Цели:
- Образовательная – расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;
- Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;
- Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.
Оборудование: презентация, картина И. Репина «Бурлаки на Волге», аудиозапись песни «Эй, ухнем», рисунки учащихся «Волга сегодня».
Ход урока
Вступительное слово учителя:
«О, Волга, колыбель моя…» – тема нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД 1)
В начале учебного года, вы с интересом рассказывали о том, как провели летние каникулы. Многие из вас делились впечатлениями об отдыхе на Волге: рыбачили, купались, загорали, совершали путешествия на остров Свияжск и просто любовались красивыми волжскими просторами. (СЛАЙД 2)
В нашей жизни многое связано с Волгой
На гербе города Зеленодольска не случайно изображена ладья, которая плывет по голубым волнам. (СЛАЙД3)
Река Волга в сознании каждого россиянина – символ России, неотъемлемая часть ее истории и самобытной культуры. Волга знакома каждому жителю России, поэтому о ней сочиняют стихи, поют песни.
– Какими эпитетами называют Волгу в песнях, пословицах, в народной разговорной речи? Что такое ЭПИТЕТ?
(матушка, красавица, родная, царица, Волга-реченька и т.д.)
Как бы вы смогли раскрыть смысл строк, взятых из стихотворения Н.А. Некрасова
«О, Волга, колыбель моя». На этот вопрос мы ответим позже.
Давайте посмотрим, что значила Волга в жизни Некрасова?
Библиограф (СЛАЙД 4)
Детство Некрасова прошло на Волге в Ярославской губернии, среди живописной природы. Мать позволяла мальчику играть с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел. А сколько игр, приключений случалось с ними. Усталые и довольные, ребятишки любили посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых сильно поразил впечатлительного мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова. (СЛАЙД 5)
Будучи известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил её глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.
Учитель: В 1860 году Некрасов написал стихотворение «На Волге», которое
вы прочитали к сегодняшнему занятию. Беседу по содержанию стихотворения мы начнем со словарной работы (СЛАЙД 6)
Языковеды: бурлаки, баржа, лапти, расшива, бечева
1. Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:
Бурлаки – наемные рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по берегу, тянули баржи. Так было с 16 по 19 века. В 20 веке, с бурным развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс.
2. Бечева – прочная толстая веревка, канат;
Расшива – небольшое судно;
Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.
В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах (небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям-лямкам..
Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти)
Беседа: О чем поэт рассказывает в первой строфе, т. е. в начале стихотворения?
(СЛАЙД 7)
Чтение первой части (до слов «О Волга!...»
(Давно не был на Волге. Рад, что вернулся в родные места, любит Волгу. Вспоминает детство.)
– Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места? (любовь, восторг)
– Найдите в тексте поэтические выражения, которые показывают переживания автора.
(«..принес привет..», «...трепет прежних дней..»)
– Какой эпитет помогает нам увидеть красоту Волги? (светла и величава)
– В какой момент настроение автора резко меняется? Прочитайте эти строки.
(Но вдруг я стоны услыхал)
– Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?
(их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта.)
– Какими предстали бурлаки взору поэта? Дайте их словесный портрет.
Вспомним, что такое ПОРТРЕТ в литературном произведении?
Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать.
Найдите глагол, который передает движение бурлаков и попробуйте заменить его синонимом (ползти)
– Во что переходят стоны бурлаков? (стон переходит в похоронный крик, затем в вой)
Учитель Появление бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте найдем эти картины: два противоположных пейзажа.
Вспомним, что такое ПЕЙЗАЖ?
– Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок? (СЛАЙД 8)
(«Волга – колыбель моя» (стр. 165) Что такое колыбель?
Будущий поэт любит Волгу, «Любил ли кто тебя, как я?» называет её «родной»
Он рассказывает о своем счастливом , беззаботном детстве.
Мы наблюдаем гармонию в природе и в душе мальчика.
– Какой Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он её назвал?
(СЛАЙД 9)
(«Река рабства и тоски» стр. 166)
– Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…)
– Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (встреча с бурлаками)
– Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации. (5-я строфа.)
