Литература
-
Милосердие. Что значит это слово для нас 2014
Наши дети должны вспомнить о духовно-нравственных качествах и научиться жить по ним, чтобы остановить деградацию в обществе. Милосердие должно стать внутренней потребностью каждого высокообразованного человека, необходимо вспомнить о большом книжном наследии, о классической литературе, которая поможет нам правильно воспитать наших детей и сохранить страну.
-
Мини-проекты на уроках литературы в процессе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-м классе 2021
В последнее время всё чаще стал использоваться метод проектов. Ценность метода состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
-
«Минувших дней немеркнущая слава». Война 1812 года на примере краеведческого материала 2012
Учащиеся получают информацию о народном, освободительном характере войны с Наполеоном.
-
Мир "дворянских гнезд" в творчестве И.С. Тургенева 2010
Основная идея: приблизиться к истокам русской дворянской культуры, познакомиться с феноменом русской усадьбы XIX века на примере произведений русских классиков; прикоснуться к поэтической атмосфере изображения «дворянских гнёзд» И.С. Тургеневым; формировать у учащихся умение систематизировать, анализировать и обобщать изученное.
-
Мир «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 9-й классе 2015
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», – сказал Ф.М. Достоевский. Что же в этом произведении такого, что оно определило пути дальнейшего развития русской литературы? О чем скорбит Гоголь? Что утверждает? Размышляя над страницами произведения, приходим к выводу: нет ничего ценней человека! Писатель и мы вместе с ним скорбим не только о Башмачкине, его личной смерти, трагедии несостоявшейся личности, но и погибели самого звания человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких».
-
Мир будущего в произведениях отечественных писателей-фантастов. Сценарий литературно-музыкального вечера по произведениям отечественных писателей-фантастов 2016
В этом году отмечается юбилейная дата - 55 лет со дня полёта в космос первого человека – Ю.А.Гагарина. Этому событию посвящен литературно-музыкальный вечер. Фантастика – это один из самых интересных жанров литературы. Он уводит в глубины космоса, переносит в далёкоё будущее, развивает воображение, заставляет сопереживать смелым и отважным героям. А что мы знаем, помним из книг наших фантастов? Какими были их представления о будущем – далёком и близком?
-
"Мир вокруг нас" (Сравнительный анализ антиутопий О.Хаксли "О дивный новый мир" и Дж. Оруэлла "1984" в сопоставлении с романом Е.Замятина "Мы") 2014
Ученикам предлагается логическая последовательность вопросов-размышлений, явственно доказывающая связь современной подростковой культуры с наследием писателей, создававших романы-антиутопии. Новизна подхода заключается в отсутствии традиционных схем преподавания в школе О. Хаксли и Дж. Оруэлла в сопоставлении с романом Е. Замятина «Мы». Внутренняя структура урока базируется на интерактивных технологиях (презентация с воспроизведением аудио- и видеофайлов, раздаточный материал).
-
Мир города в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче». 5-й класс 2019
Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: проанализировать мир города в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче». В ходе урока учащиеся формируют умение анализировать текст, обобщают информацию с помощью таблицы, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, развивают коммуникативные навыки.
-
Мир детства в лирике И.А. Бунина на уроках литературы в средних классах 2008
Урок знакомит учащихся с личностью И.А.Бунина, с его прозой ("Жизнь Арсеньева") и поэзией. Он строится на эмоциональном сопереживании читателей, позволяющем понять чувства поэта, проследить их развитие, только затем выявить художественные особенности, передающие "пейзаж души"; вырабатывает умение составлять суждения о поэте, опираясь на его произведения; даёт представление о стихотворениях или прозаических отрывках как произведениях искусства. Урок формирует умение работать с учебником, находить в научной статье ответ на вопрос.
-
Мир детства в романе В. Крапивина «Пироскаф "Дед Мазай"» 2015
Урок формирует умение анализировать художественное произведение, выделяя в нем особенности детской литературы, погружая читателя в мир детства, раскрывая психологию ребенка. Соотнося себя с литературными персонажами, ученики учатся позитивному мышлению, способности решать подростковые проблемы.
-
Мир детства в стихотворении И.А. Бунина "Чем жарче день, тем радостней в бору" 2009
Данный урок является уроком совершенствования литературных знаний и развития читательских аналитических умений школьников. С точки зрения типологии уроков литературы можно сказать, что он является уроком изучения художественного произведения и уроком обучения художественному восприятию произведения.
-
Мир звезд в поэзии 2013
В статье собраны стихи тех поэтов, в творчестве которых нашла отражение "звездная" тема.
-
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора" (материал к интегрированному уроку) 2008
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора". Лучше понять далекий от современного ученика мир купечества в произведениях А.Н. Островского помогает интегрированный урок - сопоставление того, как этот мир изображает драматург в своих пьесах и художник П.Федотов в картине "Сватовство майора". Язык литературы и язык живописи взаимно дополняют и обогащают друг друга.
