Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы и целей урока.
- Беседа о загадках.
- Как сделана загадка.
- Творческая работа.
- Итог урока.
Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора.
Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок.
II. Проверка домашнего задания.
Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним,
Какие виды сказок вы знаете?
Кто автор сказок?
Как сказки дошли до нас?
Какие средства передвижения используют сказочные герои?
Молодцы!
III. Сообщение темы и целей урока. На доске: "ЗАГАДКИ".
А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.
IV. Сообщение учителя.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.
Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.
В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах,
А вечером на 3 ногах?
Ответ: Человек.
Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
"Сидит девица в темнице,
А коса на улице".
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.
V. Как “сделана” загадка.
"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".
Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет?
Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
"Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон". (Гора.)
Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,
Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,
Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).
Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
Отгадывание загадок и определение их тематики.
Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:
ЗАГАДКА | Краткость, конкретность Иносказательное описание Предмета (метафора) |
+ | ритмичность и рифмованность, форма вопроса |
VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.
Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)
2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)
3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)
Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане.)
– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.
1) Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнцею)
2) Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –
Возьми золото. (Яйцо.)3) Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза.)
VII. Подведение итога урока.
Д/з: приготовить "рассыпную" загадку, попробуйте сочинить свою.