Урок литературы в 5-м классе "Причуды матушки-зимы" (Зима в изображении поэтов, художников, композиторов)

Разделы: Литература


Цели:

  • развивать связную речь учащихся;
  • воспитывать чувство прекрасного; развивать художественное воображение.

Форма урока: интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка).

Оформление:

  • cтенд ''Зимние пейзажи'' (репродукции картин, рисунки учащихся, фотоэтюды);
  • музыкальное сопровождение П.И.Чайковского ''Времена года''.

Словарная работа:

  • пейзаж - в искусстве: изображение природы

Эпиграф:

Любовь к родной земле есть неотъемлемая часть того чувства, которое мы называем любовью к Родине. (Паустовский К.Г.).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (на фоне слайда №1)

На дворе декабрь: Зима полноправно вступает в свои права. К сожалению, она не балует нас пока снежными деньками, но легкий морозец успел уже пощипать щеки.

Наш сегодняшний урок я назвала ''Причуды матушки-зимы''. Давайте помечтаем, перенесемся в чарующий зимний пейзаж; вместе с поэтами, художниками, композиторами перелистаем страницы зимнего календаря.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то благодарность эта выпала бы на долю многих поэтов, художников, композиторов.

Дни и ночи сменяются на земле и уходят, полные своей мимолетной прелести. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то теплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега.

Мы забываем о многом, о чем нельзя забывать. Мастера слова, звуков и красок в своих произведениях как бы перелистывают назад календарь природы и возвращают нас к содержанию каждого прожитого дня.

Видеть и слышать в привычных явлениях нечто удивительное - таково свойство настоящих художников. Великая их любовь к природе родилась из любви к человеку.

(На фоне слайда №2) Итак, в путь. Но а какое же мероприятие без самой Зимы? Давайте вместе ее позовем. (Входит девушка в зимнем наряде).

II. Учитель:

Здравствуй, гостья - зима !
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

III. Зима:

Здравствуйте, ребята!
Я - зимушка - зима.
Сегодня в гости к вам пришла,
Сугробы и морозы
В подарок принесла
Я к вам пришла из сказки зимней,
Я вся из снега, серебра.
Мои друзья метель и иней,
Я всех люблю, ко всем добра.
Улыбки и смех вам счастливый дарю,
И скучно не будет вам в пору мою.
Не пугайтесь морозов,
Не бойтесь снегов,
Ведь радовать вас -
Мой обычай таков.

- Ребята, я знаю, что зима - любимое время года многих из вас, и у нее есть свои отличительные приметы. Если, сажем, у весны - это дождь, ветер, у лета - солнце, у осени - лист. А у зимы какие приметы? (учащиеся называют приметы зимы).

- А какие пословицы знаете о зиме? (учащиеся называют пословицы о зиме).(После ответов учащихся открывается слайд №3)

- Я вижу, вы хорошо подготовились к моей встрече. Позвольте остаться на вашем празднике.

IV. Начало зимы (Демонстрация слайда №4) На его фоне чтение учащимся стихотворения И.С.Никитина ''Встреча зимы''.

(Демонстрация слайда №5) На его фоне чтение учащимся стихотворения А.С.Пушкина ''Вот север, тучи нагоняя''.

Учитель:

- Ребята, а запомнился ли вам тот день. когда вы увидели первый снег? Какие чувства вызвал он у вас? (Ответы учащихся).

- А теперь давайте еще раз посмотрим на картину А.А.Пластова ''Первый снег''. Как художник, на ваш взгляд, передал свое проникновенное чувство? (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, почему картина носит такое название? (Ответы учащихся).

- Чем понравилась эта картина? (Ответы учащихся).

(Чтение учащимся стихотворения К.Д.Бальмонта ''Снежинка'').

- Ребята, вы прослушали это стихотворение. Назовите средства художественной выразительности, помогающая поэту создать образ снежинки? (Учащиеся называют эпитеты из стихотворения, вспоминают лексическое значение слово ''эпитет'').

- Действительно, покоряет музыкальность этого стиха. Не случайно один из поэтов заметил: ''Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну''.

- А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну и поражаетесь увиденной картине.

V. Разгар зимы (Демонстрация слайда №6). На его фоне чтение учащимися стихотворений А.С.Пушкина ''Зимнее утро'' и С.А.Есенина ''Поет зима - аукает''.

(Демонстрация слайда №7). На его фоне чтение учащимся стихотворения С.А.Есенина ''Береза''.

(Демонстрация слайда №8). На его фоне чтение учащимися стихотворений С.А.Есенина ''Пороша'' и А.С.Пушкина ''Зимняя дорога''

(Демонстрация слайда №9). На его фоне чтение учащимся стихотворения А.С.Пушкина ''Зимний вечер''.

VI. Зима:

- Какая же зима без праздников и веселых забав? Назовите зимние праздники? (Учащиеся называют).

VII.Учитель:

- К сожалению, все когда-нибудь заканчивается, так и на смену январю приходит последний зимний месяц - Февраль.

VIII. Конец зимы (Демонстрация слайда №10). На его фоне чтение учащимся стихотворения Ф.И.Тютчева ''Зима недаром злится''.

(Демонстрация слайда №11). На его фоне слова учителя :

- Мы прослушали стихотворения русских поэтов 19-20 века о зиме. Какие средства выразительности помогли передать чувства, настроение поэтов при описании зимы ? Какова их роль? (Ответы учащихся).

IX. (Демонстрация слайда №12). На его фоне чтение учащимися сочинений на темы:

  • ''За что я люблю зиму? ''
  • ''Зимние забавы''.

X. Заключительное слово учителя:

- Мы глубоко благодарны поэтам, художникам, композиторам за радость открытия прекрасного, за то, что они заставляют сильнее биться наши сердца.

XI. Песня из ''Простоквашино'' ''Кабы не было зимы...''.