– Каким вы представляете бурлака с «болезненным лицом»?
– Почему мальчик почувствовал себя виноватым?
(его потрясла картина страдания людей, тяжелого труда)
Учитель: Именно поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую они назвал
«Рекою рабства и тоски»
Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.
Чтение последней части стихотворения.
– О чем говорится В последней части стихотворения. Как ее можно назвать? («Размышления о бурлаках», «Дума о судьбе бурлака»).
– Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? (Покорность, переходящая из поколения в поколение)
Учитель: О тяжелой жизни бурлаков написал картину Илья Репина «Бурлаки на Волге» (СЛАЙД 10)
Какова история создания картины?
Искусствовед-художник: Не только Некрасов изображал в своих произведениях тяжелую судьбу народа. Примерно в то же время в России жил другой человек, художник Илья Репин, который во время прогулки по Неве увидел изнеможенных, оборванных людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Но ведь были они люди, и такие же русские люди, как и те! Репину пришла мысль о создании картины. Он едет на Волгу, встречается с бурлаками, изучает их жизнь и создает картину «Бурлаки на Волге». Известно, что Илья Репин не знал стихотворения Некрасова, когда писал картину. И тем не менее, совсем по-некрасовски выглядят герои. (СЛАЙД 11)
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины. Кто изображен на к артине? Какими видит художник бурлаков? (описание картины учащимися) (СЛАЙД 12)
(СЛАЙД13)
Учитель Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картину Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков.
Значит, картины художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы.
Учитель: Есть народная песня о бурлаках «Эх, ухнем», или «Дубинушка»
Искусствовед – музыкант (СЛАЙД14)
Изначально народную трудовую песню «Эй, ухнем» исполняли не бурлаки, а дровосеки при вбивании свай в дружной совместной работе. Но почему именно эту песню поют бурлаки?
По своей интонации песня очень мерная, она как бы помогает всем вместе, разом тянуть баржу. Широко известен её припев: «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная, сама пойдёт, сама пойдёт! Подёрнем, подёрнем, Да ухнем!». Песня начинается тихо, постепенно становится все громче и громче, к концу исполнения становится снова тихой. Создается впечатление, что мы видим идущих нам навстречу людей, которые постепенно от нас удаляются).
Прослушивание песни «Эй, ухнем» в исполнении Федора Шаляпина
– Какие чувства вы испытали, прослушав эту песню? Почему песня вызывает такие противоречивые чувства?
(Песня вызывает чувство безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом люди
Обобщение учителя:
Итак, мы сегодня говорили о стихотворении Некрасова «На Волге», о любви поэта к родным, милым сердцу местам, Волгу он называет ласково «колыбелью». С другой стороны в стихотворении звучит глубокая боль поэта за страдающий народ. Мы работали над картиной Репина «Бурлаки», слушали народную песню «Эй, ухнем». И пришли к выводу:
и художник, и поэт, и музыкант смогли в своих произведениях одинаково точно передать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.
Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.
Прошло более 150 лет с тех пор, как было написано стихотворение Некрасова.
– За это время изменилась жизнь на Волге? Как вы думаете. Ребята?
(СЛАЙД 15). Построены новые электростанции, через Волгу возведены автомобильные и железнодорожные мосты. Бороздят волжские воды комфортабельные теплоходы, быстроходные ракеты и метеоры, которые изготовляют на заводе им. Горького. Тонны грузов перевозят современные баржи.
(Демонстрация учащихся рисунков «Волга сегодня»)
(СЛАЙД 16)
В 2013 году в районе Свияжска будет открыт логистический центр – огромный грузовой порт. Это новая страница в истории судоходства на Волге. И многие из вас, я думаю, работая на современных машинах, используя компьютерные технологии, смогут найти применение своим знаниям. Так много во все времена в нашей жизни связано с Волгой.
Оценки
Домашнее задание: выучить отрывок «О Волга!.. колыбель моя!»
(СЛАЙД 17)