-
Мир парадоксов и абсурда (по книге "Алиса в стране чудес") 2012
Книга «Алиса в стране чудес» завоевала любовь многих сердец – и взрослых, и детских. В настоящее время интерес к сказке не исчезает, наоборот, возрастает. Так почему же «Алиса в стране чудес» завоевала такую любовь среди читателей?
-
Мир прекрасный и яростный 2011
Интеграция литературы и физики дают представление о единстве духовного и материального в нашей жизни. В статье рассматривается проблема добра и зла в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
-
Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева (Анализ стихотворения "Осенний вечер") 2012
Анализ стихотворения должен открыть богатый, сложный мир поэзии Тютчева, его философскую глубину, неразрывную связь человека и природы, изображение осени не только как времени года, но и как периода человеческой жизни. Урок должен научить учащихся более внимательному отношению к слову, научить интерпретировать лирическое произведение.
-
Мир природы и людей в стихотворении Н.А. Некрасова "На Волге". 5-й класс 2012
В ходе урока учащиеся под руководством учителя выявляют смысловые закономерности стихотворения, связанные с противопоставленными образами бурлаков и Волги, определяют значимость встречи с бурлаками для лирического героя, устанавливают возможность диалога между художественным миром стихотворения и своей жизнью.
-
Мир природы и мир человека в «Полесских рассказах» А.И.Куприна и цикле «Записки охотника» И.С.Тургенева 2023
Тема статьи является актуальной, так как в рамках школьной программы произведения этих писателей изучаются, как правило, обособлено, а тот факт, что оба автора, безусловно, являются великолепными мастерами изображения природы, неоспорим. Таким образом, достаточно интересно проанализировать, как каждый из писателей изображает природу родного края, какую красоту подмечает в ней, какие средства художественной выразительности при этом использует.В этом состоит новизна исследования. Материал данной исследовательской работы может быть востребован на уроках литературы для работы в творческих группах.
-
Мир природы и мир человека в японских хокку 2010
В работе раскрывается особый способ видения мира, отражённый в японских хокку. Поэты, создающие произведения в этом жанре, изображают жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Хокку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное - ведь в природе всё прекрасно.
-
Мир семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстой о семье и современный взгляд на нее 2011
Автор знакомит учащихся с ролью семьи в понимании Толстого и на современном уровне. Учит рассуждать, делать выводы, пересказывать близко к тексту.
-
Мир театра (посещение театров г. Казани) 2010
Главное в воспитании культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.
-
Мир человеческой души в лирике Рубцова. 8-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Николая Рубцова и основными особенностями его поэзии. Также учатся выразительному чтению и отрабатывают навыки анализа лирических стихотворений.
-
Мир яств на страницах поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2010
Традиционным в нашей гимназии стал праздник "Мы - россияне". В 2009 году, который был юбилейным годом Н.В. Гоголя, в рамках этого праздника мы провели интегрированное мероприятие-конкурс "Мир яств на страницах поэмы "Мертвые души".
-
Мировое значение творчества Германа Гессе 2010
В работе рассказывается о жизни и творчестве Германа Гессе. В ней говорится не только об особенностях его творчества, но и о необыкновенном таланте, мастерстве, с которым он создавал свои произведения.
-
Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой и культура ХХ века 2013
Цели урока. показать величие литературного и публицистического наследия Толстого, тесно связанного с культурно-историческим процессом ХХ века; раскрыть мировое значение его творчества.
-
Мифические персонажи в истории искусстве, литературе (на примере Аполлона) 2009
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве.
-
Мифландия и мифические животные в повести Джеральда Даррелла "Говорящий сверток". Урок литературы в 5-м классе 2009
Представлен нестандартный урок внеклассного чтения в разделе "Сказки русских и зарубежных писателей XX века" по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Благодаря необычной форме проведения урока, применению ИКТ повышается развитие творческих способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.
-
Мифологическая основа русских сказок 2012
Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Кто они? Мы читаем сказки и не знаем, откуда взялись эти герои в сказках. Может быть, из славянской мифологии?
-
Мифологическая проза А.Грина 2010
А.Грин, опираясь на творчество символистов, мифы народов мира, создает свои авторские мифы. "Русалки воздуха", "Крысолов", "Происшествие в квартире г-жи Сериз" – новые оригинальные произведения в литературе начала XX века, требующие своего дальнейшего изучения.
-
Мифологические образы в рассказе Евгения Носова "Живое пламя" 2006
В рассказе Евгения Носова "Живое пламя" ключевым образом, без сомнения, является образ мака. Рассмотрев его с точки зрения мифологии, мы откроем в произведении новые грани, попытаемся понять его глубокий, символический смысл. Такой анализ будет развивать ассоциативное мышление ребят, формировать навыки работы с текстом, воспитывать любовь к национальным истокам своей культуры.