Цели и задачи:
- Ознакомиться с биографией Дефо;
- Узнать об эксперименте в романе и его этапах;
- Раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе.
Оборудование:
- Мультимедийная установка;
- Интерактивная доска;
- Компьютер.
Ход урока
I. Ознакомление с биографией писателя
II. Самостоятельная работа
Вопросы:
- Когда жил и творил Даниель Дефо?
- Какое произведение является главным в творчестве писателя?
- Произведения каких жанров принадлежат перу этого автора?
- В чем преимущества романа как жанра?
- Сколько книг про Робинзона Крузо написал Даниель Дефо и как озаглавил их автор?
- Какова отличительная черта литературы во времена Дефо?
III. История Робинзона
- Доостровная жизнь героя;
- Пребывание Робинзона на острове;
- Встреча с людьми и дальнейшие приключения героя.
Автор ставит перед нами три вопроса:
- Каким был до острова Робинзон?
- Каким стал на острове?
- Каким он войдёт в мир людей после многих лет одиночества?
Вывод: Таким образом, в центре романа жизнь Робинзона на острове.
IV. Вспомним первый выход Робинзона в море:
- Чем он там занимается?
- Учится морскому делу, постигает трудную науку мореплавания?
- Разумно ли ведёт себя Робинзон на корабле?
V. Эксперимент
Автор проводит в романе эксперимент над человеческой природой.
Цель: раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе.
Опытная лаборатория – необитаемый остров.
Этапы эксперимента:
- 1 этап «Познание самого себя»
- 2 этап «Усвоение Библии»
- 3 этап «Покорение природы»
VI. Зарядка для глаз
VII. Работа в группах
Первый этап
- Почему Робинзон уходит в море?
- Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?
- Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?
- А подготовлен ли Робинзон к морю
- Как воспитан Робинзон?
- Готов ли он к какой-нибудь деятельности?
- Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?
- Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?
- Что главное в человеке разум или страсти?
- Как называет свой остров Робинзон?
- Как вы думаете почему?
- Какие чувства не дают покоя Робинзону?
- Научился ли Робинзон контролировать их.
Второй этап
- Как сказалось изучение Библии на образе жизни Робинзона?
- Каково значение Библии для Робинзона?
- Какие действия он предпринял, руководствуясь Библией?
- Уточните, когда Робинзон начинает по-настоящему осваивать остров?
- Связано ли освоение Робинзоном Библии с освоением природы?
Третий этап
- Что главное для Дефо в труде: работа руками или работа головой?
- Как вы понимает выражение «покорение природы». В чём оно заключается?
VIII. Какова задумка автора
- Какое значение имеет художественная деталь при описании трудовой деятельности Робинзона?
- Что хочет подчеркнуть Дефо: результат труда, простой физический труд или же то, как работает Робинзон Крузо?
IX. Делаем вывод
Так бы и сказал каждому человеку на Земле: друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – творцом своей судьбы.
X. Физкультминутка
XI. Тест к роману Дефо «Робинзон Крузо»
-
Где первый раз на острове переночевал Робинзон Крузо?
а) на берегу;
б) на дереве;
в) в шалаше. -
В каком городе родился Робинзон?
а) Лондон;
б) Нью-Йорк;
в) Йорк. -
В каком году в первый раз был напечатан роман?
а) 1719 год;
б) 1619 год;
в) 1819 год. -
Как звали друга Робинзона?
а) Понедельник;
б) Среда;
в) Пятница. -
За что уцепился Робинзон, чтобы залезть на корабль?
а) канат;
б) выступ;
в) перила. -
Сколько лет находился на острове Робинзон?
а) 28;
б) 29;
в) 30. -
Восточная часть острова кишмя кишила, какими животными?
а) козами;
б) коровами;
в) овцами. -
Какие злаки сеял Робинзон?
а) просо и рожь;
б) пшеницу и ячмень;
в) рожь и ячмень. -
Сколько месяцев Робинзон делал себе лодку?
а) 4;
б) 3;
в) 2. -
Какую лодку сделал Робинзон?
а) каноэ;
б) фрегат;
в) пирогу. -
Какой предмет Робинзон ценил меньше всего?
а) деньги;
б) библию;
в) инструменты. -
Откуда Робинзон хотел стрелять по дикарям?
а) из дупла;
б) из кустов;
в) с дерева. -
Какие чувства испытывал Робинзон к дикарям?
а) презрение;
б) благодарность;
в) уважение. -
Как относится автор к своему герою:
а) восторгается и любуется им;
б) насмехается и издевается над ним вместе с читателем;
в) сожалеет о неудавшейся судьбе человека, утратившего свободу. -
Ваше отношение к этому персонажу:
а) он вызывает смех;
б) восторг;
в) сожаление;
г) другое чувство (какое?) Запиши в тетрадь.
XII. Восстановим текст – получим вывод
Роман Воспитания.
Он оказался подлинным гимном человеку, гимном неутомимой работе свободного, всепобеждающего человеческого разума, гимном неустанному поиску самого себя, своего предназначения в жизни, поиску истины. Рассказав о «бедном Робине», Дефо как бы сказал каждому человеку на Земле: «Друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – творцом своей судьбы».
XIII. Задание на дом
Написать сочинение на тему «Роман воспитания».