Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
Задачи:
- Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».
- Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.
- Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.
Оборудование:
- Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
- Карточки-задания для работы в группе.
- Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
- Лист самооценки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ввод в тему урока. Мотивация.
Ребята, у вас 4 урок, вы немного подустали, поэтому предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний».
Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота»
С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня
познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями.
В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель.
И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями.
3. Объяснение нового материала.
1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.
Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (Приложение 1.)
- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?
- Что заинтересовало вас в биографии писателя?
2) Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Давайте посмотрим историю из жизни писателя, которая легла в основу одного из рассказов.
(Инсценировка учениками эпизода из жизни А.П.Чехова).
3) А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.
Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценическо-го чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».
- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.
(Прослушивание аудиозаписи). (Приложение 2)
- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?
(Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).
- Понравился рассказ Чехова?
- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
(Смешной, юмор.)
- А что такое юмор?
Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.
- Давайте попробуем разобраться в этом.
4) Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания. (Приложение 3.)
А) Дать характеристику герою рассказа по плану.
1-я группа фельдшер Курятин.
2-я группа дьячок Вонмигласов.
3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.
- Чем вы объясняете эти совпадения?
Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения.
4. Выводы
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?
- Отчего это происходит?
Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.
Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
5. Итоги урока.
6. Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки (Приложение 3). Оценки.
7. Д/з. Подготовиться к внеклассному чтению.
1. По группам или индивидуально подготовить:
2. Письменно ответить на вопросы:
- В чем ценность рассказа?
- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).