Урок литературы в 5-м классе "Басня – подруга жизни"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме "Басня"; повторить основные принципы построения басни.
  • развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, инсценирования;
  • повторить знания о теоретико-литературных понятиях: "басня", "аллегория", "афоризм";
  • уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова;
  • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;
  • плакаты: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"
  • высказывание А.С.Пушкина о Крылове: "Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев".
  • эпиграф "Его басни переживут века" (К.Н. Батюшков).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

-Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова. Обобщим знания по теме "Басня". Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

II. Повторение пройденного о басенном жанре.

- В чем особенность жанра басни?

Ответ: Басня - это короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

Разгадывание кроссворда.

1. Человек, пишущий басни. (баснописец)

2. Вид литературного произведения.(басня)

3. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)

4. Веселая и добродушная насмешка (юмор)

5. Известный русский баснописец XIX века.(Крылов)

6. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)

- Откуда берет свои истоки басня?

Ответ: родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого баснописца Эзопа. За шесть веков до нашей эры был создан его прозаический сборник басен. Этот сборник обошел весь мир.

В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Жан Лафонтен, в Германии - Готхольд Лессинг, в России - Апполон Майков, Александр Петрович Сумароков, Иван Иванович Хемницер, Михаил Васильевич Ломоносов, позже продолжил традиции баснописцев Иван Иванович Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: "Это ваш род, вы - Иван Андреевич Крылов нашли его"

- Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

-Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова "Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев".

-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня - подруга жизни.

Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню "Лебедь, Щука и Рак".

- Сегодня у нас урок развития речи. Перед нами вновь пройдут герои крыловских басен. Знания по творчеству И.А.Крылова помогут вам сегодня в работе на уроке.

- Расскажите о баснописце И.А.Крылове. Что особенно запомнилось?

Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро - Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.

- Почему Крылов обращается к басенному жанру?

Ответ: он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.

За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон.

III. Обобщение пройденного.

"Выразительное чтение басен "

- Ребята, мы с вами много работали над баснями.

- Очень важно басню прочитать внимательно, а потом уж выразительно. Сначала мы послушаем басню в исполнении народного артиста Игоря Ильинского, а затем попытаемся сами прочесть басню также выразительно.

( принимают участие чтецы, мальчик и девочка) Могут быть прочитаны следующие басни: " Ворона и Лисица" "Мартышка и Очки"; "Волк и Ягнёнок";

"Знаток басен И.А. Крылова"

-А сейчас мы с вами узнаем, кто у нас является лучшим знатоком басен И.А.Крылова За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон.

- Назовите героя басни.

  • Она "наелась желудей досыта, до отвала". (Свинья).
  • Он "виноват уж тем", что кому-то "хочется кушать". (Ягнёнок).
  • Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).
  • Она "без души лето целое всё пела". (Стрекоза).
  • Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).
  • Она попала "в большие забияки". (Моська).
  • Он "обжора и злодей", по словам его хозяина. (Кот Васька).
  • Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).
  • Его "захлопнула злодейка-западня". (Чиж).
  • У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).
  • Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль
  • Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).
  • Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).
  • У него всё вокруг только "моё". (Волк).

"Инсценировка басни"

- Каковым было ваше домашнее задание?

- А теперь попробуем с вами инсценировать басню. Цель нашей работы -показать характеры героев. Костюмы мы специально не готовили, характеры вы должны показать речью, интонацией, жестами. А уважаемых гостей мы попросим выбрать среди вас самых артистичных.

Могут быть инсценированы следующие басни: "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь"

- О чем эта басня "Стрекоза и Муравей"? Какой людской порок высмеивает баснописец?

Инсценирование басни "Чиж и голубь".

Ведущий: Наш урок продолжается.

- О чем эта басня? Какой людской порок высмеивает баснописец?

- А в наше время применима басня?

Ответ: Да.

Учитель: Это басня созвучна нашему времени.

Перед тем как читать строчки из басен И.А. Крылова, учитель знакомит учащихся с книгой М.Г. Ашукиной и Н.С. Ашукина "Крылатые слова", показывает учащимся книгу, объясняет принцип её построения, вводит понятия "литературная цитата" и "афоризм".

"У сильного всегда бессильный виноват" ("Волк и Ягненок").

"Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!" ("Стрекоза и Муравей").

"Прощай, хозяйские горшки" (Обоз")

"Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона" ("Слон и Моська").

Избави бог и нас от этаких судей. ("Осёл и Соловей").

"А Васька слушает да ест" ("Кот и Повар").

"А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!" ("Квартет").

"Сильнее кошки зверя нет" ("Мышь и крыса").

"Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!" ("Кукушка и петух").

Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду. ("Лебедь, Щука и Рак").

- Мы увидели, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

"Иллюстратор басни"

А сейчас обратимся к нашей выставке.

Авторы иллюстраций должны показать свои работы, называть басню, эпизод в ней.

- Многие художники писали иллюстрации к басням И.А.Крылова. Это Евгений Рачев, Куприянов, а также художник Лаптев Алексей Михайлович, который в свое время иллюстрировал книгу Николая Носова про Незнайку. (На компьютере)

IV. Заключительная часть. Итог урока

- Прошло 200 с лишним лет, а басни И.А.Крылова, полюбившиеся когда-то народу навсегда остались в его сердце. В наши дни слава великого баснописца вышла далеко за пределы нашей страны. Крылов звучит на всех языках мира. И него много последователей, таких, как Л.Н.Толстой, А.Толстой, Д.Бедный, С.Михалков, Л.Филатов:

Ребята, высоко ценил творчество великого баснописца поэт Михаил Исаковский.

Стихотворением поэта Михаила Исаковского "И.А. Крылову" (читает учитель или подготовленный ученик) мы завершаем свой урок:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

- Закончился наш урок. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца и его последователей. В школьной программе мы больше не встретимся с произведениями И.А.Крылова. Но не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Домашнее задание: написать рассказ, похожий на басню, прочитать сказку В.А.Жуковского "Спящая царевна" На память об уроке я дарю каждому из вас красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.

Афоризмы И.А.Крылова

  • А ларчик просто открывался.
  • Хоть видит око, да зуб неймёт.
  • Слона - то я и не приметил.
  • Рыльце в пуху.
  • Полают, да отстанут.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • А Васька слушает да ест.
  • Да только воз и ныне там.
  • Если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.
  • Медвежья услуга.
  • Тришкин кафтан.
  • А вы, друзья, как не садитесь,
  • все в музыканты не годитесь.
  • Кукушка хвалит Петуха за то,
    Что хвалит он Кукушку.
  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
  • а сапоги тачать пирожник.
  • Демьянова уха.
  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
  • Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.
  • У сильного всегда бессильный виноват.

Афоризм - краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).

Презентация