Шемякина Елена Викторовна

Елена Викторовна Шемякина

Место работы:
МБОУ Кагальницкая средняя общеобразовательная школа №1, Ростовская область
Должность:
учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора

  • Литературно-музыкальная гостиная "Казачьи посиделки" 2017

    Внеклассное мероприятие поможет школьникам сформировать представление о народных донских традициях и обычаях, расширить кругозор учащихся, приобщить к народным традициям, обрядовым праздникам. Важно и во внеурочной деятельности развивать творческие способности детей на примере казачьего фольклора, совершенствовать чувство патриотизма по отношению к родному краю; культуру исполнения обычаев донского казачества.

  • Нравственно-эстетические ценности стихов С.Королева как основа нравственного воспитания учащихся 2016

    Изучение донской культуры невозможно без приобщения к своим собственным корням. Именно таким культурным наследием я считаю творчество нашего земляка, поэта Сергея Королёва. Стихи С.Королёва невозможно читать без волнения. Они завлекают, затягивают в глубину, заставляют сопереживать автору и очищать сердце. Поражает требовательность к слову поэта, точность в поиске образов и интонаций, беспощадность к отбору стихов. Единая канва его поэзии - это любовь к жизни, восторженная, всеобъемлющая.

  • Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе (опыт работы МБОУ Кагальницкой СОШ № 1) 2015

    Цель внеурочной деятельности: достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей. В статье раскрываются основные принципы внеурочной деятельности в школе.

  • Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка 2014

    Автор в статье показывает на примере различных заданий в уроке русского языка, как формируются УУД, какие должны быть условия и средства формирования, средства реализации, диагностический инструментарий. Важной задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", способность личности к саморазвитию.

  • Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе 2013

    В статье автор приводит критерии результативности урока при системно-деятельностном подходе и показатели эффективности урока. Материал служит теоретической базой для учителей, которые начали работать по ФГОС в основной школе.

  • Обучение русскому языку в проектной и исследовательской деятельности учащихся 2012

    Проектно-исследовательская деятельность предполагает собственное исследование, выделение целей, планирование его хода, определение ожидаемых результатов, необходимых ресурсов, оценка реализуемости исследования. Автор статьи подчеркивает, что основная задача педагога при работе над проектом ‒ дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

  • Научно-практическая конференция по русскому языку к 100-летию С.И. Ожегова 2011

    Форму научно-практической конференции во внеклассной работе по русскому языку и литературе применяю в своей работе часто. Применение информационно-коммуникационных педагогических технологий при обучении русскому языку и литературе дает большие перспективы.

  • Урок литературы в 5-м классе на тему "Роль пейзажа в "Донских рассказах" М.А.Шолохова" (по рассказу "Жеребенок") 2010

    Урок проводится в рамках регионального компонента синхронно рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема пейзажа уже изучена на примере рассказа К.Г. Паустовского. Анализ пейзажных зарисовок на примере рассказа М.А. Шолохова "Жеребенок" у учащихся не вызывает затруднений.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • "Голубая фея" — Лидия Чарская

    Имя Лидии Алексеевны Чарской сегодня мало кому известно. А было время, когда оно пользовалось большой популярностью в России. Книги Чарской в красивых красных и синих переплетах, прекрасно иллюстрированные, издавались большими тиражами и тут же расходились, завоевывая новых и новых читателей. Автор работы рассказывает о жизни и творчестве детской писательницы XX века Лидии Алексеевны Чарской.

  • Поэтика цикла очерков А.П. Чехова "Остров Сахалин"

    В работе автор изучает проблематику и анализ поэтики цикла очерков А.П. Чехова "Остров Сахалин", исследует сюжетно-композиционную организацию произведения, а также его жанровое своеобразие.

  • Тема избранности судьбы поэта в лирике Бориса Пастернака

    В проекте автор исследует биографию поэта, анализирует его стихотворения. Исследование ярко и широко показывает, через какие испытания нужно пройти каждому поэту, чтобы избрать свою судьбу.

