Урок литературы в 5-м классе "Дивная сила искусства" (по сказке Х.К. Андерсена "Соловей")

Разделы: Литература


 

Цели:

  • выявить идейное содержание сказки Х.К. Андерсена «Соловей»;
  • развивать умения и навыки анализа литературного произведения;
  • воспитывать чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству.

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, со сказками которого вы знакомы с детства.
Более ста лет тому назад в небольшом городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?
То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города. Чествуя Андерсена, земляки славили лучшего сказочника мира. Когда 4 августа 1875 года писателя не стало, в Дании был объявлен национальный траур. Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене был установлен памятник Андерсену с надписью: «Воздвигнут датским народом».
Прошло более ста лет со дня его смерти, а сказки и истории датского писателя продолжают издаваться во всех странах мира.
По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки. Но чаще всего сказка Андерсена смело и весело врывается в мир вашего детства: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»
А сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы, соловья.
«Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен.

- Почему, ребята, для автора так важно, чтобы эта история не забылась? Давайте же с вами перенесемся в мир сказки, которая так и называется – «Соловей».

- Где происходит действие сказки?
(В Древнем Китае, в чудесном дворце императора)

- А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях?
(Соловей)

- Знал ли император, что в его владениях живет соловей?
(Нет)

- А кто во дворце знал об этом?
(Бедная девочка-кухарка)

- Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Давайте разделимся на группы. 1 группа нам расскажет о том, где живет соловей, а 2 группа расскажет об императоре и его придворных.

(Ребятам предлагается таблица, которую они должны будут заполнить, пользуясь текстом сказки)

 

Соловей

Император и его придворные

Где живут?

Густой лес

Чудесный дворец

Что видят?

Глубокие озера, берег синего моря, корабли, бедные рыбаки

Хрупкий дворец, до которого страшно дотронуться, стены и пол из драгоценного фарфора

Что слышат?

Шум моря, плеск волн, шелест листьев

Звон колокольчиков, привязанных к цветам

- Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора?
(Ребята добавляют еще одну строку в таблицу)

Вывод

Естественная красота живой природы

Искусственная красота дворца


- Итак, ребята, нетрудно догадаться, почему только бедная девочка знала, где живет соловей. Давайте прочитаем эпизод поиска соловья по ролям (Со слов «И вот все отправились в лес…» до слов «Он будет иметь огромный успех при дворе»)

- Как воспринял император пение соловья? Найдите ответ на вопрос в тексте сказки.
(Император был очень доволен, у него выступили слезы на глазах)

- Почему соловей отказался от награды? Подтвердите ответ текстом сказки.
(«Я видел на глазах императора слезы – какой еще награды желать мне!»)

- Почему слезы на глазах императора дороже любого подарка? Кто еще плакал от пения соловья?
(Бедная девочка: «Слезы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня»)

- Ребята, почему пение соловья вызывает слезы? Что такое пение?
(Настоящее, красивое пение – это искусство, оно воздействует на человека и вызывает у него различные чувства. «Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца», - говорит соловей)

- Вспомните, как придворные дамы пели, подражая соловью (набирали в рот воды, чтобы она булькала у них в горле). Такое пение способно вызвать слезы?

- Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке появляется еще один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их.
(Учитель может сам заранее подготовить карточки с характеристикой птиц, которые ребята распределят по колонкам и сделают вывод. Это можно сделать у доски)

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Жил в ветвях деревьев, нависших над водой

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Хвостик его отливал золотом и серебром

Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи

На шейке у него была ленточка с надписью

Маленькая серенькая птичка

Пел, как заведенная шарманка

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

Весь так и блестел драгоценностями

Пел по-своему

33 раза пропел одно и тоже и не устал

Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Можно дать себе полный отчет в его искусстве - все же известно наперед

 

Можно разобрать его и показать его внутреннее устройство

 

Народ послушал его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю

 

Недурно, но все-таки не то, чего-то не хватает в его пении

 

О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

- Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?
(Ребята добавляют еще одну строку в таблицу)

Внешне не красив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство

Искусственный соловей красив только внешне, внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству

- Мы выяснили, что же такое настоящее искусство? А сейчас давайте подумаем, в чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?
(Механический соловей сломался, и император заболел. А живой соловей своей песней спас его от смерти)

- А мог ли искусственный соловей сделать это?
(Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее)

- Как изменился император?
(Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает)

- Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. А дома я попрошу вас поразмышлять над темой урока и написать эссе на тему «В чем же заключается дивная сила искусства?» Подводя итог, давайте еще раз поразмышляем, почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку?

(Потому что эта сказка очень интересна и поучительна. Лишенный блеска соловей оказывается сильней и свободней самого императора. А основная идея сказки заключается в бессмертии подлинного искусства и невозможности его замены механизмом.

Список литературы

1. Андерсен Х.К. Сказки. Истории: Пер. с дат./Вступ. ст. К. Паустовского. Сост., коммент. Л.Ю. Брауде. – М.: Просвещение, 1988. – 271с.: ил.
2. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие / А.Г. Кутузов, А.Г. Гутов, Л.В. Колосс; Под ред. А.Г. Кутузова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.
3. Моисеев М.В. путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.