Урок литературы в 5-м классе "Иван Алексеевич Бунин. Судьба и творчество писателя"

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающая: познакомить с биографией Бунина, его стихотворениями о природе; дать понятие об анализе стихотворного произведения.
  • Развивающая: развивать навыки определения роли художественных средств в лирическом произведении; умение видеть в произведении автора.
  • Воспитывающая: воспитать эстетический вкус учащихся и интерес к русской классической литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку (Приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Слово учителя: (слайды 1, 2).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начнём знакомство с творчеством одного из известнейших русских поэтов и прозаиков, Ивана Алексеевича Бунина, а более подробно об этом авторе и его творчестве вы узнаете, когда будете учиться в старших классах. Также мы будем учиться анализировать стихотворное произведение. Это умение потребуется вам при дальнейшем изучении литературы. Ребята, вы уже знаете, что для того чтобы лучше понять произведения писателя, надо знать, из какой он семьи, какие события случились в его жизни, каким он был человеком.
Бунинродился 22 (10) октября 1870 года в семье знатной, но обеднев­шей, вскоре и совсем разорившейся. С 1870 по 1881 год он жил в небольшом родовом поместье - хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Это место стало для него своеобразной точ­кой отсчета для восприятия красоты окружающего мира. «Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, пол­ное поэзии печальной и своеобразной», — писал впоследствии И. А. Бунин.
В 1881-1886 годах будущий писатель учится в Елецкой гимназии, но вынужден прервать учёбу, так как семья не может больше её оплачивать. Заканчивает учёбу Иван Бунин уже дома, ему помогает старший брат Юлий. Ещё в гимназии Иван Алексеевич начинает писать стихи, а в 1888 году в петербургской газете «Родина» опубликованы его первые стихотворения.
Уже будучи известным писателем, Бунин много путешествует: он навещает М.Горького на острове Капри, посещает Италию, Турцию, Францию… После Великой Октябрьской революции Иван Алексеевич, не приняв новый политический строй, уезжает из России . Большую часть жизни в эмиграции он проводит в местечке Грассе недалеко от Ниццы. Умер Бунин в Париже в 1953 году.

2. Прослушивание стихотворения И.А. Бунина «Слово» в исполнении артиста В.Зозулина. Если нет записи, стихотворение читают учитель или подготовленный ученик. (слайд 3).

3. Аналитические вопросы по стихотворению:

  • Как вы поняли стихотворение?
  • Почему оно названо «Слово»?

4. Слово учителя: Сам Иван Алексеевич мастерски владел этим замечательным даром – речью. Современник Бунина, другой известный русский писатель Александр Иванович Куприн, так отзывался о его таланте: « Стих… изящен и музыкален, фраза стройна, смысл ясен, а изысканно-тонкие эпитеты верны и художественны». Недаром в 1933 году И.А.Бунин получил самую высокую награду за свой труд писателя – Нобелевскую премию.
Каждый поэт имеет характерные для его художественного языка особенности: любимые темы, любимые пути передачи лирического переживания, образные средства, эмоциональную настроенность. Творческое наследие Бунина многогранно – это и философская лирика, и стихи о любви, о родине, рассказы, повести… Мы коснёмся одной, но, пожалуй, самой значительной части его поэзии - стихотворений, посвящённых родной природе. Прежде чем начать учиться анализировать стихотворение, мы должны познакомиться с понятием «лирический герой».

5. Знакомство с понятием «лирический герой»: Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Он не равен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с событиями его жизни, его отношением к природе, людям. (слайд 4)
Определение ученики записывают в тетрадь.

6. Актуализация знаний: Работа с текстом стихотворения «Детство» (учебник литературы). Слушаем в исполнении специально подготовленного ученика текст стихотворения .

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?
2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
5) Посмотрите на репродукции картин известных художников. (слайд 5)
Какая, по вашему мнению, созвучна стихам И.А. Бунина? Почему?

7. Обучение навыку анализа поэтического текста. Слово учителя: Чтобы лучше разобраться в особенностях стихотворения, надо уметь его проанализировать, то есть всесторонне рассмотреть. План анализа стихотворения на доске. (слайд 6). Давайте по этому плану устно проанализируем стихотворение «Сказка» из учебника литературы. Читаем стихотворение вслух. Теперь устно даём ответы по пунктам плана, при этом план анализа постепенно записывается в тетради.

План анализа стихотворения:

  • Дата написания.
  • Смысл стихотворения (тема, основная мысль, чувства, которые хотел выразить автор).
  • Основные образы. Образ лирического героя (через мысли, чувства автора).
  • Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, стихотворный размер и т.д.

8. Словарная работа: анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы:

Ещё рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Ещё синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!

И.А. Бунин (слайд 7).

9. Слово учителя: Давайте подведём итог: что нового мы узнали на уроке? (Факты из биографии И.А. Бунина, познакомились с его стихами, познакомились с понятием «лирический герой», продолжили учиться анализировать стихотворное произведение.)

10. Домашнее задание: попытайтесь дать письменный анализ стихотворения «Сказка».(слайд 8)

– Спасибо за урок!

Литература:

  1. Барковская Н.Н. «Поэзия «Серебряного века» - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ин-т., 1993.
  2. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. – Литература в 5 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.