Цели: Формирование культуры восприятия лирики, научить детей чувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы, бережно относиться к ней.
Оборудование: Репродукции с картин И.И.Шишкина “Зима”, “Сосновый лес”, “Лесные дали”, “Деревья”, И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”, Н.И.Ромадина “Последний луч”, иллюстрации с изображением времен года, аудиозапись лесного шума, пения птиц.
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
1. Слово о природе.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о родной природе, о том, как нужно относиться к ней. Все вы хорошо знаете, что у природы четыре времени года. Назовите их, пожалуйста (ответы уч-ся)
- У каждого человека есть свое любимое время года, А.С. Пушкин, например, любил осень. Он посвятил ей очень много стихов.
Ученик: (декламирует) Уж небо осенью дышало…
Учитель: Нравится вам это стихотворение? Чем? (ответы учащихся, обсуждение)
- Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой … Что в ней хорошего?- думают обычно. А ведь она совсем не скучна. Из всех времен года она самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Но ведь есть живопись, стихи, музыка - они помогают нам в этом.
Художники- искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему обычно остаемся мы равнодушными. Каждый из них находит для осени свои краски. Да и сама осень так разнообразна: осень красок, осень дождей, осень ветров.
Начинается осень с особой тишины, Тишина такая, что кажется, будто природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены: людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов и собираются на юг.
Природа отдыхает.
Алексею Константиновичу Толстому близка эта красота осени.
Ученик:
Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечной перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет (…)
Природа вся полна последней теплотой…
Учитель: Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал Левитан (анализ репродукций картин Левитана)
- Удалось ли Левитану красками передать тишину?(ответы уч-ся)
- У Ф.Тютчева есть стихотворение, созвучное этой картине; оно близко ей по настроению.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все- простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Какую картину вы мысленно увидели? (уч-ся)
- Вы вспомнили, вообразили картины осенней природы. В этом стихотворении нет названия, а значит мы будем называть его по первой строчке – “Есть в осени первоначальной…”
- Как вы думаете, как Тютчев мог бы назвать это стихотворение?
При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке-“Есть в осени первоначальной.”
- Как вы понимаете значение слова первоначальный? (ответы уч-ся)
В этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Такое длинное слово (многосложное) звучит более торжественно. Поэт словно бы старался украсить стихотворение.
- Как на ваш взгляд следует читать первую строчку? (ответы уч-ся)
- Обратите внимание на вторую строку - “Короткая, но дивная пора”. Обратите внимание: два определения осени, а между ними короткое слово но.
-Какой частью речи оно является (ответы уч-ся)
- Но противопоставляет значения двух слов друг другу. “ Короткая, но дивная пора” - это какая? Как вы понимаете смыл строки (обсуждение, ответы уч-ся)
- В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед холодной долгой зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это, поэтому ему хочется запомнить, запечатлеть их в памяти. Он стремится, как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
- Что означает слово лучезарный? (обсуждение, ответы уч-ся)
- Хочу обратить ваше внимание еще на такую строку:
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
-Как можно было бы написать тонкий волос по-другому? (обсуждение)
-Но почему поэт выбрал именно это выражение – “паутины тонкий волос”? Ведь в словах паутина и ниточка паутины уже есть указание на тонкость. Значит, все дело в слове волос (обсуждая,подвожу уч-ся к следующему мнению: значение слов “паутины тонкий волос” может привести нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще и о человеке)
- Как называется художественный прием, когда явлению природы придаются черты человека? (олицетворение).
- Прочитайте внимательно первую строфу и найдите в ней слово, которое словно бы “перекликается” с выражением “паутины тонкий волос” (добиваюсь, чтобы при поиске ответа на поставленный вопрос уч-ся пришли примерно к следующему мнению: это слово осень, ведь оно означает еще и позднюю пору человеческой жизни)
- Подумайте, о каких периодах жизни человека можно сказать так: весна жизни (детство), лето жизни (юность, молодость), осень жизни(зрелость), зима жизни(старость)?
- Итак, Ф.И.Тютчев написал о дивном времени ранней осени и о том, что в нашей жизни всегда есть время покоя, хотя потом может прийти и время “бурь”. Это неизбежно. Но человек должен принимать это спокойно, мудро, смиренно.
Хочу отметить, что Федор Иванович Тютчев очень долго жил в Германии- 22 года. За это время он всего 4 раза побывал в России. Все эти годы Тютчеву приходилось говорить только на немецком и французском языках. Русской речи он почти не слышал.
Удивительно то, что русская речь не только не была им забыта, но сохранилась в сознании чистой, правильной и очень красивой. Обратим внимание на то, что стихи он писал только на русском языке. К сожалению, поэтом Ф.И.Тютчев себя не считал, стихи не берег. Они сохранились не все, частично и только благодаря друзьям и родным поэта. (уч-ся читают стихотворения Тютчева Ф.И.)
- А что сейчас у нас за окнами? (зима).
- Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. На улице свежо и тихо. Посмотрите, как передали красоту зимней природы художники (мультимедийный просмотр, анализ репродукций картин И.И.Шишкина “Зима”, И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”)
- А какие стихи о зиме вы знаете? (ученики читают стихи о зиме- это их домашнее задание)
Звучит аудиозапись.
- Видите, поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и у любого другого времени года, каждый месяц и даже каждый день неповторим.
Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Давайте послушаем одно стихотворение о весне. Вслед за весной придет долгожданное лето. А чем вы ребята, занимаетесь летом? (ответы уч-ся)
- Да, летом мы ходим в лес за ягодами, грибами, лечебными травами и.т.д.
2. Разговор о лесе.
(Учитель произносит слова на фоне записи лесного шума)
- Лес. Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, деревья-великаны, никогда не смолкающий лесной шум.
В произведениях русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Давайте обратимся к нашей выставке репродукций картин И.И.Шишкина “Сосновый лес”, “Лесные дали”, “Деревья”.
- Вам нравятся эти картины? Чем они вам нравятся? (обсуждение, анализ репродукций, ответы уч-ся)
-Художник очень четко подобрал краски для изображения леса. Ведь И.И.Шишкина называли певцом леса.
“Лес шумит”- так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. “Русский лес”- название романа Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы… Как вы думаете, почему лес так часто становится героем произведений искусства? (подвожу детей к следующим вариантам ответа: с ним связана судьба нашего народа, строились избы, лес давал тепло, пищу, пушнину, в годы войны лес оберегал партизан и т.д.)
- Правильно, но это еще не все. Человек получал и получает от леса чистоту воздуха, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.
3. Работа над стихотворением И.С.Никитина “Лес”.
- А теперь мы с вами посмотрим, какой открывается нам красота русского леса в стихотворении поэта середины XIX века Ивана Савича Никитина (зачитывается стихотворение)
- Описать и увидеть лес можно по-разному: глазами охотника, выслеживающего зверя, человека, который пришел отыскать редкое дерево или цветок. Что можно сказать об авторе этого стихотворения?
- Поэт относится к лесу как к кому? (к другу)
- Докажем это строчками стихотворения.
- Вслушаемся в звучание первых двух строк. Какие звуки чаще всего повторяются? (Ш, С, З)
- Что они нам напоминают?
- Эти звуки в самом начале создают звуковую картину, вызывают в памяти таинственный шум леса.
- А нет ли строк, доказывающих любовь поэта к лесу? (“как я любил”, “как что-то близкое, родное”)
- Обратим внимание на слово величавый, то есть гордый, спокойный, могучий. Можно ли сказать, что автор относится к лесу не только с любовью, но и с уважением, гордостью, как к старшему сильному другу.
- А сейчас перечитаем выразительно первую часть, чтобы передать эти чувства.
- Обратимся ко второй части стихотворения. В какую пору описан в ней лес?
- Поэт обращается к лесу со словами: “ Краса угрюмая природы”. Может быть, изменилось его отношение к лесу-другу? Нет, определение только помогает представить лес во время сильной грозы: темное, как будто нахмуренное небо, грозный шум могучих деревьев. Но и в это время лес красив суровой, гордой красотой. Какой глагол употребляет автор, чтобы показать,что лес борется, не смиряется со стихией? (спорил).
- Перечитаем строфу, чтобы передать восхищение угрюмой силой богатыря-леса, борющегося со “страшной непогодой”.
Обратимся к третьей части стихотворения. В какой момент описывает автор лес? Как вы объясните слово “пурпур”, “пурпурный”?
- Посмотрите на репродукцию картины художника Н.М.Ромадина “Последний луч”. Она поможет вам понять строфу. Найдите общие детали в этой картине и строфе поэта:
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
- Четыре последние строчки стихотворения почти совпадают с картиной по смыслу. И поэт, и художник нашли общие детали для описания леса на закате; один красками, другой словами нарисовали картину, заставившую нас восхищаться могучей и таинственной красотой.
- Стихи русских поэтов учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо. Но открывается, как чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому, внимательному.
4. Наше отношение к природе.
- Стихотворение Никитина еще раз позволило нам увидеть, как прекрасен и могуч русский лес. Не удивительно, что поэт пишет о нем с восхищением и гордостью. А всегда ли таким является наше отношение к природе? Вспомним, когда мы говорим о лесе, как часто мы употребляем глагол “дал”, “дает”: лес дает красоту, защиту, радость. Мы привыкли потреблять, пользоваться дарами природы. Но нельзя только брать, ничего не давая взамен. И мы уже чувствуем последствия такого потребительского отношения к лесу. Попробуйте привести примеры этих последствий (Приводя примеры, учащиеся должны прийти к выводу, что происходит загрязнения воздуха и водоемов, исчезли и находятся на грани вымирания многие виды животных и т.д.)
Мы с вами любим лес, понимаем его красоту, негодуем по поводу его разорения. Правда? Но нет ли примеров, когда мы своими руками наносим вред лесу? (Уч-ся приводят примеры: непогашенный костер, брошенная спичка, остатки пищи и мусора после похода в лес)
Просмотр видеозаписи:
Учитель: А разве угроза некоторым животным и растениям, например, ландышу, можжевельнику, возникла не оттого, что мы сами срываем, уничтожаем красоту, богатство, гордость? Мы все обязаны бороться с разрушением природы, делать все возможное для её защиты, чтобы, спустя десятилетия, можно было с таким же восхищением и гордостью обратиться к нашему зеленому другу словами поэта:
“Шуми, шуми, зеленый лес”.
5. Домашнее задание.
- Выразительное чтение стихотворения Никитина “Зеленый лес”.
- Нарисовать лес.