мария - «дорогая Кхы» и «маленькая Мума», как он её ласково называл в письмах 1945 года из Крыма, где тогда лечился. В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.

Знакомятся с п.6 в маршрутном листе.

Москва. Последние годы

Прикованный к постели прогрессирующей болезнью, Платонов не оставлял работы: после войны в его пересказе вышли русские и башкирские народные сказки. Он написал пьесы «Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев, несколько рассказов о детях и оригинальных сказок, печатавшихся в детских издательствах. В архиве писателя остался незаконченный ещё с 30-х годов роман «Счастливая Москва».
В дальнейшем Платонову удалось опубликовать несколько рецензий, пару рассказов в журнале «Огонек», несколько сборников народных сказок в литературной обработке. Последним его прижизненным изданием стала книга русских сказок. А вот название этого сборника вы узнаете, отгадав ребус. («Волшебное кольцо») (под общей редакцией Михаила Шолохова, помогавшего Платонову в это время), которая вышла за несколько месяцев до смерти писателя.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза (слайд 22). Похоронен на Армянском кладбище, за Краснопресненской заставой, рядом с сыном. В «Литературной газете» после его смерти был опубликован некролог, завершающийся словами прощания: «Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему посвятил он силы своего сердца, ему отдал свой талант». Текст подписали все основные писатели того времени

Отгадывают ребус

Андрей Платонов и Воронежский край

В разные годы именем Платонова были наречены: улица, библиотека, гимназия и пригородная электричка. А в год столетия со дня рождения писателя, 11 сентября 1999 года, в центре города - в сквере перед зданием одного из корпусов Воронежского государственного университета - был всенародно открыт этот первый в России памятник Андрею Платонову, на правом пилоне которого воспроизведены слова одного из персонажей платоновского рассказа «Жена машиниста»: «…А без меня народ не полный».
Именем Платонова назван и один из самых значительных региональных фестивалей России - Международный Платоновский фестиваль искусств, который впервые состоялся в июне 2011 года и с тех пор является самым ярким ежегодным событием в культурной жизни Воронежского региона, подтверждая неофициальный статус Воронежа как культурной столицы Центрального Черноземья.

знакомятся с п.7 в маршрутном листе.

Рефлексия деятельности

Прием «Свободный микрофон».
Учащиеся продолжают фразу:
1. Самым интересным и полезным для меня было…
2. У меня хорошо получилось…
3. Я выполнял(а) задание…
4. Теперь я знаю…
5. Теперь я могу…
6. Я попробую…
7. Я понял(а), что…
8. Мне было трудно…
9. Меня удивило…
10. Строки самому себе…

Итог урока

Анализ работы на уроке
Выставление оценок

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать рассказ А.Платонова «Никита»