Цели:
- Познакомить учащихся со стихотворением И.З. Сурикова “Зима”
- Развить умение анализировать поэтический текст, “проникать в мир поэта”
- Воспитывать умение видеть и чувствовать красоту.
Оборудование: музыкальное сопровождение (легкая инструментальная музыка, П.И. Чайковский “Времена года”, “Декабрь. Рождество”)
Слова И. Северянина (на плакате)
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.
Слова Н. Заболоцкого (на плакате)
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
- Выставка рисунков ребят о земле “Я рисую …”
- Иллюстрации о зиме, фотографии
- Портрет И.З. Сурикова
- На доске таблица “Коллекция наблюдений”
- Лексика, изобразительные средства
- Синтаксис
- Рифма, ритм
- Выводы
Мультимедийное сопровождение (Приложение № 2)
1. Заставка “Зимний пейзаж”
2. План-схема анализа (на экране)
- тема
- идея
- образы стихотворения
- композиция
- лирический герой
- настроение
- изобразительные языковые средства
- синтаксис
- ритм, рифма
3. Стихи ребят о зиме собственного сочинения
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
А) чтение учителем слов И. Северянина (звучит легкая спокойная музыка)
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.
Сегодня, ребята, мы продолжим с вами знакомство с творчеством русских поэтов о природе, о родине и о самих себе.
- Чтение учителем слов Н. Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Мы попытаемся проникнуть в мир поэта и понять его настроение, состояние и почувствовать красоту. А говорить мы будем о стихотворении И. Сурикова “Зима”.
II.
– Зима … Что ассоциируется у Вас с этим словом (снег, катание с горок, морозы…)
– На своих рисунках (обращаем внимание) вы изобразили зиму. Какие краски у Вас преобладают? (синие, белые, голубые). Почему?
– Каково настроение, созданное вашими рисунками? (радостное, приподнятое)
– А теперь закройте глаза и послушайте музыку (звучит “Декабрь. Рождество” Чайковского) Что Вам представилось? Что объединяет музыку и ваши рисунки?
- А как же поэт Суриков изобразил зиму?
- Чтение стихотворения “Зима” ученицей. Что вы представили, увидели, слушая это стихотворение? (учащиеся называют)
III. Работа с текстом стихотворения
Итак, о чем это стихотворение? (записи в тетрадях)
1. Тема – наступление зимы
2. Идея – радость от встречи с зимой
3. Образы
Зима
Солнца мало | снег кружится | лес заснул | поле забелело | дни коротки |
4. Композиция – состоит из 4-х строф, объединенных единой темой, каждая следующая строфа расширяет, углубляет представление о зиме.
– Давайте перечитаем стихотворение еще раз.
– Каково настроение стихотворения? (тихая радость)
– Кто испытывает эту тихую радость (лирический герой радуется приходу зимы)
IV. Работа в группах (звучит спокойная музыка)
- Как же автору удалось создать такую чудную картину?
I группа:
1. Найдите в тексте эпитеты. Какова их роль? Что помогает понять эпитет “белый”?
2. Какие сравнения есть? Как вы можете их объяснить?
3. Зачитайте олицетворения, для чего они использованы? (природа живая)
II группа:
Какие предложения по цели высказывания использованы? Почему?
(повествовательные, автор созерцает, любуется, живет вместе с природой)
Что показывает многоточие? (поразмышлять, задуматься, что-то еще представить)
III группа:
Каков ритм стихотворения? (размеренный, неторопливый, спокойный)
Какое слово помогает почувствовать теплоту и любовь автора к зиме? (морозцы)
V. Выступления групп, заполнение коллекций наблюдений. (записи в тетрадях)
– А кто из Вас написал стихотворение о зиме? Прочитать (спроецировать на экран стихотворение ребят о зиме).
VI. Домашнее задание.
Написать отзыв – анализ стихотворения И. Сурикова “Зима” (учителем даны возможные конструкции (клише) для создания текста). Приложение № 1
Подведение итога, выставление оценок, комментирование их.
VII. Рефлексия.
- Кому понятно, как писать анализ стихотворения?
- Кому понятно, но есть затруднения?
- Кому непонятно?