Урок литературы в 5-м классе "Роман Воспитания" Д. Дефо

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  • Ознакомиться с биографией Дефо;
  • Узнать об эксперименте в романе и его этапах;
  • Раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка;
  • Интерактивная доска;
  • Компьютер. 

Ход урока

I. Ознакомление с биографией писателя

II. Самостоятельная работа

Вопросы:

  1. Когда жил и творил Даниель Дефо?
  2. Какое произведение является главным в творчестве писателя?
  3. Произведения каких жанров принадлежат перу этого автора?
  4. В чем преимущества романа как жанра?
  5. Сколько книг про Робинзона Крузо написал Даниель Дефо и как озаглавил их автор?
  6. Какова отличительная черта литературы во времена Дефо?

III. История Робинзона

  • Доостровная жизнь героя;
  • Пребывание Робинзона на острове;
  • Встреча с людьми и дальнейшие приключения героя.

Автор ставит перед нами три вопроса:

  • Каким был до острова Робинзон?
  • Каким стал на острове?
  • Каким он войдёт в мир людей после многих лет одиночества?

Вывод: Таким образом, в центре романа жизнь Робинзона на острове.

IV. Вспомним первый выход Робинзона в море:

  1. Чем он там занимается?
  2. Учится морскому делу, постигает трудную науку мореплавания?
  3. Разумно ли ведёт себя Робинзон на корабле?

V. Эксперимент

Автор проводит в романе эксперимент над человеческой природой.

Цель: раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе.

Опытная лаборатория – необитаемый остров.

Этапы эксперимента:

  • 1 этап «Познание самого себя»
  • 2 этап «Усвоение Библии»
  • 3 этап «Покорение природы»

VI. Зарядка для глаз

VII. Работа в группах

Первый этап

  1. Почему Робинзон уходит в море?
  2. Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?
  3. Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?
  4. А подготовлен ли Робинзон к морю
  5. Как воспитан Робинзон?
  6. Готов ли он к какой-нибудь деятельности?
  7. Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?
  8. Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?
  9. Что главное в человеке разум или страсти?
  10. Как называет свой остров Робинзон?
  11. Как вы думаете почему?
  12. Какие чувства не дают покоя Робинзону?
  13. Научился ли Робинзон контролировать их.

Второй этап

  1. Как сказалось изучение Библии на образе жизни Робинзона?
  2. Каково значение Библии для Робинзона?
  3. Какие действия он предпринял, руководствуясь Библией?
  4. Уточните, когда Робинзон начинает по-настоящему осваивать остров?
  5. Связано ли освоение Робинзоном Библии с освоением природы?

Третий этап

  1. Что главное для Дефо в труде: работа руками или работа головой?
  2. Как вы понимает выражение «покорение природы». В чём оно заключается?

VIII. Какова задумка автора

  1. Какое значение имеет художественная деталь при описании трудовой деятельности Робинзона?
  2. Что хочет подчеркнуть Дефо: результат труда, простой физический труд или же то, как работает Робинзон Крузо?

IX. Делаем вывод

Так бы и сказал каждому человеку на Земле: друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – творцом своей судьбы.

X. Физкультминутка

XI. Тест к роману Дефо «Робинзон Крузо»

  1. Где первый раз на острове переночевал Робинзон Крузо?
    а) на берегу;
    б) на дереве;
    в) в шалаше.

  2. В каком городе родился Робинзон?
    а) Лондон;
    б) Нью-Йорк;
    в) Йорк.

  3. В каком году в первый раз был напечатан роман?
    а) 1719 год;
    б) 1619 год;
    в) 1819 год.

  4. Как звали друга Робинзона?
    а) Понедельник;
    б) Среда;
    в) Пятница.

  5. За что уцепился Робинзон, чтобы залезть на корабль?
    а) канат;
    б) выступ;
    в) перила.

  6. Сколько лет находился на острове Робинзон?
    а) 28;
    б) 29;
    в) 30.

  7. Восточная часть острова кишмя кишила, какими животными?
    а) козами;
    б) коровами;
    в) овцами.

  8. Какие злаки сеял Робинзон?
    а) просо и рожь;
    б) пшеницу и ячмень;
    в) рожь и ячмень.

  9. Сколько месяцев Робинзон делал себе лодку?
    а) 4;
    б) 3;
    в) 2.

  10. Какую лодку сделал Робинзон?
    а) каноэ;
    б) фрегат;
    в) пирогу.

  11. Какой предмет Робинзон ценил меньше всего?
    а) деньги;
    б) библию;
    в) инструменты.

  12. Откуда Робинзон хотел стрелять по дикарям?
    а) из дупла;
    б) из кустов;
    в) с дерева.

  13. Какие чувства испытывал Робинзон к дикарям?
    а) презрение;
    б) благодарность;
    в) уважение.

  14. Как относится автор к своему герою:
    а) восторгается и любуется им;
    б) насмехается и издевается над ним вместе с читателем;
    в) сожалеет о неудавшейся судьбе человека, утратившего свободу.

  15. Ваше отношение к этому персонажу:
    а) он вызывает смех;
    б) восторг;
    в) сожаление;
    г) другое чувство (какое?) Запиши в тетрадь.

XII. Восстановим текст – получим вывод

Роман Воспитания.
Он оказался подлинным гимном человеку, гимном неутомимой работе свободного, всепобеждающего человеческого разума, гимном неустанному поиску самого себя, своего предназначения в жизни, поиску истины. Рассказав о «бедном Робине», Дефо как бы сказал каждому человеку на Земле: «Друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – творцом своей судьбы».

XIII. Задание на дом

Написать сочинение на тему «Роман воспитания».

Приложение.