Цель:
- Дать учащимся понятие о фольклоре, познакомить с жанрами, видами фольклора.
- Обобщить сведения о жанрах, с которыми дети знакомились на практическом уровне, на протяжении всей своей предыдущей жизни. Расширение представлений о народном творчестве.
Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький
Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.
Ход урока.
I. Слово учителя:
Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык.
Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.
- Это устное народное творчество.
- В научной литературе его называют фольклор (на доску).
- Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.
- Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.
Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, - словесное поэтическое творчество народа.
- Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.
II. Оформление опорного конспекта
Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше.
III. Малые жанры фольклора:
- Детский фольклор - богат самыми различными видами: потешки, прибаутки, присказки, считалки, дразнилки – все они встречаются в вашей речи, и вы воспринимаете их как естественное и не думаете, что это фольклор.
- Сказки – сказка показывает, что добро прекрасно, а зло отвратительно.
Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
- Шел он долго ли, коротко ли,
* * *
Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
** *
Ни в сказке сказать, ни пером описать
Есть устойчивые выражения (добра молодца…)
г) Повествование отличается своеобразным ритмом:
- герой должен пройти три испытания,
- попадает в три царства, троекратное повторение
- дается три задания,
- произносятся три раза одни и те же слова:
“Ложись спать, утро вечера мудренее”.
3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения
а) Веками создавал народ мудрые изречения.
В них передавались главные мысли о жизни
- как дорога человеку родная земля;
- о дружбе и взаимопомощи;
- о труде;
- о чести;
- о смелости. – И вообще обо всем, с чем в жизни встречается человек.
б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом
в) У пословицы есть родная сестра – поговорка.
Они похожи друг на друга, но …
Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма.
Поговорка – часть предложения.
(Завел сказку про белого бычка)
4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь.
Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой.
(Помните: загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным).
- Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.
Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.
5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булатной на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
По-другому небылицы называют перевертышами.
6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков.
Попробуйте:
- Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Сыворотка из-под простокваши.
7. Считалки – непременные участники детских игр.
- Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать.
Главное – четкость ритма.
* * *
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Честных и добрых людей!
* * *
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!
* * *
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!
8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).
а)
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
- дразнилка
б)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки
- потешка (так потешают маленьких)
в)
Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке
По кривой дорожке.
- прибаутка (всегда с усмешкой)
г)
Божия коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба
- приговорка
д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:
Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы,
В лесу ягоды, грибы.
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!
- это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь
е)
Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко
Под оконышко!Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождем землю промочите!
- частушки
Гром, гром,
Не бей в наш дом.
А бей в колоду -
В холодную воду!Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу – Ягу
Лей по целому ведру!Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной кручи.
- колядки
д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.
II. Закрепление изученного.
1. Играем со словами!
Отгадайте:
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет (Эхо)
* * *
Красна девица, каменное сердце
* * *
Ты от нее – она за тобой,
Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)
* * *
Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее – не нашел,
Домой в ладошке принес (заноза)
Гори, солнце, ярче!
Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:
Коровка – боговка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так давай!
* * *
Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко – то лети!
Если будет дождь – то сиди!
Улитку просят:
Улита, улита,
Выпусти рога!
Дам тебе я хлеба
И кусок пирога!
Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!
Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть.
2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации
а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?
- По секрету всему свету.
- С болтунами держи язык за зубами.
- Не все мели, что знаешь.
- Видно, у нее язык без костей.
- Мельница мелит – мука будет, язык мелит – беда будет.
II часть.
Творчество родителей.
Посиделки “У самовара”