Тип урока - урок изучения нового материала
Используемые технологии (методики) - информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; элементы дифференцированного обучения и арт-технологии.
Учебно-воспитательные задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова.
Цели урока:
Дидактические:
- познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;
- ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра - сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
- провести наблюдения над языком художественного произведения.
Развивающие:
- продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
- развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
- развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;
Воспитательные:
- Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.
Оборудование:
- текст сказа П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" (отрывок);
- аудиозапись сказа "Медной горы Хозяйка";
- портрет и фотографии П.Бажова, его дома;
- иллюстрации к произведению;
- электронная презентация;
- выставка книг писателя;
- раздаточный материал (викторина).
На доске: портреты Маяковского, Есенина и Бажова.
ХОД УРОКА
I. Новый материал.
1. Рассказ учителя.
-Сегодня мы вместе с вами отправимся на Урал, родину удивительного русского писателя-сказочника. Попробуйте угадать, кто из трёх человек, имеющих отношение к литературе, мог быть сказочником? (На доске портреты Маяковского; Есенина; Бажова в окружении внуков) (У Бажова - насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода, он в окружении внуков - на фотографии выглядит старым, мудрым сказочником).
-Зовут этого писателя Павел Петрович Бажов. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. Давайте отправимся с вами в гости к героине самого известного его произведения Хозяйке Медной горы - Малахитнице.
Показ электронной презентации.
1 слайд - Эпиграф:
Он в светлой памяти народа останется всегда живой.
И будут жить веками были в чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле чудесный каменный цветок (Е.Хоринская)
2-4 слайды - портреты сказочника. Что вы знаете о Бажове? (проверка д/з: рассказы учащихся о писателе по материалам учебника)
5-9 слайды - дом, где родился Бажов; особенности уральской местности; самоцветы.
10-12 слайды - малахит и изделия из него.
13-16 слайды - сборник "Малахитовая шкатулка".
II. Парад героев сказов Бажова.
Ребята демонстрируют иллюстрации, нарисованные ими к сказам Бажова, рассказывают о героях.
III. Сказ "Медной горы Хозяйка".
17-18 слайды - иллюстрации к сказу "Медной горы Хозяйка".
-Давайте послушаем аудиозапись начала сказа "Медной горы Хозяйка", следя за чтецом по тексту (копии текстов на каждой парте).
IV. Словарная работа "Устами школьника" (объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера)
Было жарко - страсть. Парун чистый - жаркий день после дождя
Робили - работалиЛазоревку добывали - лазурит, камень светло-синего цвета
Королек с витком попадался - частица, слиток чистого металла
Протча - прочее
В газах зелено, и щёки будто зеленью подёрнулись - у горных мастеров малахитовая пыль въелась в кожу
Изробленный - измученный, заболевший от непосильной работы
Артуть девка - девушка, подвижная, как ртуть
- Вы все читали сказы, они написаны особым языком, много трудных слов вам встретилось в текстах. Что означают эти слова?
- Беспелюха нехочуха, глухой, неряха.
- Жидкое место болото, слабый человек, трясина
- Обломать расстроить, испортить дерево, победить-скрутить
- Зарукавье манжет, часть реки, браслет
- Батажок сумка, сапог, посох
V. Сравнение понятий "сказ" и "сказка" (в это время 3 ученика собирают разрезанные названия сказов Бажова из шкатулки и пазл-иллюстрацию к одному произведению. Задание - угадать название сказа).
- Ребята, вы видели костер? Как он разгорается? (Медленно, постепенно).
-Вот с таким "костром, разгоревшимся и ярко пылающим и согревающим добротой нашу душу и сердце", сравнил творчество П.П. Бажова, другой писатель Евгений Пермяк, называя его "уральским сказителем".
- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).
-Действительно, "сказ" и "сказка" - очень близкие слова. Но есть между ними разница.
- Дайте определение сказки (занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).
- А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Вспомните. (Сказ - это быль с элементами сказочного)
- Что общего у сказа и сказки? (Есть элемент фантастики).
-В чем разница между сказкой и сказом? (проверка д/з, таблицы)
сказка | сказ |
Волшебные герои - добрые или злые. Нет рассказчика. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. Не имеют реальной основы. |
Герои - люди обыкновенные. Фольклорная первооснова. Присутствие рассказчика - человека из народа. Волшебство и таинственность - неотъемлемая часть повествования. |
- Подберите однокоренные слова к слову "сказ", запишите в тетрадь (сказывать, сказительница, рассказывать).
- Значит, П.П. Бажов - не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право ("известно, какое время было - крепость" - так сказано в произведениях Бажова).
- Какие названия сказов получились у ребят, работающих самостоятельно? Смогли отгадать, к какому произведению иллюстрация? (Это произведение "Серебряное копытце")
VI. Блиц-опрос.
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Что значит "бажить"? (Колдовать, ворожить, накликать)
- Где родился и жил Бажов? (Урал, Сысерть)
- Месторождения каких горных пород были открыты на Урале? (Малахит, мрамор, яшма, родонит)
- Ценный камень уральских гор? (Малахит)
- Какого цвета малахит? (Нежно-зелёного)
- Почему книга Бажова называется "Малахитовая шкатулка"? ("Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища")
- Серебряное..? (копытце)
- Прозвище старика, взявшего на воспитание сироту? (Кокованя)
- Имя этой сиротки? (Дарёнка)
- Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (Хризолиты)
- Змейка какая...? (Голубая)
- Из руды делают:что? (Железо)
- Гигантский змей, хранитель золотых руд? (Полоз)
- Что мечтал сделать из камня Данила - мастер? (Каменный цветок - этот сказ начнём изучать на следующем уроке)
- После сегодняшнего урока появилось ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова? Какие сказы вы уже прочитали? Какие хотите прочитать?
- Что вы узнали нового о Павле Петровиче Бажове?
- Что вам ещё хочется узнать о нём? (работа в тетрадях: "Хочу узнать о Бажове:")
VII. Оценивание (проводится во время заполнения таблицы "Хочу узнать о Бажове:" - учащимся раздаются листочки с оценкой, на обратной стороне листа информация о минералах, алмазном фонде страны)
Домашнее задание.
1) дать ответы на вопросы викторины по жизни и творчеству Бажова или сказу "Синюшкин колодец" (для тех, кто его уже прочитал);
2) на выбор: а) подготовить пересказ любимого эпизода; б) найти ответы на вопросы, записанные в тетрадях.