Урок литературы в 5-м классе "Поэтический мир природы" (по творчеству И.С. Никитина)

Разделы: Литература


Цели:

  • развитие навыков анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания на примере творчества И.С.Никитина;
  • воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого отношения к природе, стремления понять и любить окружающую человека красоту, беречь ее.

Ход урока

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно.

Н. Рыленков.

(Чтение учителем под музыку стихотворения М. Агашиной)

Отшумел весенний летний ливень,
Никому не причинивший зла,
Человек становится красивей,
Если видит: вишня зацвела.
Вдруг ему становится дороже
Все родное, близкое навек.
Человек без этого не может.
Так уж он устроен, человек.
Вьются пчелы над петуньей синей,
Голубь набирает высоту.
Человек становится красивей,
Если рядом видит красоту.

Давайте и мы с вами попробуем немного осмотреться вокруг нас, заглянуть в окружающий мир природы, чтобы хоть немного почувствовать ее красоту и прелесть, и, может быть, самим стать чуточку красивее.

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете? Т.е. сегодня мы будем учиться “всматриваться” и “вслушиваться”.

А поможет нам сделать этот шаг в мир природы наша поэзия. Поэтому тема нашего урока: Поэтический мир природы.

Как вы знаете, поэтическое слово – это не просто слово, а целый образ. Подобрать наиболее выразительное слово очень непросто. Давайте немного потренируемся в этом.

(На экране стихотворение И.Никитина “Тихо ночь ложится”. Текст с пропусками.)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
…………озер.
Над ……степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес ………стоит;
Светлые заливы
В камышах блестят,
…………нивы
На полях стоят;
Небо голубое
……..глядит,
И село большое
Беззаботно спит.

Злой волшебник тайно унес из стихотворения поэта очень важные слова. И стихотворение рассыпалось, перестало быть художественным произведением. Нам необходимо найти эти слова и поставить их на место. Тот, кто сделает интересное предложение, получает 1 балл (по рядам), а кому удастся найти слово, взятое из стихотворения – 2 балла.

Не забывайте, что слово должно соответствовать не только оригиналу, но и ритму (по количеству слогов).

Ребята предлагают свои варианты, многие из них очень оригинальные.

  1. Какое слово поможет нам найти нужный образ? (глядится) - в зеркала (озер).
  2. Найдите звуковой образ степи - над глухою (степью).
  3. густой (лес).
  4. Как ведет себя природа в данный момент? - Неподвижно.
  5. Как может глядеть голубое небо на беззаботно спящее село? - весело (глядит).

Итак, мы сделали свой первый шаг в поэтический мир природы. Кто нам помог в этом? И.С. Никитин. Давайте познакомимся с еще одним его стихотворением. “Утро” (учебник под ред. В. Я.Коровиной, срт.246)

Чтение стихотворения учителем.

Попробуйте закрыть глаза и представить себе ту картину, которую автор изобразил в своем стихотворении (в этот момент можно добавить эффект запаха при помощи парфюмерных средств).

Ваше первое впечатление о стихотворении?

Какие картины вы нарисовали себе в своем воображении?

На доске несколько иллюстраций. Есть ли среди них та, что соответствует вашему воображению? Если да, то в чем?

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Найдите в тексте слова или образы, которые подчеркивают это настроение.

О чем это стихотворение? Как вы поняли, что о природе? О ее красоте и богатстве?

Выделите слова, в которых представлен мир природы. Какие это части речи? – существительные.

Какими средствами поэт добивается художественности?

Найдите в тексте эпитеты.

(Зеркальная вода, чуткий камыш, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки).

Все-таки их сравнительно мало для такого текста. Находится ли мир, который изобразил поэт, в состоянии покоя? Что помогает оживить природу? Найдите олицетворение в тексте.

Обратите внимание, сколько строк в стихотворении? Какие глаголы входят в рифму? Это еще раз доказывает, что И. Никитин придает глаголам не последнее значение, добиваясь того, чтобы природа ожила.

Давайте еще раз вспомним, какова тема стихотворения.

А теперь прочитаем последнюю строфу. Кто главное действующее лицо? Каков второй план стихотворения?

Что хотел сказать этими строками автор? Какова идея стихотворения? (“не болит душа”)

Видите, как важно “всматриваться” в строки, ведь всего одна фраза помогла нам раскрыть идею стихотворения. А сначала мы ее и не приметили. Что нужно, чтобы понять спрятанный от нас смысл? (быть внимательным и чутким)

Давайте попробуем выразительно прочитать это стихотворение.

Что было бы, если бы я прочитала его скороговоркой, не вдумываясь в слова? Захотели бы вы его запомнить? А хорошие стихи всегда запоминаются сами собой. Их хочется повторять снова и снова. Но сначала надо понять, о чем стихотворение, почувствовать его, чтобы передать его настроение и красоту другим, чтобы и другие услышали его музыку. Важно, чтобы стихотворение, как музыка, “зазвучало”.

Поэтому, во-первых, надо решить, что именно вы стремитесь передать, какие чувства.

Во-вторых, расставить логические ударения и паузы. Помните, интонация помогает понять смысл сказанного.

В-третьих, определить темы вашего чтения.

Сначала чтение про себя. Затем 2-3 человека читают вслух.

Кому из читающих лучше удалось передать настроение стихотворения?

Задание.

У каждого поэта свой стиль, своя интонация, свои образы. Мы всегда слышим голос поэта как бы внутренним слухом.

Перед вами два стихотворения. Одно из них – И.С.Никитина. Постарайтесь понять, какое именно принадлежит перу поэта. Нет ли в нем образов, которые повторяются в знакомых нам стихотворениях? Может быть, мелодика стиха вам что-то подсказала?

Итоги урока. Оценки.

Каковы ваши впечатления от общения с поэтическим миром природы?

Что же мы познали сегодня на уроке? Помните, что только чуткое отношение к каждой стороне стихотворения позволит познать его смысл.

Какой же урок дает нам природа? К природе надо относиться чутко и бережно. И тогда она откроет нам свои тайны.

Стихотворение А.Гольда “Лесные уроки” (Литература тюменского края, с.278)

Приложение

Домашнее задание: Может кто-то из вас попробует передать свои мысли у чувства через поэзию. Пусть это будут ваши первые поэтические шаги в мир природы.