Урок литературы в 5-м классе "Басни И.А. Крылова и их исторические корни"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Прививать навыки выразительного чтения басни.
  2. Проследить вариативность одой басни.
  3. Познакомить с текстом притчи.
  4. Развить представление об особенностях жанра басни и притчи.

Оборудование урока:

  • распечатка притчи «О лисице и о грозди»;
  • распечатки басен Эзопа, Лафонтена и И.Крылова;
  • рисунки учеников;
  • дополнительный материал для викторины.

Методические приемы:

  • выразительное чтение;
  • анализ текста притчи и басни Крылова «Лисица и виноград»;
  • беседа по вопросам.

Опережающее задание:

  • постановка басни «Лисица и виноград»;
  • изучение творческой биографии И.А. Крылова;
  • подготовка для выразительного чтения наизусть одной из басен Крылова.

Ход урока

Приложение

Слово учителя: Слово «басня» произошло от старинного слова «Бати», «баять», что значит «говорить, рассказывать» ( того же корня слова «байка» – устный рассказ, «побасенка», «бахарь» (сказочник), «баюкать»). Таким образом, «басня» - первоначально «сказка, рассказ».

Сегодня на уроке мы продолжим изучение басен Крылова, но вначале мы обратимся к текстам баснописцев, которые жили задолго до Ивана Андреевича.

Сейчас учащиеся нашего класса прочитают басни Эзопа и Лафонтена, которые похожи по содержанию с басней Крылова «Лисица и виноград».

Чтение наизусть басни Эзопа «Лисица и виноградная лоза». Эзоп – древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры.

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Чтение наизусть басни Жана де Лафонтена, французского баснописца XVII века.

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец, (разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не смог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен –
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?»

Инсценировка и чтение наизусть басни Крылова «Лисица и виноград».

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду гроздья рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь». (1808 г.)

Чтение текста притчи «О лисице и о винограде» самостоятельно (см. Приложение).

I. Беседа.

  • Что общего в этих произведениях и в чем различие между ними?

Общая тема: голод толкает лису или лиса желаетсъесть виноград, но он высоко висит, достать его невозможно.

Общий герой – лис или лисица.

  • Различия.

Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.

Текст церковнославянской притчи тоже содержит мораль.

  • Найдите мораль в этих текстах и подчеркните ее.

В тексте притчи – простое, естественное желание насытиться (поесть), в басне – нарушение запрета, воровство.

В басне Лафонтена желание лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду.

Виноград описан заманчивым, притягательным для лисы. (Найдите описание винограда в текстах).

II. Рассмотрим подробнее тексты притчи «О лисице и о винограде» и басню Крылова «Лисица и виноград».

Беседа:

  • Что напоминает нам басня Крылова?
  • Какие непонятные слова встречаются в тексте притчи и басни, как их можно пояснить?
  • Выпишите непонятные слова и найдите им русское соответствие, найдите толкование слов в словарях:
    • кума-кумушка – ... ;
    • яхонты – ... ;
    • отколь – ... ;
    • око – ... ;
    • неймет – ... ;
    • попусту – ... ;
    • хулити – ... ;
    • насытися – ... ;
    • непотребны – ... ;
    • восхоте – ... ;
    • немогущу – ... ;
    • висяху – ... .
  • Есть ли в басне Крылова мораль?
  • В какой строке басни Крылова содержится мораль? (Хоть видит око, да глаз неймет.)
  • Какова мораль в притче? (Поучение.)
  • Сравните, сделайте вывод.

Вывод:

1. В богатстве разговорных интонаций Крылов не знает себе равных. Этому учился русский баснописец у народа – недаром многие его басни проистекли из русских пословиц и недаром многие его стихи стали народными пословицами и поговорками.

2. Сюжеты басен интернациональны. Но, вероятнее всего, Крылов брал за основу притчи из книги «Физиолог», которая была распространена среди русского народа 18 века.

3. Журнал «Сын Отечества» еще в 1825 году отмечал: «Лучшие басни Крылова имеют то достоинство, что они не могут быть переведены на иностранные языки, ибо теряют свой национальный отпечаток…»

Цель басни – исправление человеческих нравов, предмет изображения в ней – недостатки людей.

Главное в басне – смех над этими недостатками. Смешное прикрывается аллегорией (иносказанием). Действующие герои – звери, наделенные недостатками людей.

Басня – баять, баса, прикраса. Вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради краснаго (баскаго) словца, посказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных... (Толковый словарь В.Даля.)

Басня – общеславянское. Образовано от ныне исчезнувшего глагола бати «говорить». Первоначальное значение – «сказка, рассказ». (Краткий этимологический словарь Н.М. Шанский.)

Притча – это иносказательный рассказ, содержащий поучение. По характеру близка басне. Но! Притча более значительна: она высвечивает проблему морали, общечеловеческих законов, заставляет задуматься!

В притче важны не характеры, не развитие действия, а мораль.

С древних времен до 18 века притча имела религиозное содержание, поэтому язык притчи – «высокий», церковнославянский.

Притча – общеславянское. Образовано от слова притъка – «нежданный случай, происшествие». Таким образом, слово притча обозначало сначала «особенный случай», затем – «рассказ о нем». (Краткий этимологический словарь Н.М. Шанский.)

Возник жанр притчи на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Слово аллегория произошло от греческого аllos – иной и agoreuo – говорю. За конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение.

4. В тексте басни Крылова встретились слова, вышедшие из активного употребления, но они лишний раз доказывают, что Иван Андреевич знал о притче из книги «Бытия человеческого» и, вероятно, основывался на ней при создании басни «Лисица и виноград».

III. Игра «Знатоки басен Крылова».

1. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь?

  • «Лето красное пропела.» (Стрекоза.)
  • «То к темени прижмет, то их на хвост нанижет.» (Мартышка.)
  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.» (Волк.)
  • «От радости в зобу дыханье сперло.» (Ворона.)
  • «Слушает да ест.» (Кот Васька.)
  • «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.» (Соловей.)
  • «Слона-то я и не приметил.» (Любопытный.)
  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.» (Обезьяна.)
  • «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.» (Свинья.)

2. Собери пазлы с иллюстрацией к басне. Покажи ее без слов.

3. Помоги герою басни найти свою пару (карточки-задания):

  • Свинья – Дуб.
  • Моська – Слон.
  • Повар – Кот.
  • Ворона – Лисица.
  • Ягненок – Волк.
  • Кукушка – Петух.
  • Муравей – Стрекоза.
  • Фока – Демьян.

IV. Творческое задание.

Попробуйте создать свою басню на основе следующих пословиц:

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Хороша ложка к обеду.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Творческая работа ученицы 5 «В» класса Буликбаевой Виктории:

Жила в городе Владимире девочка по имени Виолетта. И вот посмотрела она на свои оценки и сказала сама себе: «Учусь я хорошо, значит, нужно себя в чем-нибудь другом попробовать!» Начала Виолетта ходить на конкурсы, соревнования, олимпиады. Месяца через два опять посмотрела она в свой дневник и увидела в нем плохие оценки.

Вывод. Так в жизни и бывает: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Подведение итогов урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. В чем отличие притчи от басни?
  3. Какими средствами указывается на недостатки людей в притче и басне?
  4. Каковы цели притчи и басни?
  5. Каковы исторические корни басни Крылова «О лисице и винограде»?

V. Итоги урока. Домашнее задание.

Приложение