Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
1836 год
Цель:
- Повторение изученного по творчеству А.С. Пушкина.
- Воспитание интереса к чтению.
- Воспитание любви к нашим отечественным ценностям, гордости за наше духовное наследие.
- Обучение выразительному чтению.
- Знакомство (обзор) с творчеством поэтов “серебряного века” И.Буниным, А. Ахматовой, К. Бальмонтом, с их стихотворениями о Пушкине.
- Анализ этих стихотворений.
- Показать связь, т.е. 19–20 века.
Задача: ознакомить с основными мотивами стихотворений поэтов серебряного века.
Оборудование: учебник-хрестоматия, ч. 2, книги:
- Пушкин для семейного чтения.
- А.С. Пушкин “Барышня – крестьянка”.
- “Евгений Онегин”
- “Сказка о рыбаке и рыбке”
- А. Пушкин “Стихи и сказки”
- Всемирная детская библиотека “А. С. Пушкин”
- К. Бальмонт “Хочу быть дерзким”
- А. Ахматова “Сочинение в двух томах”
- И. А. Бунин “Поэзия и проза”
- Портреты поэтов А. Пушкина, И. Бунина, А. Ахматовой, К. Бальмонта.
Эпиграф:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
К уроку учитель готовит небольшую выставку книг указанных поэтов, оформленную портретами.
1. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте. Поэте, который известен с самого раннего детства. Множество поколений людей выросло на его волшебных сказках. А стихи поэта просто завораживают! Кто из нас не знает золотую рыбку, Царевну-Лебедь, золотого петушка, ученого кота, Руслана и Людмилу и многих других героев его произведений? Знают все! Это А. С. Пушкин.
К творчеству Пушкина обращались многие русские писатели и поэты. Большинство писателей 19 века испытывали на себе его плодородное влияние. А В.Г. Белинский писал, что люди творчества к поэту относятся “как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами”
Ребята, я недаром начала наш урок с чтения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из этого стихотворения. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина. Стихотворение хранит следы грустных мыслей поэта о жестокости века. Стихотворения полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, безмерной любви к России.
Кто же дает поэту право на бессмертие? Он сам своим творчеством ставит себе при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он “солнце русской поэзии”, потому что он родился и вырос в России, он жил ее страданиями и успехами, ее славой и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость.
Поэтому, знать, любить и читать поэта будут всегда. А слава его будет проходить через века до тех пор, пока на свете будут существовать поэты!
2. А сейчас нам прочитает свое сообщение Пряхин Иван об А.С. Пушкине, которое он подготовил самостоятельно. (Ученик читает сообщение.)
Работа с классом.
– Ребята, какие стихотворения поэта вы знаете? (Учащиеся читает стихотворения А.С. Пушкина наизусть.)
Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки с вопросами:
- Назовите произведения, из которых приведены строки…
- О ком говорится?
- Кто это говорит?
(В карточках приведены строки из сказок и стихотворений А.С. Пушкина).
Слово учителя о поэтах 20 века “серебряного”:
Литературные произведения, созданные в 20 веке, неразрывно связаны с творениями писателей и поэтов века 19, среди множества шедевров 19 века особое место занимают произведения Пушкина. Не случайно ему посвящали стихи поэты 20 века. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми поэтами 20 века. Это А. А. Ахматова, И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт.
Некоторым ребятам было дано индивидуальное опережающее задание об Ахматовой, Бунине, Бальмонте.
- Ребята читают сообщения об Ахматовой, Бунине, Бальмонте.
- Работа с материалом учебника – хрестоматии.
- Между чтением сообщений учитель выразительно читает стихотворение, помещенные в учебнике.
- Обсуждение вопросов после каждого стихотворения.
Вопросы к стихотворениям:
И.Бунин “26 мая”. Чем дорог нам поэт? Найдите в тексте слова автора о поэте. Стихотворение напечатано в 1989 году. С каким событием связано его создание? (100 лет со дня рождения А.С. Пушкина.)
А.Ахматова “В царском селе”. О ком говорится в стихотворении? Кто такой “смуглый отрок”? каким вы представляете себе Царское Село?, прочитав это стихотворение? Прислушайтесь в звукозаписи к словам (и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов). Какие звуки помогают слышать этот шелест?
К.Бальмонт “Пушкин”. Какие строки стихотворения четко показывают любовь К. Бальмонта к Пушкину? Какой из этих отрывков, рисующих облик Пушкина, вам понравился более всего? Чем вы это объясните?
Работа над выразительным чтением стихотворений.
Ребята читают по выбору.
Обобщение.
– С какими поэтами 20 века мы с вами познакомились?
– Кому посвящены стихи, помещенные в учебнике?
– Как вы думаете, почему личность А. С. Пушкина привлекла поэтов начала 20 века? (Он учитель – они ученики, он море – они реки, он “Солнце русской поэзии”, он родоначальник поэзии.)
– Как вы понимаете выражение “связь веков”? (Поэты 20 века продолжают традиции Пушкина. И с такой же любовью в своих стихах пишут о земле, о любви, о чувствах. В их стихах звучит радость при виде России, своей земли, гордость за народ.)
Подведение итогов урока.
- Поощрение учащихся учителем.
- Выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
Одно из стихотворений выучить наизусть.