Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Тип урока - урок изучения нового материала

Используемые технологии (методики) - информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; элементы дифференцированного обучения и арт-технологии.

Учебно-воспитательные задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова.

Цели урока:

Дидактические:

  • познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;
  • ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра - сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
  • провести наблюдения над языком художественного произведения.

Развивающие:

  • продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
  • развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
  • развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

Воспитательные:

  • Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

Оборудование:

  • текст сказа П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" (отрывок);
  • аудиозапись сказа "Медной горы Хозяйка";
  • портрет и фотографии П.Бажова, его дома;
  • иллюстрации к произведению;
  • электронная презентация;
  • выставка книг писателя;
  • раздаточный материал (викторина).

На доске: портреты Маяковского, Есенина и Бажова.

ХОД УРОКА

I. Новый материал.

1. Рассказ учителя.

-Сегодня мы вместе с вами отправимся на Урал, родину удивительного русского писателя-сказочника. Попробуйте угадать, кто из трёх человек, имеющих отношение к литературе, мог быть сказочником? (На доске портреты Маяковского; Есенина; Бажова в окружении внуков) (У Бажова - насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода, он в окружении внуков - на фотографии выглядит старым, мудрым сказочником).

-Зовут этого писателя Павел Петрович Бажов. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. Давайте отправимся с вами в гости к героине самого известного его произведения Хозяйке Медной горы - Малахитнице.

Показ электронной презентации.

1 слайд - Эпиграф:

Он в светлой памяти народа останется всегда живой.
И будут жить веками были в чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле чудесный каменный цветок (Е.Хоринская)

2-4 слайды - портреты сказочника. Что вы знаете о Бажове? (проверка д/з: рассказы учащихся о писателе по материалам учебника)

5-9 слайды - дом, где родился Бажов; особенности уральской местности; самоцветы.

10-12 слайды - малахит и изделия из него.

13-16 слайды - сборник "Малахитовая шкатулка".

II. Парад героев сказов Бажова.

Ребята демонстрируют иллюстрации, нарисованные ими к сказам Бажова, рассказывают о героях.

III. Сказ "Медной горы Хозяйка".

17-18 слайды - иллюстрации к сказу "Медной горы Хозяйка".

-Давайте послушаем аудиозапись начала сказа "Медной горы Хозяйка", следя за чтецом по тексту (копии текстов на каждой парте).

IV. Словарная работа "Устами школьника" (объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера)

Было жарко - страсть. Парун чистый - жаркий день после дождя
Робили - работали

Лазоревку добывали - лазурит, камень светло-синего цвета
Королек с витком попадался - частица, слиток чистого металла

Протча - прочее

В газах зелено, и щёки будто зеленью подёрнулись - у горных мастеров малахитовая пыль въелась в кожу
Изробленный - измученный, заболевший от непосильной работы
Артуть девка - девушка, подвижная, как ртуть

- Вы все читали сказы, они написаны особым языком, много трудных слов вам встретилось в текстах. Что означают эти слова?

  • Беспелюха нехочуха, глухой, неряха.
  • Жидкое место болото, слабый человек, трясина
  • Обломать расстроить, испортить дерево, победить-скрутить
  • Зарукавье манжет, часть реки, браслет
  • Батажок сумка, сапог, посох

V. Сравнение понятий "сказ" и "сказка" (в это время 3 ученика собирают разрезанные названия сказов Бажова из шкатулки и пазл-иллюстрацию к одному произведению. Задание - угадать название сказа).

- Ребята, вы видели костер? Как он разгорается? (Медленно, постепенно).

-Вот с таким "костром, разгоревшимся и ярко пылающим и согревающим добротой нашу душу и сердце", сравнил творчество П.П. Бажова, другой писатель Евгений Пермяк, называя его "уральским сказителем".

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

-Действительно, "сказ" и "сказка" - очень близкие слова. Но есть между ними разница.

- Дайте определение сказки (занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).

- А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Вспомните. (Сказ - это быль с элементами сказочного)

- Что общего у сказа и сказки? (Есть элемент фантастики).

-В чем разница между сказкой и сказом? (проверка д/з, таблицы)

сказка сказ
Волшебные герои - добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Герои - люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика - человека из народа.

Волшебство и таинственность - неотъемлемая часть повествования.

- Подберите однокоренные слова к слову "сказ", запишите в тетрадь (сказывать, сказительница, рассказывать).

- Значит, П.П. Бажов - не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право ("известно, какое время было - крепость" - так сказано в произведениях Бажова).

- Какие названия сказов получились у ребят, работающих самостоятельно? Смогли отгадать, к какому произведению иллюстрация? (Это произведение "Серебряное копытце")

VI. Блиц-опрос.

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Что значит "бажить"? (Колдовать, ворожить, накликать)

- Где родился и жил Бажов? (Урал, Сысерть)

- Месторождения каких горных пород были открыты на Урале? (Малахит, мрамор, яшма, родонит)

- Ценный камень уральских гор? (Малахит)

- Какого цвета малахит? (Нежно-зелёного)

- Почему книга Бажова называется "Малахитовая шкатулка"? ("Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища")

- Серебряное..? (копытце)

- Прозвище старика, взявшего на воспитание сироту? (Кокованя)

- Имя этой сиротки? (Дарёнка)

- Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (Хризолиты)

- Змейка какая...? (Голубая)

- Из руды делают:что? (Железо)

- Гигантский змей, хранитель золотых руд? (Полоз)

- Что мечтал сделать из камня Данила - мастер? (Каменный цветок - этот сказ начнём изучать на следующем уроке)

- После сегодняшнего урока появилось ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова? Какие сказы вы уже прочитали? Какие хотите прочитать?

- Что вы узнали нового о Павле Петровиче Бажове?

- Что вам ещё хочется узнать о нём? (работа в тетрадях: "Хочу узнать о Бажове:")

VII. Оценивание (проводится во время заполнения таблицы "Хочу узнать о Бажове:" - учащимся раздаются листочки с оценкой, на обратной стороне листа информация о минералах, алмазном фонде страны)

Домашнее задание.

1) дать ответы на вопросы викторины по жизни и творчеству Бажова или сказу "Синюшкин колодец" (для тех, кто его уже прочитал);

2) на выбор: а) подготовить пересказ любимого эпизода; б) найти ответы на вопросы, записанные в тетрадях.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4