Урок литературы в 5-м классе на тему "Роль пейзажа в "Донских рассказах" М.А.Шолохова" (по рассказу "Жеребенок")

Разделы: Литература


Цель: помочь учащимся увидеть красоту родного края, воспринимать литературу донского края как составную часть мировой литературы.

Задачи:

Для учителя:

– показать роль пейзажа в рассказе М.А.Шолохова;
– развивать способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и художественно воплощенных в ней явлений жизни;
– воспитывать высокий эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию учащихся.

Для учащихся:

  • Знать:
    – функцию пейзажа в рассказе “Жеребенок”;
    – авторскую позицию в оценке гражданской войны на Дону.
  • Уметь:
    – определять художественные средства языка, создающие пейзажные зарисовки;
    – выделять детали пейзажа, свойственные Донскому краю;

Структура урока:

  1. Целеполагание.
  2. Сообщение учащихся о роли пейзажа в литературе.
  3. Учитель о функциях пейзажа в творчестве М.А.Шолохова.
  4. Коллективная работа. Определение роли пейзажа в рассказе Шолохова “Жеребенок”.
  5. Групповая работа. Выявление пейзажных зарисовок в рассказе.
  6. Устное рисование.
  7. Рефлексия.
  8. Выставление отметок.
  9. Домашнее задание.

Учебная деятельность учащихся:

– индивидуальное сообщение о роли пейзажа в литературе;
– выборочное чтение и анализ пейзажных зарисовок;
– запись в тетрадях основных выводов урока.

Тип урока – комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, творческий, метод сотрудничества.

Форма урока: индивидуально-групповая, коллективная.

Оборудование: портрет М.А.Шолохова, иллюстрации учащихся к рассказу, текст рассказа.

На доске: эпиграф к уроку:

“Моя Родина, моя родная земля, мое отечество,
В жизни нет горячее, глубже и священнее
Чувства, чем любовь к тебе…”
М.А.Шолохов

Из словаря русских донских говоров незнакомые учащимся слова:

  • Трюпком поехал – мелкой рысью, рысцой;
  • Яр – глубокий заросший овраг;
  • Комяга – баржа или соединение барж для парома;
  • Каюк – небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева;
  • Коловерть – водоворот.

Ход урока

1. Целеполагание.

Тема нашего урока “Роль пейзажа в “Донских рассказах” М.А.Шолохова. Мы должны определить роль пейзажа, создаваемого автором, определить его художественную функцию. Начнем с того, что вспомним, что такое пейзаж и какова его роль в литературе.

2. Определение пейзажа, пейзаж в рассказе К.Паустовского “Теплый хлеб”.

3. Слово учителя. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Тонко и проникновенно во всей живой и трепетной достоверности изображает М.А.Шолохов родную природу в своих произведениях. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то, оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами. Какова же роль пейзажа в рассказе М.А.Шолохова “Жеребенок”, мы выясним в ходе нашего урока.

4. В “Донских рассказах” Шолохов стремился изобразить гражданскую войну, ее последствия, как для судьбы Дона, так и для судьбы России в целом. Обратимся к рассказу “Жеребенок”, написанном в 1926 году и проследим за позицией автора в раскрытии темы гражданской войны через пейзажные зарисовки.
– Когда происходит действие рассказа? В какое время для страны? Что помогло определить, докажите текстом.
– Как называется художественный прием?
Какова тональность данного пейзажа? Какими языковыми средствами создается? (уч-ся находят эпитеты, метафоры)
– Какую роль, функцию играет пейзаж? (записи в тетрадях)

Вывод учащихся. Рассказ начинается с описания рождения нового живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного. Первое чувство, которое испытывает новорожденный – ужас. Крохотный огонек жизни сопротивляется безумию войны. Но материнская любовь оказывается сильнее ужаса войны.
“Рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и незбывную сладость материнской ласки”. Материнская любовь сильнее разрушения и смерти.

5. Групповая работа. У каждой группы есть уже выбранные пейзажные зарисовки из рассказа. Ваша задача определить их роль, функцию в тексте.
Обратите внимание на незнакомые слова, их значение я взяла из “Словаря донских говоров”. Эти слова встречаются в рассказе.
(Каждая группа представляет отрывок, говорит о роли их пейзажа. Уч-ся делают записи в тетрадях.)

1-й отрывок: “Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери. Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле. Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка – рыжую Трофимову кобылицу – вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче.
В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на шелковистом багрянце мака звенели пчелы…”
2-й отрывок: “Солнце еще не всходило. На траве розовела роса. Луг, истоптанный сапогами пехоты, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки...”
3-й отрывок: “Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло запахом цветущего краснотала, землей попахивало, трудом, позабытым в неуемном пожаре войны...”
4-й отрывок: “Небо, лес, песок – все ярко-зеленое, призрачное... Последнее чудовищное усилие – и ноги Трофима скребут землю. Волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка, всхлипывая, блевал зеленой водой, шарил по песку руками...
В лесу гудели голоса переплывших эскадронцев, где-то за косою дребезжали орудийные выстрелы. Рыжая кобыла стояла возле Трофима, отряхаясь и облизывая жеребенка. С обвислого хвоста ее падала, втыкаясь в песок, радужная струйка...
Качаясь, встал Трофим на ноги, прошел два шага по песку и, подпрыгнув, упал на бок. Словно горячий укол пронизал грудь; падая, услышал выстрел. Одинокий выстрел в спину – с правого берега. На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу, а на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью.”

6. Итак, мы увидели пейзажные зарисовки в рассказе Шолохова, определили их функцию. Пейзаж также может быть представлен и в рисунках. Вы дома подготовили рисунки. Какие у вас получились пейзажные зарисовки? Что общего с писателем? Попробуйте, глядя на свои произведения искусства, дать описание природы (устное рисование).

7. А теперь давайте подведем итоги. Обращаясь к своим записям, ответьте на вопрос: Какова же роль пейзажа в рассказе “Жеребенок”?
(После слов уч-ся – вывод учителя).

8. Рефлексия. Над чем заставляет задуматься рассказ М.А.Шолохова?

9. Выставление отметок.

10. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра “Над чем заставляет задуматься рассказ “Жеребенок”?

Приложение