Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме "Басня"; повторить основные принципы построения басни.
- развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, инсценирования;
- повторить знания о теоретико-литературных понятиях: "басня", "аллегория", "афоризм";
- уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова;
- выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;
- плакаты: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"
- высказывание А.С.Пушкина о Крылове: "Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев".
- эпиграф "Его басни переживут века" (К.Н. Батюшков).
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
-Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова. Обобщим знания по теме "Басня". Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.
II. Повторение пройденного о басенном жанре.
- В чем особенность жанра басни?
Ответ: Басня - это короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.
Разгадывание кроссворда.
1. Человек, пишущий басни. (баснописец)
2. Вид литературного произведения.(басня)
3. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)
4. Веселая и добродушная насмешка (юмор)
5. Известный русский баснописец XIX века.(Крылов)
6. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)
- Откуда берет свои истоки басня?
Ответ: родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого баснописца Эзопа. За шесть веков до нашей эры был создан его прозаический сборник басен. Этот сборник обошел весь мир.
В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Жан Лафонтен, в Германии - Готхольд Лессинг, в России - Апполон Майков, Александр Петрович Сумароков, Иван Иванович Хемницер, Михаил Васильевич Ломоносов, позже продолжил традиции баснописцев Иван Иванович Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: "Это ваш род, вы - Иван Андреевич Крылов нашли его"
- Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.
-Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова "Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев".
-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня - подруга жизни.
Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню "Лебедь, Щука и Рак".
- Сегодня у нас урок развития речи. Перед нами вновь пройдут герои крыловских басен. Знания по творчеству И.А.Крылова помогут вам сегодня в работе на уроке.
- Расскажите о баснописце И.А.Крылове. Что особенно запомнилось?
Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро - Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.
- Почему Крылов обращается к басенному жанру?
Ответ: он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.
За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон.
III. Обобщение пройденного.
"Выразительное чтение басен "
- Ребята, мы с вами много работали над баснями.
- Очень важно басню прочитать внимательно, а потом уж выразительно. Сначала мы послушаем басню в исполнении народного артиста Игоря Ильинского, а затем попытаемся сами прочесть басню также выразительно.
( принимают участие чтецы, мальчик и девочка) Могут быть прочитаны следующие басни: " Ворона и Лисица" "Мартышка и Очки"; "Волк и Ягнёнок";
"Знаток басен И.А. Крылова"
-А сейчас мы с вами узнаем, кто у нас является лучшим знатоком басен И.А.Крылова За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон.
- Назовите героя басни.
- Она "наелась желудей досыта, до отвала". (Свинья).
- Он "виноват уж тем", что кому-то "хочется кушать". (Ягнёнок).
- Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).
- Она "без души лето целое всё пела". (Стрекоза).
- Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).
- Она попала "в большие забияки". (Моська).
- Он "обжора и злодей", по словам его хозяина. (Кот Васька).
- Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).
- Его "захлопнула злодейка-западня". (Чиж).
- У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).
- Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль
- Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).
- Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).
- У него всё вокруг только "моё". (Волк).
"Инсценировка басни"
- Каковым было ваше домашнее задание?
- А теперь попробуем с вами инсценировать басню. Цель нашей работы -показать характеры героев. Костюмы мы специально не готовили, характеры вы должны показать речью, интонацией, жестами. А уважаемых гостей мы попросим выбрать среди вас самых артистичных.
Могут быть инсценированы следующие басни: "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь"
- О чем эта басня "Стрекоза и Муравей"? Какой людской порок высмеивает баснописец?
Инсценирование басни "Чиж и голубь".
Ведущий: Наш урок продолжается.
- О чем эта басня? Какой людской порок высмеивает баснописец?
- А в наше время применима басня?
Ответ: Да.
Учитель: Это басня созвучна нашему времени.
Перед тем как читать строчки из басен И.А. Крылова, учитель знакомит учащихся с книгой М.Г. Ашукиной и Н.С. Ашукина "Крылатые слова", показывает учащимся книгу, объясняет принцип её построения, вводит понятия "литературная цитата" и "афоризм".
"У сильного всегда бессильный виноват" ("Волк и Ягненок").
"Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!" ("Стрекоза и Муравей")."Прощай, хозяйские горшки" (Обоз")
"Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона" ("Слон и Моська").Избави бог и нас от этаких судей. ("Осёл и Соловей").
"А Васька слушает да ест" ("Кот и Повар").
"А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!" ("Квартет")."Сильнее кошки зверя нет" ("Мышь и крыса").
"Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!" ("Кукушка и петух").Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду. ("Лебедь, Щука и Рак").
- Мы увидели, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
"Иллюстратор басни"
А сейчас обратимся к нашей выставке.
Авторы иллюстраций должны показать свои работы, называть басню, эпизод в ней.
- Многие художники писали иллюстрации к басням И.А.Крылова. Это Евгений Рачев, Куприянов, а также художник Лаптев Алексей Михайлович, который в свое время иллюстрировал книгу Николая Носова про Незнайку. (На компьютере)
IV. Заключительная часть. Итог урока
- Прошло 200 с лишним лет, а басни И.А.Крылова, полюбившиеся когда-то народу навсегда остались в его сердце. В наши дни слава великого баснописца вышла далеко за пределы нашей страны. Крылов звучит на всех языках мира. И него много последователей, таких, как Л.Н.Толстой, А.Толстой, Д.Бедный, С.Михалков, Л.Филатов:
Ребята, высоко ценил творчество великого баснописца поэт Михаил Исаковский.
Стихотворением поэта Михаила Исаковского "И.А. Крылову" (читает учитель или подготовленный ученик) мы завершаем свой урок:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
- Закончился наш урок. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца и его последователей. В школьной программе мы больше не встретимся с произведениями И.А.Крылова. Но не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
Домашнее задание: написать рассказ, похожий на басню, прочитать сказку В.А.Жуковского "Спящая царевна" На память об уроке я дарю каждому из вас красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.
Афоризмы И.А.Крылова
- А ларчик просто открывался.
- Хоть видит око, да зуб неймёт.
- Слона - то я и не приметил.
- Рыльце в пуху.
- Полают, да отстанут.
- От радости в зобу дыханье спёрло.
- А Васька слушает да ест.
- Да только воз и ныне там.
- Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. - Медвежья услуга.
- Тришкин кафтан.
- А вы, друзья, как не садитесь,
- все в музыканты не годитесь.
- Кукушка хвалит Петуха за то,
Что хвалит он Кукушку. - Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
- а сапоги тачать пирожник.
- Демьянова уха.
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? - Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. - У сильного всегда бессильный виноват.
Афоризм - краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).