Цели:
- развивать связную речь учащихся;
- воспитывать чувство прекрасного; развивать художественное воображение.
Форма урока: интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка).
Оформление:
- cтенд ''Зимние пейзажи'' (репродукции картин, рисунки учащихся, фотоэтюды);
- музыкальное сопровождение П.И.Чайковского ''Времена года''.
Словарная работа:
- пейзаж - в искусстве: изображение природы
Эпиграф:
Любовь к родной земле есть неотъемлемая часть того чувства, которое мы называем любовью к Родине. (Паустовский К.Г.).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (на фоне слайда №1)
На дворе декабрь: Зима полноправно вступает в свои права. К сожалению, она не балует нас пока снежными деньками, но легкий морозец успел уже пощипать щеки.
Наш сегодняшний урок я назвала ''Причуды матушки-зимы''. Давайте помечтаем, перенесемся в чарующий зимний пейзаж; вместе с поэтами, художниками, композиторами перелистаем страницы зимнего календаря.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то благодарность эта выпала бы на долю многих поэтов, художников, композиторов.
Дни и ночи сменяются на земле и уходят, полные своей мимолетной прелести. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то теплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега.
Мы забываем о многом, о чем нельзя забывать. Мастера слова, звуков и красок в своих произведениях как бы перелистывают назад календарь природы и возвращают нас к содержанию каждого прожитого дня.
Видеть и слышать в привычных явлениях нечто удивительное - таково свойство настоящих художников. Великая их любовь к природе родилась из любви к человеку.
(На фоне слайда №2) Итак, в путь. Но а какое же мероприятие без самой Зимы? Давайте вместе ее позовем. (Входит девушка в зимнем наряде).
II. Учитель:
Здравствуй, гостья - зима !
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
III. Зима:
Здравствуйте, ребята!
Я - зимушка - зима.
Сегодня в гости к вам пришла,
Сугробы и морозы
В подарок принесла
Я к вам пришла из сказки зимней,
Я вся из снега, серебра.
Мои друзья метель и иней,
Я всех люблю, ко всем добра.
Улыбки и смех вам счастливый дарю,
И скучно не будет вам в пору мою.
Не пугайтесь морозов,
Не бойтесь снегов,
Ведь радовать вас -
Мой обычай таков.
- Ребята, я знаю, что зима - любимое время года многих из вас, и у нее есть свои отличительные приметы. Если, сажем, у весны - это дождь, ветер, у лета - солнце, у осени - лист. А у зимы какие приметы? (учащиеся называют приметы зимы).
- А какие пословицы знаете о зиме? (учащиеся называют пословицы о зиме).(После ответов учащихся открывается слайд №3)
- Я вижу, вы хорошо подготовились к моей встрече. Позвольте остаться на вашем празднике.
IV. Начало зимы (Демонстрация слайда №4) На его фоне чтение учащимся стихотворения И.С.Никитина ''Встреча зимы''.
(Демонстрация слайда №5) На его фоне чтение учащимся стихотворения А.С.Пушкина ''Вот север, тучи нагоняя''.
Учитель:
- Ребята, а запомнился ли вам тот день. когда вы увидели первый снег? Какие чувства вызвал он у вас? (Ответы учащихся).
- А теперь давайте еще раз посмотрим на картину А.А.Пластова ''Первый снег''. Как художник, на ваш взгляд, передал свое проникновенное чувство? (Ответы учащихся)
- Как вы думаете, почему картина носит такое название? (Ответы учащихся).
- Чем понравилась эта картина? (Ответы учащихся).
(Чтение учащимся стихотворения К.Д.Бальмонта ''Снежинка'').
- Ребята, вы прослушали это стихотворение. Назовите средства художественной выразительности, помогающая поэту создать образ снежинки? (Учащиеся называют эпитеты из стихотворения, вспоминают лексическое значение слово ''эпитет'').
- Действительно, покоряет музыкальность этого стиха. Не случайно один из поэтов заметил: ''Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну''.
- А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну и поражаетесь увиденной картине.
V. Разгар зимы (Демонстрация слайда №6). На его фоне чтение учащимися стихотворений А.С.Пушкина ''Зимнее утро'' и С.А.Есенина ''Поет зима - аукает''.
(Демонстрация слайда №7). На его фоне чтение учащимся стихотворения С.А.Есенина ''Береза''.
(Демонстрация слайда №8). На его фоне чтение учащимися стихотворений С.А.Есенина ''Пороша'' и А.С.Пушкина ''Зимняя дорога''
(Демонстрация слайда №9). На его фоне чтение учащимся стихотворения А.С.Пушкина ''Зимний вечер''.
VI. Зима:
- Какая же зима без праздников и веселых забав? Назовите зимние праздники? (Учащиеся называют).
VII.Учитель:
- К сожалению, все когда-нибудь заканчивается, так и на смену январю приходит последний зимний месяц - Февраль.
VIII. Конец зимы (Демонстрация слайда №10). На его фоне чтение учащимся стихотворения Ф.И.Тютчева ''Зима недаром злится''.
(Демонстрация слайда №11). На его фоне слова учителя :
- Мы прослушали стихотворения русских поэтов 19-20 века о зиме. Какие средства выразительности помогли передать чувства, настроение поэтов при описании зимы ? Какова их роль? (Ответы учащихся).
IX. (Демонстрация слайда №12). На его фоне чтение учащимися сочинений на темы:
- ''За что я люблю зиму? ''
- ''Зимние забавы''.
X. Заключительное слово учителя:
- Мы глубоко благодарны поэтам, художникам, композиторам за радость открытия прекрасного, за то, что они заставляют сильнее биться наши сердца.
XI. Песня из ''Простоквашино'' ''Кабы не было зимы...''.