Литература
-
Урок-викторина по повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" 2010
Цели предлагаемого урока-викторины: проверить знания учащихся по изученному произведению; развивать познавательный интерес к изучению произведений классической литературы; развивать речь учащихся; формировать навыки работы в группе.
-
Урок-викторина по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2007
Предлагаемая викторина проводится с целью проверки знания обучающимися текста пьесы А.Н. Островского "Бесприданница", готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращения к какому-либо ученику. Можно поделить учащихся на 6 групп, каждая группа будет представлять одного героя.
-
Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина "Сказки водят хоровод" 2008
Представлен конспект урока-викторины по сказкам А.С. Пушкина.
-
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена "Великий сказочник Датского королевства" 2015
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена предназначена для учащихся 5-х классов. Цель урока - организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний содержания сказок Х.К.Андерсена. Викторина способствует закреплению у детей интереса к чтению, воспитывает любовь и бережное отношение к художественному слову, интерес к изучению творчества Андерсена.
-
Урок-викторина по творчеству А.С. Пушкина. 7-й класс 2003
Данный урок является заключительным в системе уроков, посвящённых творчеству А.С.Пушкина в 7-м классе, и представляет собой один из примеров нестандартного проведения урока литературы (урок-игра). Форма урока-викторины позволяет систематизировать знания учащихся, сформировать умение работать в творческой группе, выявить творческий потенциал детей, вызвать интерес к изучаемому предмету.
-
Урок-викторина по типу "Своя игра" "А.Н. Островский – основоположник русского реалистического театра". Пьесы "Гроза" и "Бесприданница" 2012
Обобщающий урок-викторина проводится по типу телевизионной игры «Своя игра». В ходе проведения занятия выявляется знание студентами текста произведений А.Н. Островского, развиваются умения видеть детали в художественном произведении с целью создания представления о пьесах и эпохе, отраженной в них.
-
Урок-встреча по рассказу К. Паустовского "Снег" 2005
Предлагаемый урок формирует навыки работы в группах, развивает рефлексию учебной деятельности и креативные способности учащихся, способствует формированию творчески мыслящей личности и вызывает интерес к изучаемому предмету.
-
Урок-встреча по теме: "Жизнь и творчество М.А. Булгакова" 2006
Урок знакомит детей с жизнью и творчеством М.А.Булгакова.
-
Урок-встреча с А.П. Чеховым, писателем-юмористом и человеком. Рассказ "Хамелеон". Анализ произведения (7-й класс) 2009
В основу урока положена технология продуктивного обучения, что помогает ребятам увидеть характеры чеховских героев, а также углубить понятия о юморе и сатире, о жанре произведения.
-
Урок-встреча с Афанасием Фетом - выдающимся поэтом-лириком, переводчиком и публицистом 2013
Цели урока: познакомиться с поэтической судьбой А.А.Фета; выделить основные темы и особенности фетовской лирики; помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние; выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек.
-
Урок-встреча с поэтом Мариной Цветаевой 2012
Цели урока: познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Марины Цветаевой; вызвать интерес к ее творчеству; дать представление о своеобразии поэтической манеры поэтессы.
-
Урок-встреча с Сергеем Есениным. Жизнь, творчество, личность поэта 2006
Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом. Есенина называли "певцом голубени", "цветком неповторимым", "беспутным гением", "Дон-Кихотом деревни и берёзы"; одни превращали его в большевистского поэта, другие – в самого яркого представителя антибольшевизма и религиозного мистика. Сразу после смерти Есенина возник нездоровый ажиотаж вокруг его имени.
-
Урок-гостиная "Осеню себя осенью" 2012
Цель урока: познакомить учащихся с малоизвестными произведениями поэтов Серебряного века, советского периода и современности в русской и алтайской литературе, сформировать понимание традиций в многонациональном литературном процессе на примерах лирических стихотворений по теме "Осень".
-
Урок-гостиная по творчеству В.Высоцкого "Голос, который продолжает жить". 10–11-й классы 2013
Высоцкий пробовал себя в разных жанрах, он искал для своих "пьес" все новые и новые краски. Дверь в его творческую лабораторию была всегда распахнута. Много песен написал Высоцкий для детских фильмов. Дети, общаясь со взрослыми, быстро распознают, кто из взрослых с ними на равных, а кто только " прикидывается ребенком". В силу своего возраста учащиеся старших классов хорошо воспринимают творчество Владимира Высоцкого.
-
Урок-детектив: "Кем убит и отчего…"(По стихотворению А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит"), 5-й класс 2005
Урок поможет развить память, внимание, формирует умение правильно оценивать речевую ситуацию и участвовать в ней. Урок по форме напоминает игру, она поможет снять эмоциональные перегрузки у учеников, создаст благоприятную атмосферу для самостоятельной исследовательской работы. Коммуникативное лидерство учителя на уроке снижено за счет самостоятельной работы учащихся и их повышенного интереса к "расследованию преступления".
