Цель: помочь учащимся увидеть красоту родного края, воспринимать литературу донского края как составную часть мировой литературы.
Задачи:
Для учителя:
– показать роль пейзажа в рассказе М.А.Шолохова;
– развивать способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и художественно воплощенных в ней явлений жизни;
– воспитывать высокий эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию учащихся.
Для учащихся:
- Знать:
– функцию пейзажа в рассказе “Жеребенок”;
– авторскую позицию в оценке гражданской войны на Дону. - Уметь:
– определять художественные средства языка, создающие пейзажные зарисовки;
– выделять детали пейзажа, свойственные Донскому краю;
Структура урока:
- Целеполагание.
- Сообщение учащихся о роли пейзажа в литературе.
- Учитель о функциях пейзажа в творчестве М.А.Шолохова.
- Коллективная работа. Определение роли пейзажа в рассказе Шолохова “Жеребенок”.
- Групповая работа. Выявление пейзажных зарисовок в рассказе.
- Устное рисование.
- Рефлексия.
- Выставление отметок.
- Домашнее задание.
Учебная деятельность учащихся:
– индивидуальное сообщение о роли пейзажа в литературе;
– выборочное чтение и анализ пейзажных зарисовок;
– запись в тетрадях основных выводов урока.
Тип урока – комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, творческий, метод сотрудничества.
Форма урока: индивидуально-групповая, коллективная.
Оборудование: портрет М.А.Шолохова, иллюстрации учащихся к рассказу, текст рассказа.
На доске: эпиграф к уроку:
“Моя Родина, моя родная земля, мое отечество,
В жизни нет горячее, глубже и священнее
Чувства, чем любовь к тебе…”
М.А.Шолохов
Из словаря русских донских говоров незнакомые учащимся слова:
- Трюпком поехал – мелкой рысью, рысцой;
- Яр – глубокий заросший овраг;
- Комяга – баржа или соединение барж для парома;
- Каюк – небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева;
- Коловерть – водоворот.
Ход урока
1. Целеполагание.
Тема нашего урока “Роль пейзажа в “Донских рассказах” М.А.Шолохова. Мы должны определить роль пейзажа, создаваемого автором, определить его художественную функцию. Начнем с того, что вспомним, что такое пейзаж и какова его роль в литературе.
2. Определение пейзажа, пейзаж в рассказе К.Паустовского “Теплый хлеб”.
3. Слово учителя. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Тонко и проникновенно во всей живой и трепетной достоверности изображает М.А.Шолохов родную природу в своих произведениях. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то, оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами. Какова же роль пейзажа в рассказе М.А.Шолохова “Жеребенок”, мы выясним в ходе нашего урока.
4. В “Донских рассказах” Шолохов стремился изобразить гражданскую
войну, ее последствия, как для судьбы Дона, так и для судьбы России в целом.
Обратимся к рассказу “Жеребенок”, написанном в 1926 году и проследим за позицией
автора в раскрытии темы гражданской войны через пейзажные зарисовки.
– Когда происходит действие рассказа? В какое время для страны? Что помогло
определить, докажите текстом.
– Как называется художественный прием?
Какова тональность данного пейзажа? Какими языковыми средствами создается?
(уч-ся находят эпитеты, метафоры)
– Какую роль, функцию играет пейзаж? (записи в тетрадях)
Вывод учащихся. Рассказ начинается с описания рождения нового живого
существа, хрупкого, нежного, беззащитного. Первое чувство, которое испытывает
новорожденный – ужас. Крохотный огонек жизни сопротивляется безумию войны. Но
материнская любовь оказывается сильнее ужаса войны.
“Рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени
матери, впервые ощутил полноту жизни и незбывную сладость материнской ласки”.
Материнская любовь сильнее разрушения и смерти.
5. Групповая работа. У каждой группы есть уже выбранные пейзажные
зарисовки из рассказа. Ваша задача определить их роль, функцию в тексте.
Обратите внимание на незнакомые слова, их значение я взяла из “Словаря донских
говоров”. Эти слова встречаются в рассказе.
(Каждая группа представляет отрывок, говорит о роли их пейзажа. Уч-ся делают
записи в тетрадях.)
1-й отрывок: “Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной
изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он
из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек
шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери.
Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле. Вонючий град картечи с
цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил
мать жеребенка – рыжую Трофимову кобылицу – вскочить на ноги и снова с коротким
ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче.
В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по
причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью
лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты
слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким
осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на
шелковистом багрянце мака звенели пчелы…”
2-й отрывок: “Солнце еще не всходило. На траве розовела роса. Луг,
истоптанный сапогами пехоты, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое
горем лицо девушки...”
3-й отрывок: “Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло
запахом цветущего краснотала, землей попахивало, трудом, позабытым в неуемном
пожаре войны...”
4-й отрывок: “Небо, лес, песок – все ярко-зеленое, призрачное...
Последнее чудовищное усилие – и ноги Трофима скребут землю. Волоком вытянул на
песок ослизлое тельце жеребенка, всхлипывая, блевал зеленой водой, шарил по
песку руками...
В лесу гудели голоса переплывших эскадронцев, где-то за косою дребезжали
орудийные выстрелы. Рыжая кобыла стояла возле Трофима, отряхаясь и облизывая
жеребенка. С обвислого хвоста ее падала, втыкаясь в песок, радужная струйка...
Качаясь, встал Трофим на ноги, прошел два шага по песку и, подпрыгнув, упал на
бок. Словно горячий укол пронизал грудь; падая, услышал выстрел. Одинокий
выстрел в спину – с правого берега. На правом берегу офицер в изорванной
парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся
гильзу, а на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие
посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью.”
6. Итак, мы увидели пейзажные зарисовки в рассказе Шолохова, определили их функцию. Пейзаж также может быть представлен и в рисунках. Вы дома подготовили рисунки. Какие у вас получились пейзажные зарисовки? Что общего с писателем? Попробуйте, глядя на свои произведения искусства, дать описание природы (устное рисование).
7. А теперь давайте подведем итоги. Обращаясь к своим записям,
ответьте на вопрос: Какова же роль пейзажа в рассказе “Жеребенок”?
(После слов уч-ся – вывод учителя).
8. Рефлексия. Над чем заставляет задуматься рассказ М.А.Шолохова?
9. Выставление отметок.
10. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра “Над чем заставляет задуматься рассказ “Жеребенок”?