  • Вера Панова. Творчество и судьба

    В проекте представлены исследования литературной судьбы писательницы Веры Пановой. За её книгами скрывается напряжённый ритм развития советской литературы. За каждой книгой — пути прожитой эпохи, годы поисков, упорного труда. Вера Панова — культовый литератор, по её киносценариям снимались картины. Жизнь в её произведениях узнаваема, люди реальны и по характерам, и по событиям.

  • История одной медали

    Ушла в историю афганская война. Никем и никому не объявленная, она оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная война. Тогда, в 1979 г., родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли. В проекте автор представляет историю одного солдата-афганца, похожую на судьбы тысяч солдат и офицеров, прошедших Афганистан, честно и до конца выполнивших свой воинский долг.

  • Символы в драматургии А.П. Чехова

    В проекте представлены основные концепции понятия "символ", выявлены образы-символы, характерные для драматургии А.П. Чехова. Ученица исследует драмы "Иванов", "Три сестры", "Вишнёвый сад".

  • Творчество Льва Николаевича Толстого для детей

    В проекте автор исследует жизнь и творчество писателя Л.Н. Толстого. Книги для детей, написанные писателем, и сегодня не теряют своей значимости, потому что учат добру, справедливости, милосердию. Его басни несут в себе глубокий нравственный смысл, пробуждают в людях важные человеческие качества. В ходе работы над проектом автор попыталась ответить на главный вопрос: как один и тот же человек мог писать такие серьезные романы, как «Война и мир», «Анна Каренина» для взрослых, и в то же время сказки, рассказы, басни для детей.

  • "Многоэтажная планета" Натальи Сухановой

    В проекте автор исследует биографию писательницы Натальи Сухановой. Широко показано раннее творчество, которое поражает мягким лирическим повествованием. По мнению литературоведов, Наталья Суханова вошла в советскую литературу как "оригинальный прозаик с тонким художественным чутьём и вкусом, высокой культурой письма".

  • История русской матрёшки

    Одни историки утверждают, что имя "матрёшка" произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, другие - что это название от женского имени Матрёна, Матрёша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название "матрёшка" связано с именем индуистской богини-матери Матри. Лаконичный образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук и др. Наш проект направлен на изучение роли матрёшки в русской культуре.

  • Детство, опалённое войной

    Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна смогла победить в войне. Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале. Сейчас дети войны уже стали бабушками и дедушками. Часто у них не самый лучший характер. Но их надо уважать и помнить. В этом проекте я хочу рассказать о Тамаре Ивановне Ткаченко, жительнице нашей станицы Кагальницкой.

  • Виртуальное путешествие в музей М.А. Шолохова

    Шолоховский край и сегодня служит живой иллюстрацией книг Шолохова, продолжает жить и рождает новые сюжеты. Места, связанные с событиями, описанными в "Донских рассказах", "Тихом Доне", "Поднятой целине", входят в зону охраняемого ландшафта музея-заповедника. Здесь расположены шесть памятников природы: дуб-великан, Антиповский бор, Шолоховские озёра, урочища Островное, Паники, Ольшаники. Флора и фауна очень разнообразны.

  • Пионеры-герои в произведениях А.Агафонова

    Аркадий Фёдорович Агафонов – известный донской писатель, журналист, критик. Он много сделал для города Ростова-на-Дону в рамках увековечения памяти участников Великой Отечественной войны, особенно юных героев. Их именами названы улицы города. О Вите Черевичкине, Саше Чебанове, Эдике Жмайлове написана трилогия. Эта работа о реальных событиях и отражении их в произведениях А.Агафонова.Эти книги помогают стать участниками и свидетелями событий Великой Отечественной войны в Ростове-на-Дону.

  • Языковые особенности рекламы

    Цель работы - дать представление о законах рекламных текстов, исследовать языковые особенности рекламы, влияние ее на школьников. Текст рекламного послания, как и любой текст делового стиля, должен быть информативным и убедительным.