-
Урок-диалог "Всем глупым счастье от безделья, всем умным горе от ума" 2015
Подумаем, кто из героев комедии умён, а кто глуп. Почему никто из героев не добивается своих целей? И если главное в комедии - проблема обретения счастья, то становиться понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. «Ум с сердцем не в ладу». Для достижения счастья мало ума и сердца, главное - привести их в состояние гармонии. Гармония - вот условие для достижения счастья.
-
Урок-диалог "Цена идеи − жить по Наполеону" (Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова) 2014
Урок-диалог «Цена идеи − жить по Наполеону» предполагает диалоги эпох, поколений, взглядов, учителя и ученика. У урока открытый финал. Учащиеся должны уйти с занятия с вопросами, которые поставили перед ними романы и ответы, на которые они должны искать в жизнени.
-
Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2007
Предлагаемый вниманию учителей урок по рассказу А.П. Чехова "Ионыч" составлен с использованием диалога. Урок-диалог дает возможность каждому ученику не думать одинаково, думать не так, как все. Данный урок может быть использован в 10-м классе как возможный вариант анализа рассказа после самостоятельного знакомства обучающихся с текстом произведения.
-
Урок-диалог по литературе в 9-м классе. Тема : "История жизни маленького человека или…?" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2008
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" составлен с использованием диалога. Урок-диалог позволяет наиболее ярко раскрыть литературный образ, что в целом помогает глубже понять замысел автора, идею произведения.
-
Урок-диалог по литературе на тему "Цена любви" (по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза") 2008
Представлен конспект урока-диалога по литературе в 8-м классе на тему "Цена любви". Это второй урок по повести, в котором показано построение учебной темы через актуализацию личного опыта детей в рамках диалога на уроках литературы, позволяя постигать отношения между людьми, обращаясь к тексту художественного произведения. Когда ученик прислушивается к себе и другим, стремится проявить свой смысл, развернуть его, понять, а учитель начинает слышать детей.
-
Урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой "Игого" 2010
Урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого» проводится в разделе литературное краеведение. Проблема поведения учащихся на переменах очень актуальна. На примере поведения героя рассказа шестиклассники рассуждают о том, как нельзя себя вести в школе на перемене, учатся смотреть на себя со стороны и контролировать свое поведение.
-
Урок-диалог по рассказу П.Проскурина "Азъ воздам, Господи" 2003
Человек в наши времена, человек и его отношение к миру, к людям, к самому себе - эти вопросы находятся сегодня в центре литературно - художественной мысли. Об этом рассказ П. Проскурина.
-
Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме " Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой "Реквием". Осознание своеобразия поэмы А.Ахматовой "Реквием" происходит путем осмысления образного строя и художественных особенностей произведения. Цель достигается через реализацию методов и приемов, актуализирующих в сознании учащихся смыслообразующую и рефлективную функции.
-
Урок-дискуссия "Вот как человек был наказан за …" 2012
Для писателя понятие "свобода" связано с понятием "правда" и "подвиг".Горький использует жанр литературной легенды, потому что он как нельзя лучше подходит для его замысла: воспеть все лучшее, что может быть в человеке. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
-
Урок-дискуссия в 11-м классе на тему: "Человек — революция — война" (4 часа) 2006
Цель урока: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому. Задача: обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы...
-
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского "Гроза" в 10-м классе. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? Трактовка образа Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, М.А. Антонович) 2008
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского «Гроза» в 10-м классе. Урок строится как обобщение изученного материала в форме дискуссии. Методом сопоставления разных трактовок образа Катерины в русской литературной критике 1860-х годов учащиеся приходят к собственным оценкам этой героини, развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал.
-
Урок-дискуссия по драме А.Н.Островского "Гроза" с участием психологов 2022
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20–30-е гг. На основе изучения реальных биографий представителей различных социальных групп Шарлотта Бюлер сформулировала идею о своеобразии жизненный путь человека. На основе этих исследований была создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии (совместно с Маслоу, Карлом Роджерсом).
-
Урок-дискуссия по литературе в 10-м классе "Достоевский и христианство" (по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы) 2009
В современном обществе возникает немало проблемных ситуаций в вопросах освещения веры и атеизма. Творчество Ф.М. Достоевского позволяет помочь учащимся преодолеть определенный психологический барьер. Изучение темы "Достоевский и христианство" предложено в первом, вводном уроке, перед изучением романа "Преступление и наказание", но опирается на ранее изученные произведения.
-
Урок-дискуссия по теме "Тема любви в пьесах А.Н. Островского" в 10-м классе 2008
Этот урок является итоговым в разделе "Художественный мир А.Н. Островского". Этот урок имеет значение для углубления представления учащихся об А.Н. Островском-драматурге для дальнейшего обучения навыкам самостоятельного анализа драматического произведения, самостоятельной работы с дополнительной критической литературой, для развития стремления к самообразованию у старшеклассников. Выбранная тема является актуальной для учащихся данного возраста.
-
Урок-дискуссия. М.Горький "Старуха Изергиль" 2009
В основе рассказа «Старуха Изергиль» лежит поиск незаурядной личностью разных возможностей своей связи с людьми. Проблема волнует и нас, живущих в XXI веке.